Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Малюгина Ритта Александровна

Конспект урока на закрепление материала по данной теме с использованием сказочных персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_bezudarnye_glasnye.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в проверке безударных гласных.

Цель: формировать умение самостоятельно объяснять выбранный способ проверки безударного гласного в корне, правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными

Задачи:

  1. Отрабатывать умение проверять слова с безударными  гласными;
  2. Познакомить с новым словарным словом;
  3. Развивать умение выявлять однокоренные слова, учить разбирать слова по составу;
  4. Работать над развитием речи;
  5. Развивать познавательный интерес учащихся;
  6. Воспитывать эстетические чувства.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в гости к бабушке?

(Ученики могут спросить к какой, или чьей, могут переглянуться и ничего не спросить – учитель ориентируется в своих дальнейших действиях по реакции детей)

Звучит музыка «Песня Красной Шапочки»

- Дело в том, что у Красной Шапочки заболела бабушка, а злой волк запер девочку на замок и не отпускает ее, пока она не выучит правило по русскому языку. Вот  Красная Шапочка просит нас о помощи.

- Ключ от замка волк  спрятал в этих словах, только это не простой замок, а кодовый и вместо ключа у него - код:

  1. Актуализация опорных знаний

- На какое правило собраны слова?

- Что нужно, чтобы выполнить это задание?

(Повторяется правило, подбирают проверочное слово и открывается пропущенная буква)

  1. Выявление темы и цели урока

- Ребята, а кто может сказать какое правило нужно выучить Красной Шапочке?

- Совершенно верно, она не знает, как правильно проверять безударную гласную, а вернее не умеет подбирать проверочные слова. Ну, я думаю, нам ее сегодня оставлять одну никак нельзя и мы должны помочь ей дойти до больной бабушки, а заодно научить ее работать с безударными гласными. Будем помогать девочке?

- Итак, будем подбирать код к замку.

- Посмотрите на слова и скажите: сколько безударных гласных требуют проверки? (5)

Чтобы найти правильное сочетание нам необходимо проверить все варианты сочетания этих букв, что мы и сделаем на минутке чистописания.

  1. Минутка чистописания

аоиея    оиеяа   иеяао   еяаои   яаоие

(Появляется Красная Шапочка)

-Мы освободили девочку, но нам нужно торопиться к больной бабушке, нужно успеть раньше волка. Этот злодей очень хочет рассказать бабушке, что ее внучка плохо учится. И у него даже есть доказательства.

- Куда же нам идти?

  1. Словарная работа

- Я думаю, в этом нам помогут ЭТИ слова

МОЛОТОК

- Как мы называем эти слова? (словарными) Почему?

- Нет ли среди этих словарных слов «лишних»? (молоток, лисица) Почему?

Выпишите в тетрадь слова с безударной непроверяемой «Я»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ном словарным словом. Это слово ЗЕМЛЯНИКА

- Чтобы нам запомнить написание этого слова, нужно разобрать его значение. Что нам в этом может помочь?

Работа со словарем.

- Запишите словарное слово к уже имеющимся, Поставьте ударение.

- Сколько безударных гласных в этом слове? Как можно запомнить их?

  1. Упражнение в подборе проверочных слов

- Мы изучили новое словарное слово и оно нам подсказало, что нам нужно идти через земляничную поляну.

- Дорогу нам преградила река. Посмотрите, в ней плавают уточки, они нам предлагают немного размяться.

ФИЗМИНУТКА

- Мы немного размялись и уточки показали нам, где тут есть мост.

- На какую морфему похож мост? (на корень)

- Давайте поработаем с однокоренными словами. Прочитайте текст.

   Быстро летит время. Из-за леса поднялась стая перелетных птиц. Они полетели с холодных лугов за синее море.

  1. Найдите в тексте однокоренные слова.
  2. Докажите, что они однокоренные.
  3. Выделите корень в каждом слове, поставьте ударение.

- Какие из однокоренных слов требуют проверки? Почему? (летит, полетели)

- А какое слово для них является проверочным? Почему? (перелётные)

  1.  Запишите в тетрадь однокоренные слова, начиная с проверочного.

- Почему нужно записывать однокоренные слова именно так, начиная с проверочного?

 

  1. Работа над разбором слов по составу

ПЕРЕЛЕТНЫХ

ФИЗМИНУТКА (появляется птица сойка)

  1. Закрепление изученного материала

- Посмотрите, что за птичка к нам прилетела?

- Птички – сойки. Они принесли нам рассказ о себе. Этот рассказ написала Красная Шапочка в школе и допустила в нем ошибки. Именно это доказательство нес волк бабушке, чтобы она расстроилась и не смогла выздороветь. Давайте поможем бедной девочке найти ее ошибки. Но работать мы будем в парах. Давайте вспомним правила работы в паре.

Сойкины дубки.

    Сойка уносит жёлуди долеко от дуба. Она прячет плады под мох. Земой птицы копают снег и ищут жёлуди. Но в зимле  остоётся много жёлудей.

- Какое правило нужно выучить Красной Шапочке? Давайте ей напомним его.

Проверка у доски.

- Выпишите из текста слова с безударными гласными по образцу предыдущего задания, т.е. сначала проверочное, а затем проверяемое. Если все выполнят работу правильно, мы сможем отправиться дальше.

  1. Разбор предложения

И у нас с вами последнее задание. Последнее предложение в этом тексте оторвал волк. Подумайте, чем может закончиться эта история.

(Если были придуманы хорошие предложения, то можно записать одно из них, или…)

- Ребята, Красная Шапочка вспомнила, какое предложение она записывала. (Открывается предложение), но она вспомнила только слова. Это пока на предложение пока не похоже.

- Составьте предложение, запишите его в тетрадь и сделайте разбор.

- Мы исправили все ошибки Красной Шапочки, она выучила правило. Теперь не стыдно пойти к бабушке.

(Вывешивается картинка бабушки)

  1. Итог урока

- Бабушка очень обрадовалась нашему приходу, ей сразу стало лучше, но Красная Шапочка стесняется рассказать бабушке о наших приключениях. Она наверное забыла, что «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Давайте ей поможем убедиться в этом и расскажем бабушке, что же с нами произошло.

Рассказы детей.

- Бабушка очень обрадовалась, что у ее внучки такие помощники и приготовила нам подарки. Она нам написала очень интересный рассказ о ягоде землянике.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

   Раньше всех созревает в лесу земляника*. Растет она на лесных вырубках и полянах, у старых пней и по оврагам.

   Земляника – самая вкусная, самая душистая и самая красивая ягода в лесу.

   Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую зеленую поляну. Дома всех угощаем душистой  и сладкой ягодой.

Прочитай. Найди в тексте слова с безударными гласными, подбери к ним проверочные слова. Выпиши, начиная с проверочного. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Правило проверки безударных гласных в корне слова.

Конспект урока по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой....

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова".

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С. Есенина и его стихотворением «Береза».Задачи:Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их провер...

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...