Конспект урока "Правописание устойчивых буквосочетаний ча-ща"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Надеюсь, что этот конспект поможет полноценно подготовиться к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx173.95 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Предметная область: Русский язык (автор В.П.Канакина)

Класс : 2 (часть 2)

Конспект урока на тему:

«Правописание устойчивых буквосочетаний – ча, -ща»

ЦЕЛЬ:  Формирование умения написания устойчивых буквосочетаний  -ча – ща.

Учебные задачи, направленные на достижение личностный результатов обучения:

- формировать интерес к предмету русский язык;

- формировать уважительное отношение к иному мнению и иной точке зрения;

- развивать навык сотрудничества с учителем и сверстниками, находить выход из спорных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- удерживать учебную задачу;

- формировать умение слушать, слышать, выстраивать речевые высказывания с устойчивыми буквосочетаниями;

- формировать умение  работать в статичных группах;

- формировать начальные формы рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать умение распознавать звуки [ч'], [щ'];

- актуализировать знания детей об устойчивых сочетаниях – ча, -ща;

- научить писать слова с устойчивыми сочетаниями –ча, -ща;

- научить видеть и слышать слова с устойчивыми буквосочетаниями –ча, -ща.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, ПК учителя, учебники, сигнальные карточки (индивидуальные и групповые), «дерево успеха».

Структура урока.

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент).

 У. - Здравствуйте, ребята!   Весело звенит звонок,

                                                    Начинается урок!  

  - Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Настроение замечательное. Мы начинаем урок русского языка.

2.Актуализация знаний.

У.- Ребята, в какую страну мы отправились с вами на прошлом уроке?

Д. – Мы посетили страну «Орфографию».

У.-  Кто живёт в этой стране?

Д. – В этой стране живут орфограммы.

У. – А что такое орфограмма?

Д. – Орфограмма – это буква, написание которой надо проверять.

У. – С какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке?

Д.- С правописанием буквосочетаний  -жи, -ши.

У. – Что мы узнали о правописании данных буквосочетаний?

Д. – Жи, ши – пиши с буквой «и».

У. - Чему учились?

Д. - Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка.

У.- Проверим себя. Применим полученные знания. Посмотрите внимательно на экран. Что изображено на рисунках?

       

       

Д. – На рисунках изображены камыши, груши,  лыжи,  ерши, часы.

У. –Подпишите рисунки и подчеркните изученную орфограмму. (Дети выполняют задание в тетрадях,  один ученик работает у доски.  Сравнивают выполненную работу с эталоном с эталоном.)

3. Выявление учебной проблемы (целеполагание).

У. – Ребята, все ли слова вы смогли подписать правильно?

Д. – Нет .

У. –Какое слово вызвало затруднение?

Д. – Часы.

У. – В чём трудность?

Д. – Мы не знаем, какую букву писать после «ч» -а или –я.

У.- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?

Д. – Мы будем знакомиться с буквосочетаниями –ча , -ща.

У.- Какова же тема нашего урока?

Д. – Правописание буквосочетаний –ча, -ща.

На экране появляется тема:

«Правописание устойчивых буквосочетаний –ча, -ща».

У. – Чтобы сформулировать задачи урока, продолжите предложения.

  (на экране появляются слова, дети формулируют задачи)

Узнаем…..

Будем учиться…..

Находить….

Оценивать….

4. «Открытие» детьми нового знания. Выход из проблемной ситуации.

Учитель организует подводящий диалог.

У.- Что вы знаете про звуки [ч'], [щ']?

Д.- Звуки [ч'], [щ'] согласные, т.к. воздух при произнесении встречает преграды, непарные,  глухие, всегда мягкие .

У.- Молодцы! А что вы знаете о буквах –а, -я?

Д. – Буквы –а, -я гласные, т.к.этими буквами обозначаются гласные звуки. Буква «а»  указывает на твёрдость предыдущего согласного звука, а буква «я» -  на мягкость предыдущего согласного звука.

У.- Как вы думаете, нужно ли дополнительно показывать мягкость звуков [ч'], [щ']?

Д.- Нет.

У. – Раз дополнительно указывать на мягкость не нужно, какую же  гласную букву мы должны писать в буквосочетаниях – ча, -ща?

Д.- Букву «а».

У. – Сформулируйте вывод.

Д.- Буквосочетания –ча, -ща пиши с буквой «а».

(Учитель организует деятельность по работе с учебником)

У.- Ребята, давайте откроем учебники на с.11 и проверим верно ли наше утверждение.

( Дети открывают учебники, проговаривают  правило)

У. – Соответствует ли наше утверждение правилу в учебнике?

Д. – Да, соответствует.

5. Первичное закрепление.

(Учитель организует работу с учебником)

У. – Ребята, откройте ,пожалуйста , упр.21. Прочитайте. Что вы заметили?

Д. – В этом упражнении записаны слова с изученными орфограммами.

У. – Какие орфограммы есть  в словах?

Д. – Правописание буквосочетаний  -жи, -ши  и –ча, -ща.

У.- Ваша задача: выписать 5 слов с буквосочетаниями –ча, -ща и подчеркнуть орфограмму.

(Дети выписывают слова, подчёркивают орфограмму)

У. – Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, правильно ли выполнено задание, сравните с учебником.

(Дети делают взаимопроверку и сравнивают с эталоном)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( Учитель организует самостоятельную  работу учащихся в статичных группах.  Дети пересаживаются в группы, соответственно цветовой карточке, которую

каждый ребёнок получил до урока      . ,      ,      .  Аналогичная карточка лежит на столе )

Каждая группа получает задание:

     Запишите слова и вставьте пропущенные буквы: крич…ть, трещ…ть, ч…ша, туч…,  куч…, щ…вель, ч…щ… .

   Запишите слова,  вставьте пропущенные буквы: крич…ть, трещ…ть, ч…ша, туч…,  куч…, щ…вель, ч…щ…  и  подберите сами  слова на эту орфограмму.

 Запишите слова,  вставьте пропущенные буквы: крич…ть, трещ…ть, ч…ша, туч…,  куч…, щ…вель, ч…щ…,  подберите сами  слова на эту орфограмму и составьте словосочетания с данными словами.

Дети самостоятельно работают в группах и осуществляют самопроверку по эталону.

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

У. – Молодцы! Хорошо поработали в группах. Рассаживайтесь на свои места.

(Дети рассаживаются по местам)

У.- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на упр. 19. Прочитайте. Это упражнение вы будете делать дома. Ваша задача списать словосочетания и вставить пропущенные орфограммы. Для тех, кому это задание покажется слишком простым – дополнительное творческое задание: составить предложение с одним из словосочетаний.

(Дети внимательно слушают задание и записывают его в дневник)

8. Рефлексия.

У. – Ребята, какую «страну» мы сегодня снова посетили?

Д. – Мы посетили страну «Орфографию».

У. – С кем из жителей этой страны мы сегодня встретились?

Д. – Мы встретились с буквосочетаниями –ча, -ща.

У. – Что мы о них узнали на уроке?

Д. – Мы узнали, что буквосочетания –ча, -ща нужно писать всегда с буквой «а».

У. – Чему научились на уроке?

Д. – Мы научились писать слова с буквосочетаниями –ча, -ща и находить эти слова среди других слов.

У. – Перед вами лежит «шкала успеха», оцените свою работу на уроке.

(Дети  осуществляют самооценку своей учебной деятельности)

1.

Я участвовал в обсуждении

2.

Я хорошо выполнил самостоятельную работу

3.

 Активно работал в группе        

4.

Научился писать устойчивые буквосочетания –ча, -ща.

5.

Выполнял  правила поведения

        

У. – А вот с каким настроение вы закончили  урок мы увидим, когда вы повесите «яблочки» на «дерево настроений» (Дети вешают «яблоки» трёх цветов на плакат с деревом)

                                           

                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" ...

Конспект урока "Устойчивые выражения" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель: повторить фразеологические обороты с детьмиЗадачи:- строить предложения с применением устойчивых выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей- выяснить какую роль игр...

Конспект урока "Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ".

Конспект урока "Правописание буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ»

Цель  урока:                  Формирование умения  писать слова  с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, ч...

Конспект урока "Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу." 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2-ГУчитель: Трегубова Диана СергеевнаДата: 22.12.2020 г.Тема урока: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.Тип урока: урок обобщения и...