Главные вкладки

    Мини-исследования на уроках обучения чтению и письму в первом классе в рамках реализации ФГОС НОО
    проект (русский язык, 1 класс) по теме

    Медведева Нина Анатольевна

    На уроках обучения письму и в дальнейшем на уроках русского языка проводится исслевовательская работа с фантиками от конфет для выработки навыков правописания в игровой форме. На уроках обучения чтению составляется свой алфавит "Положительные и отрицательные черты характера", впоследствии на уроках  чтения проводится исследование - анализируя произведения, отмечаем, как нужно себя вести, как нельзя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Медведева Н. А. учитель начальных классов  ВКК

    МКОУ Заводская СОШ

    Калачеевского района Воронежской области

    Мини-исследования на уроках обучения чтению и письму в первом классе  в рамках реализации ФГОС НОО

                                                                      Учиться надо весело. Для этого нужно

                                                                  знания поглощать с аппетитом

    Анатоль Франс

            Это выражение является девизом моей работы с детьми на протяжении всех лет педагогической деятельности. Чтобы появился этот аппетит, урок строится так, чтобы дети принимали активное участие в овладении знаниями. Это и сотрудничество с детьми по методике С. Н. Лысенковой – с  самого начала учить детей мыслить вслух. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. И проблемные  уроки Е.Л. Мельниковой – «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». 1

    Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требует поиска новых решений. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.    

     Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

    Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.   Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской  работе»2 -А.Н.Колмогоров.
             Под исследовательским обучением понимается «обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованной учителем». 3 Кларин М.В.

    С начала обучения в первом классе мы используем специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Это -  тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в энциклопедии, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в Интернете и т. д.

    В ходе бесед на классных часах выяснилось, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, создать что-то новое, свое. На таких желаниях работа стала строиться путем внушения детям, что для этого надо, прежде всего, быть образованным, грамотным человеком.                                          

       С этой целью с первого класса  на уроках обучения грамоте и письму происходит процесс вовлечения учеников в мини-исследования. А начать их с первоклассниками, мы считаем, лучше в игровой деятельности, с того, что им хорошо знакомо. Кто не помнит, как в детстве собирали фантики от конфет?  Есть такие конфеты, которые называются «Детям». Внутри фантика напечатана загадка. Читающие дети загадывали на уроке обучения грамоте загадки своим товарищам. Затем мы стали складывать в сундучок разные фантики от конфет для работы на уроках русского языка. Задания  дети выполняют сначала коллективно, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих, затем приучаем работать в группах. Выработка навыков правописания – процесс длительный. Есть дети, которые так и не осваивают навык грамотного письма, хотя устно прекрасно рассказывают правила. При письме в словах орфограмм не видят, а проверочные слова подбирают с трудом. Поэтому работу необходимо строить так, чтобы она могла захватить учащегося, удивить. И мы работаем на уроках с фантиками от конфет. Работаем в группах. Дети получают конверты с фантиками и выполняют различные задания. Одна группа находит в названиях конфет слова с одним слогом, другие – где два, три, четыре слога; с ударение на первом слоге, втором, третьем; отбирают фантики с интересными словами, с незнакомыми словами. Наклеивают фантики на подготовленные листы. Работа с незнакомыми словами продолжается дома с родителями. Тематика исследований богатая, зависит от изучаемой орфограммы: словарные слова, проверяемые безударные гласные, звонкие и глухие согласные, правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу и т. д. Аналогичная работа проводится позже и с фантиками, где напечатаны загадки. Это уже сложнее – нужно отыскивать слова на изученное правило в тексте. Такие мини-исследования нравятся моим ученикам. «Учиться писать грамотно трудно, но интересно» - честно признаются они.

    Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
                Что касается обучения чтению. Не секрет, что дети читать не любят.

    Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, друзей им заменяет Интернет. А младшим школьникам даже читать не очень нужно, они заняты только компьютерными играми.  А ведь «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» -  В. Сухомлинский.

    Девизом нашей работы на уроках чтения является пословица «В книге ищи не буквы, а мысли».

    Анализируя прочитанное, мы задаемся вопросами, почему тот или иной персонаж поступил определенным образом, думаем над тем, как бы на его месте поступили мы, что бы мы чувствовали, представляем, как бы в этой ситуации поступил кто-то из наших знакомых. Мы примеряем типаж описанных персонажей на людей из жизни, кого-то узнаем.

    Полезность чтения книг определяется еще и тем фактом, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону. Испокон века книга растит человека.

    Изучая алфавит, мы к каждой букве подбираем слово, обозначающее черту характера человека, составляем свою азбуку «Каким может быть человек».

       А – аккуратный

       Б – благодарный, благородный, благожелательный, бессовестный

      В – вежливый, воспитанный, важный, вор

                  Г – грамотный, гостеприимный, гордый, гениальный, герой, грубый

                  Д – добрый, дружелюбный, драчливый

      Е – естественный

                  Ж – жизнерадостный, жадный

       З – заботливый, злой

       И – искренний, интересный, изобретательный

      К – культурный, красивый

    Л – любящий, ласковый, любознательный, ленивый

    М – милый, миролюбивый, мудрый, мягкий, милосердный

                Н – нежный, надежный, настойчивый, находчивый, ненадежный,                                      неряшливый, неприятный, нервный

                О – организованный, образованный, общительный, откровенный, обаятельный, обходительный

                П – приятный, приличный, прилежный, правильный, порядочный, предатель, патриот

    Р -  разговорчивый, работящий, радушный, равнодушный

                С – спокойный, скромный, сообразительный, счастливый,        совестливый

    Т – талантливый, тихий, трудолюбивый, терпеливый, тактичный

    У – умный, уважительный, усидчивый, уверенный, учтивый

    Ф  - фантазер

    Х –храбрый, хороший, хитрый

    Ц – ценный, целеустремленный

    Ч – честный, чуткий, чувствительный, человечный

    Ш – шикарный, шалун

    Щ – щедрый

    Э – экономный, эрудированный

    Ю – юморист

    Я – яркий

    Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
              Анализируя произведения на уроках литературного чтения, мы проводим исследование «Какие черты характера проявляются в поступках героев. Как надо и нельзя поступать самому».

    Подобной работе уделяется большое внимание на уроках литературного чтения. Ведь во время чтения книг читатель входит в образ главного героя или реального человека и в будущем может спроецировать идеальный образ самого себя в реальной жизни.

    Чтение - это образование, учеба. Когда нужный материал выложен на бумаге, его можно перечитать несколько раз, запомнить. Книга хранит в себе научные открытия, исторические факты, всевозможные, необходимые сведения. Хорошая литература требует от читателя осмысления, переживания, работы ума и чувств. При помощи книг читатель воспитывает самого себя, сравнивает свои поступки с поступками героев, ищет примеры и идеалы. Задавая вопросы: «Как устроен мир? Зачем я живу? Кто я?», человек погружается в них, начинает понимать себя, пытается разобраться в своих чувствах и поступках, лучше понимает других людей.

    Уже, читая Азбуку, мы стараемся понять, чему можно научиться у героев прочитанного произведения, какие черты характера положительные, а какие отрицательные. Проводится исследовательская работа на каждом уроке.

    А.Барто «Помощница» - лень, хитрость

               А.Барто     «Зайка» - ненадежный друг

                М. Пришвин «Глоток молока» - милосердие

                К.Ушинский «Наше Отечество» - патриотизм

                Л.Толстой  «Правда всего дороже» - честность, смелость

                Л.Толстой  «Два товарища» - трусость, предательство

    Таким образом дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки».

    Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки.  

    Результаты моей работы уже видны. Большинство  учеников моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах школьного, районного масштаба, во  Всероссийских заочных конкурсах (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России «Познание и творчество»,  проектах.  Им это интересно. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

    Использованная литература

    1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные уроки обучения в начальной школе. Воронеж, 2008
    2. Интернет-ресурсы. Учительский портал
    3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах. М., 1994. с. 84
    4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Инновационные уроки // Современный урок. Ч.5. М., 2007
    5. Мамонтова Г.В. ж. «Начальная школа» №12, 2008
    6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с  учениками//Москва АПК и ПРО, 2006  с.4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.

    Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

    Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...

    Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

    Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

    Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

    практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

    Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

    Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 11 слайдов с иллюстрациями...