Реализация внеурочной деятельности в первом классе в рамках введения ФГОС.
статья по теме

Эзенкина Ирина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на ШМО40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

Эзенкина И.М.

29.03.12 г

Реализация внеурочной деятельности в первом классе в рамках введения ФГОС в  «К(С)КОУ «Чебоксарская  специальная (коррекционнаая)  начальная школа -детский сад №2»

МО и МП ЧР

Целью моего выступления является показать подходы, которые мы использовали для разработки программ внеурочной деятельности и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении.

Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования.   Разработан учебный план на 2011-2012 годы для учащихся 1-4  классов, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана, организована в школе с учетом:

        - запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;

- специфики образовательной деятельности школы;

- кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности.

Внеурочную деятельность мы рассматриваем как понятие, объединяющее все виды деятельности учащихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

        Структура учебного плана содержит 10 часов  внеурочной деятельности в каждом классе и представлена  следующими направлениями  и разделами:

1. Военно-патриотическое воспитание:

2. Научно-познавательная деятельность:

- программа «Мой край» (реализуется в 1 классах);

3. Художественно- эстетическое развитие учащихся

Программа «Театральная мастерская»

- программа «Школьный театр» (реализуется в 1 классах);

- программа «Музыкальная студия» (реализуется в 1 классах);

- программа «Смотрю на мир глазами художника» (реализуется в 1 классах);

- Игровая мастерская (реализуется в 1 классах).

4. Спортивно-оздоровительное направление:

- программа «Подвижные игры» (реализуется в 1 классах);

- спортивные игры (реализуется в 1 классах);

5. Общественно-полезный труд

Представляя подходы к разработке содержания рабочих программ по внеурочной деятельности, отмечу, что при их составлении мы исходили, прежде всего, из специфики работы школы как коррекционного учреждения.

Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности школы является организация исследовательской деятельности, которую  мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, позволяющей повысить не только конкурентоспособность учащихся, но и выйти на новый уровень достижений, значимых как для личности, так  и для муниципальной образовательной системы.

Поэтому в рамках внеурочной деятельности первоклассников особое место занимает реализация программы «Все узнаю, все смогу». Данная программа способствует развитию у детей исследовательского поведения, которое, на наш взгляд, выступает в качестве важнейшего источника личного развития и саморазвития.

Занятия  в рамках данной программы проводятся  как воспитателями, так и учителями начальных классов, поскольку они обладают достаточным арсеналом современных методик исследовательского обучения и имеют соответствующую курсовую подготовку. Программа направлена на формирование у учащихся познавательных функций всех уровней и способствует приобретению социального опыта.

         

        Внеурочная деятельность в рамках данной программы осуществляется также и на основе привлечения детей к каникулярному отдыху.

Развитию умений изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности помогает учащимся программа «Игровая мастерская». 

Два раза в неделю в рамках данной программы педагоги проводят игровой час в помещении городской Центральной детской библиотеки им. М. Трубиной, которая находится напротив здания школыи с которой нами заключено соглашение о сотрудничестве. Администрация библиотеки выделяет для занятий специально оборудованное помещение, где, используя различные образовательные и информационные ресурсы, педагоги помогают детям приобретать дополнительные знания и опыт социального общения со взрослыми и сверстниками за пределами школьного пространства.

          Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Это программы «Школьный театр», «Музыкальная студия», «Тестопластика», «Бумагопластика» .

Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.

 Так, при разработке содержания программы «Театральная мастерская» педагоги опирались на свой многолетний опыт.

Сегодня педагоги, реализующие программу «Театральная мастерская»,  ставят своей задачей помочь детям реализовать свои познания и умения в творческом показе, в работе над миниатюрами. Театральные игры обучают учащихся также общению друг с другом, развивают сценическое искусство, что способствует  развитию коллективного мышления и коллективного творчества.

Реализация программы внеурочной деятельности «Музыкальная студия» предполагает развитие у детей музыкальных способностей и рассчитана на 4 года. Программа «Смотрю на мир глазами художника» направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к истинной человечности и многообразию окружающего мира.

Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение учащихся  к занятиям спортом.

Это направление внеурочной деятельности для первоклассников представлено курсом:  «Подвижные игры». 

Для обучения первоклассников игре в шахматы в школе есть все необходимые условия, активно внедряем шахматы в образовательный процесс. Сегодня мы можем констатировать, что привлечение детей к шахматам оказывает большое влияние на развитие логического мышления детей, способствует креативности и самовыражению и во многом влияет на  успешность ребенка в учебном процессе.

Спортивные игры, которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

3.  При организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся в гимназии положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.

4. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды гимназии.

Мы пришли к выводу, что успешность  в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно,  от  целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

В завершение хочу отметить, что первый опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива школы важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для   достижения запланированных  образовательных результатов, обозначенных Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.