Методические рекомендации ВИДЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК 2-4 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предлагаю вниманию коллег свои наработки, которые позволяют мне добиваться высоких результатов по развитию орфографической зоркости учащихся, обогащают их словарный запас и развивают речь. Учащимся этот вид работы помогает оперативно мыслить в пределах той или иной темы.
Систематическое использование орфографических пятиминуток способствует закреплению изучаемых орфограмм. Ежедневные домашние задания (повторить правило и заданную тему по памятке) помогает довести знание правил и их применение в работе до автоматизма.
В процессе работы я сгруппировала слова по отдельным темам русского языка для 2-4 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 г. Белгорода»
Методические рекомендации
ВИДЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
2-4 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Кучеренко Наталья Ивановна,
Предлагаю вниманию коллег свои наработки, которые позволяют мне добиваться высоких результатов по развитию орфографической зоркости учащихся, обогащают их словарный запас и развивают речь. Учащимся этот вид работы помогает оперативно мыслить в пределах той или иной темы.
Систематическое использование орфографических пятиминуток способствует закреплению изучаемых орфограмм. Ежедневные домашние задания (повторить правило и заданную тему по памятке) помогает довести знание правил и их применение в работе до автоматизма.
В процессе работы я сгруппировала слова по отдельным темам русского языка для 2-4 классов.
Комбинируя слова из памяток, изученных на текущий день, можно составлять различного вида орфографические пятиминутки:
- Записать под диктовку, определить род имен существительных (прилагательных). Выделить знакомые орфограммы.
Например: длинный огурец знакомый ученик
широкая речка сладкий пирог
чужой пенал беговая дорожка
- Записать словосочетания, выделить знакомые орфограммы, определить время глаголов.
Например: забежал домой
кричит друзьям
споем о весне
- Записать под диктовку, выделить орфограммы, разобрать (по выбору учителя) слова по составу:
Например: чужая кружка соседская тележка
узкая дорожка мягкие подушки
- В этом задании можно использовать любую памятку (для проверки домашнего задания или как контрольную работу). Слова записать в два столбика (можно дать слова на карточке, на доске, продиктовать под диктовку или словосочетания слов из одной памятки или из разных памяток):
- Глаголы и имена прилагательные
Например: бежать, мясной, дарить, свисток, ядовитый, пилить, соленая, верхушка, чернила, тяжелый, катался.
- Имена существительные и имена прилагательные
Например: указка, гибкий, прорубь, резкий, сказка, вязкий, подружка, сладкий, кружки, узкий.
- Неодушевленные и одушевленные имена существительные
Например: соловьи, крылья, деревья, муравьи, здоровье, братья, Илья, семья, гостья, платье.
- Слова записать в три столбика (даны слова или словосочетания слов из одной памятки или из разных памяток):
- По родам
Например: поляна, стекло, незнакомец, голубь, мартышка, ястреб, беседка, веселье, вьюга, цветок, плечо, гнездо.
- По склонениям
Например: темнота, лесник, мелочь, единица, обезьяна, товарищ, зерно, пятно, дочь, помощь, скамья, молодежь.
- Диктант «Ассорти». Можно использовать словосочетания и 10-12 слов по изученным орфограммам.
Например: дружная семья, гибкая обезьяна, починить стулья, ядовитый гриб, пьют сливки, объявление о помощи, съедобный корешок, прополоть грядку, тяжелые стулья, посадка деревьев.
Задания:
- выделить нужную орфограмму
- поставить ударение
- подчеркнуть слова (существительные нужного рода, склонения, падежа (аналогично с именами прилагательными)
- подчеркнуть слова (глаголы нужного времени или спряжения)
- с одним из словосочетаний составить предложение, в котором выделить главные члены предложения, указать части речи, установить связь между словами, а затем записать это предложение в вопросительной форме.
Словарный минимум по отдельным темам,
изучаемым в начальной школе:
Памятка № 1 - Правописание безударных гласных
Памятка № 2 – Правописание слов с парными согласными
Памятка № 3 – Правописание слов с разделительным мягким знаком
Памятка № 4 – Правописание слов с удвоенной согласной
Памятка № 5 – Правописание слов с непроизносимой согласной
Памятка № 6 – Правописание слов с разделительным твердым знаком
Памятка № 7 – Правописание имен существительных с шипящей на конце
Памятка № 8 – Имена существительные, употребляемые только
во множественном числе
Памятка № 9 – Имена существительные, употребляемые только
в единственном числе
Памятка № 1
Правописание слов с безударной гласной в корне слова
Безударная «е» | Безударная «о» | ||
бежать бревно ведро верхушка весло гнездо залечить звезда зерно зеленеть лесник нагревание наследить небеса освещение отбежать перо плечо побежать побелить | побережье повредить поспешить потепление пригревать разбегаться сверло свеча седло село содержание стена стекло темнота улететь увидеть цветок чернила | вожатый выгонять гора горевать гористый долина доска истопник ковать кольца коса кроить новинка нога облокачиваться обновить опоздание орошение поглощать полянка | помогать посторониться проглотить прокормить прополоть разговаривать разговоры скворцы сломать снопы соленый спросить столбы стонать стоять толкать тропинка удобрение уронить утопить |
Безударная «а» | Безударная «и» | Безударная «я» | |
выработать в отдалении далекий дарить жалеть закаляйся знаменитость издавать испарение катался качели корабли маскировка мастерская награждение наказание нападение наслаждение незнакомец неподалеку оглавление обстановка очаровать | пастух подарить поздравление поскакали посадить правительство преподавать прибавлять приласкать продавать садовник сдавать сказание скалистый сокращать сожаление счастливый угадать ударение узнавать украшение уплатить часы шалить | аисты вычистить единица жилище записать кричать лицо оживление пилить починить приближение присоединить продвигаться свинья свисток скрипеть удивляться уединение число | взяла гряда мясной объявление объяснение плясать прямой пятно рябой тянулся тяжелый ядовитый |
Памятка № 2
Правописание слов с парными согласными
Ж-Ш | Ж-Ш | З-С | Б-П |
ватрушка горошки горшки гребешки детишки карандаш картошка катушка клюшка крышка лепешка мартышка матрешка орешки перышки плюшка подушка покрышка порошки пушка ребятишки старушка чашка | бумажка варежка гараж дорожка кружка ложка обложка пирожки поддержка подружка пригож прыжки пряжка сапожки сережки снежки сторожка стриж стрижка сыроежка тележка флажки | блузка вез вязкий глазки груз дерзкий замазка мороз обрезка повозка разгрузка резкий сказка узкий указка глобус записка колоски нес покос покраска | герб гибкий голубь дуб зубки клубки коробка ошибка пробка прорубь столб трубка хлеб шубка ястреб |
В-Ф | Д-Т | Д-Т | Г-К |
булавка вежлив добавка здоров канавка красив ловкий морковка обновка посев рукав сливка упаковка | беседка бородка брод грядка жидкий загадка изгородь кадка мед молод народ отряд посадка поход | пруд разведка редкий склад складка след соседка тетрадка труд укладка холод ягодка | друг когти луг миг ногти утюг флаг |
Памятка № 3
Правописание слов с разделительным мягким знаком
братья бьют веселье воробьи вьюга вьют гостья Дарья деревья | друзья жилье здоровье Илья колосья колья крылья листья муравьи | ночью обезьяна оладьи осенью перья платье пьют ручьи семья | скамья соловьи стулья счастье сыновья Татьяна ульи хлопья шью |
Памятка № 4
Правописание слов с удвоенной согласной
аккуратно аллея аппарат аппетит аттестат бассейн ванна весенний грамм грипп группа длинный жужжит касса класс классик | коллектив коллекция комиссия кросс кроссовки килограмм иллюстрация масса медленно миллион миллиард одиннадцать осенний оттепель перрон программа | профессия пассажир рассказ расстояние ранний русский ссора суббота сумма телеграмма терраса трасса территория тонна троллейбус утренний | хоккей шоссе Россия Алла Анна Геннадий Римма Инна теннис |
Памятка № 5
Правописание слов с непроизносимой согласной
Запомни! | Проверяй! | |
вкусный интересный лестница напрасный опасный праздник ужасный чувства чудесный | вестник грустный звездный известный капустный местность ненастный окрестность пастбище поздний | прелестный радостный свистнул сердце солнце счастливый тростник честный |
Памятка № 6
Правописание слов с разделительным твердым знаком
въезд объявление объединить подъезд подъем подъемный | подъехал съедобный съежился съезд съел |
Памятка № 7
Правописание имен существительных
с шипящей на конце
Мужской род | Женский род | |||
багаж богач борщ врач гараж грач ерш калач камыш карандаш кирпич | ключ ковш ландыш лещ луч малыш мяч нож обруч плащ силач | скрипач сторож стриж сургуч сыч ткач ткач товарищ чертеж чиж | брешь брошь вещь глушь горечь дичь дочь дрожь ложь мелочь | молодежь мощь ночь печь полночь помощь речь рожь сушь течь |
Памятка № 8
Имена существительные,
употребляемые только во множественном числе
ворота горелки грабли дрожжи жмурки клещи кусачки ножницы | опилки очки плоскогубцы похороны тефтели хлопоты чернила |
Памятка № 8
Имена существительные,
употребляемые только во единственном числе
бегство бензин железо засуха каучук крапива молодежь молоко ненависть | погода свекла силос синева темнота хлопок цемент щавель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-362-1637350312.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.
Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/15/picture-19261.jpg)
Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"
У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-174282-1513260749.jpg)
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила списывания и методика проведения контрольного списывания, алг...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-174282-1513260749.jpg)
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679723-1443984336.jpg)
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»
Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-1511551-1707502095.jpg)
Методическое пособие "Орфографическая разминка: путь к орфографической зоркости"
Проблема обучения грамоте всегда чрезвычайно остро стояла не только в педагогике, но и в жизни социума, ведь грамотность народа – это его сильная сторона в борьбе за культуру. Поэтому так важно ...