Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Крушинская Светлана Михайловна

 Цели:  создать условия для закрепления правописания безударных окончаний мужского и среднего рода, познакомить со способом склонения имен прилагательные на –ий-, ье, правильно определять падеж

Скачать:


Предварительный просмотр:

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цели:  создать условия для закрепления правописания безударных окончаний мужского и среднего рода, познакомить со способом склонения имен прилагательные на –ий-, ье, правильно определять падеж;

способствовать развитию   внимания, памяти, умению сравнивать, анализировать, делать вывод;

содействовать воспитанию осознанного поведения на уроке, объективного оценивания своей работы, умению работать в группе.

Ход урока.

1.Настрой.

  Заполните  таблицу и выделите окончания прилагательных.:
И.п. верный друг ласковое слово
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

   Проверка – фронтальный опрос.

2.На экране изображение хвоста лисы и гнезда вороны. Опишите с помощью прилагательных эти предметы. Какие словосочетания можем назвать, чтобы сразу догадались, кому принадлежат предметы. Сравните с предыдущими словосочетаниями, заметили ли вы что-то новое?  

Какой будет цель на сегодняшний урок?

3.Работа в группах: заполнить таблицу:

 

Муж.р.

Ср.р.

вопрос

окончание

вопрос

окончание

И.п.

какой? 

 

какое?

 

Р.п.

какого? 

 

какого? 

 

Д.п.

какому? 

 

какому? 

 

В.п.

какой? 

 

какое?

 

Т.п.

каким? 

 

каким?

 

П.п.

о каком? 

 

о каком?

 

                                

Самопроверка групп:

таблица-памятка.

 

Муж.р.

Ср.р.

вопрос

окончание

вопрос

окончание

И.п.

какой? чей?    

 -ий

какое? чьё?

 -е

Р.п.

какого? чьего?

 -его

 какого? чьего?

 -его

Д.п.

какому? чьему?

 -ему

 какому? чьему?

 -ему

В.п.

какой? чей?

какого? чьнго?  

 -ий

 -его

какое? чьё?

какого? чьего?

 -е

 -его

Т.п.

каким? чьим? 

 -им

 каким? чьим? 

-им 

П.п.

о каком? о чьём?

 -ем

 о каком? о чьём?

 -ем

Помощь, подсказка учителя по ходу работы- Для чего мы составили такую таблицу?

- Какой вывод можете сделать? (похожи вопросы, окончания в Р, Д, Т, П. падежах)

- А как же будем различать? (по роду сущ –го)

4.Физминутка.

5.Работа в группах:

По заячь…  (       ) следу, из козь…   (       )сыра, под черепашь…  (        ) панцирем, у волчь…   (         ) логова, о павлинь…    (        )хвосте, в сорочь…   (        ) гнезде, от собачь…                    (         )лая, к обезьянь…  (       ) питомнику.

Самопроверка, на доске:

По заячьему (Д.п.) следу, из козьего (Р.п.)сыра, под черепашьим(Т.п.) панцирем, у волчьего(Р.п.) логова, о павлиньем (П.п.)хвосте, в сорочьем(П.п.) гнезде, от собачьего (Р.п.)лая, к обезьяньему(Д.п.) питомнику.

Оценка своей работы в группе.

6.Самост. работа.

  1. Запишите словосочетания, выделите окончания, определите падеж

     Овечий взгляд, в птичьем гнезде, в волчий тулуп, по сокольему пути, из беличьего меха.

 2.    Спишите предложения, вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

Зимние шапки ш..ют из соболь…, лись…, беличь…  меха. На льдине отдыхает тюлен… стадо. На заячь…  хвосте издалека виднелось черное пятнышко.

  1. Используя прилагательные медвежий и охотничье, составьте предложения. Укажите род, число и падеж прилагательных.

«Лидеры» помогают при проверке выполненных заданий у остальных учащихся.

7.Рефлексия, самооценка,

8.Д.з. – просклонять прилагательные – птичье, соболий. Доп. – составить предложения с этими прилагательными.

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных муж. и ср. рода.

Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

По заячь…  (       ) следу, из козь…   (       )сыра, под черепашь…  (        ) панцирем, у волчь…   (         ) логова, о павлинь…    (        ) хвосте, в сорочь…          (        ) гнезде, от собачь…  (         ) лая, к обезьянь…  (       ) питомнику.

Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

По заячь…  (       ) следу, из козь…   (       )сыра, под черепашь…  (        ) панцирем, у волчь…   (         ) логова, о павлинь…    (        ) хвосте, в сорочь…          (        ) гнезде, от собачь…  (         ) лая, к обезьянь…  (       ) питомнику.

Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

По заячь…  (       ) следу, из козь…   (       )сыра, под черепашь…  (        ) панцирем, у волчь…   (         ) логова, о павлинь…    (        ) хвосте, в сорочь…          (        ) гнезде, от собачь…  (         ) лая, к обезьянь…  (       ) питомнику.

Вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

По заячь…  (       ) следу, из козь…   (       )сыра, под черепашь…  (        ) панцирем, у волчь…   (         ) логова, о павлинь…    (        ) хвосте, в сорочь…          (        ) гнезде, от собачь…  (         ) лая, к обезьянь…  (       ) питомнику.

  1. Запишите словосочетания, выделите окончания, определите падеж.

     Овечий взгляд, в птичьем гнезде, в волчий тулуп, по сокольему пути, из беличьего меха.

 2.    Спишите предложения, вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

Зимние шапки ш..ют из соболь…, лись…, беличь…  меха. На льдине отдыхает тюлен… стадо.

3.Используя прилагательные медвежий и охотничье, составьте  2 предложения. Укажите род, число и падеж прилагательных.

1.Запишите словосочетания, выделите окончания, определите падеж.

     Овечий взгляд, в птичьем гнезде, в волчий тулуп, по сокольему пути, из беличьего меха.

 2.    Спишите предложения, вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

Зимние шапки ш..ют из соболь…, лись…, беличь…  меха. На льдине отдыхает тюлен… стадо.  

3.Используя прилагательные медвежий и охотничье, составьте 2 предложения. Укажите род, число и падеж прилагательных.

  1. Запишите словосочетания, выделите окончания, определите падеж.

     Овечий взгляд, в птичьем гнезде, в волчий тулуп, по сокольему пути, из беличьего меха.

 2.    Спишите предложения, вставьте пропущенные окончания, определите падеж прилагательных.

Зимние шапки ш..ют из соболь…, лись…, беличь…  меха. На льдине отдыхает тюлен… стадо.  

3.Используя прилагательные медвежий и охотничье, составьте  2 предложения. Укажите род, число и падеж прилагательных.

 

Муж.р.

Ср.р.

вопрос

окончание

вопрос

окончание

И.п.

какой? 

 

какое?

 

Р.п.

какого? 

 

какого? 

 

Д.п.

какому? 

 

какому? 

 

В.п.

какой? 

 

какое?

 

Т.п.

каким? 

 

каким?

 

П.п.

о каком? 

 

о каком?

 

 

Муж.р.

Ср.р.

вопрос

окончание

вопрос

окончание

И.п.

какой? 

 

какое?

 

Р.п.

какого? 

 

какого? 

 

Д.п.

какому? 

 

какому? 

 

В.п.

какой? 

 

какое?

 

Т.п.

каким? 

 

каким?

 

П.п.

о каком? 

 

о каком?

 

 

Муж.р.

Ср.р.

вопрос

окончание

вопрос

окончание

И.п.

какой? 

 

какое?

 

Р.п.

какого? 

 

какого? 

 

Д.п.

какому? 

 

какому? 

 

В.п.

какой? 

 

какое?

 

Т.п.

каким? 

 

каким?

 

П.п.

о каком? 

 

о каком?

 

 

Муж.р.

Ср.р.

вопрос

окончание

вопрос

окончание

И.п.

какой? 

 

какое?

 

Р.п.

какого? 

 

какого? 

 

Д.п.

какому? 

 

какому? 

 

В.п.

какой? 

 

какое?

 

Т.п.

каким? 

 

каким?

 

П.п.

о каком? 

 

о каком?

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.п. верн ый друг ласков ое слово Р.д. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Слайд 4

Муж.р. Ср.р. вопрос окончание вопрос окончание И.п. какой? чей? -ий какое? чьё? -е Р.п. какого? чьего? -его какого? чьего? -его Д.п. какому? чьему? -ему какому? чьему? -ему В.п. какой? чей? -ий какое? чьё? -е Т.п. каким? чьим? -им каким? чьим? -им П.п. о каком? о чьём? -ем о каком? о чьём? -ем

Слайд 5

По заячь ему (Д.п.) следу, из козь его (Р.п.)сыра, под черепашь им (Т.п.) панцирем, у волчь его (Р.п.) логова, о павлинь ем (П.п.)хвосте, в сорочь ем (П.п.) гнезде, от собачь его (Р.п.)лая, к обезьянь ему (Д.п.) питомнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».  Тема«Правописание безударных падежных окончаний...

Конспект урока "Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода" 4 класс

Конспект урока "Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода" 4 класс УМК "Школа россии"...

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

Презентация по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

Презентация по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» (4 класс)...