Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Вибе Наталия Георгиевна

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение.

Опасные при письме места. Комбинированный урок

(обучение грамоте + письмо)

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

(С.Н. Лысенкова)

Вибе Наталия Георгиевна,

учитель начальных классов МОУ школа №8

Г.о. Жуковский Московской области.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Подготовка к чтению.

Читаем слоги и сочетания букв по ленте. Сочетания усложняются от первого к последнему.

Подготовка к письму. Прописываем элементы букв. Круглые слияния и соединения.

  1. Постановка проблемы.

Готовы работать? Тема предстоит очень сложная, поэтому будьте внимательны.

Прочитайте столбики слов.

враг                        враги

кот                        коты

Чем похожи слова в каждом столбике? А чем похожи слова в каждой строчке? А чем отличаются?

Проведем звуко-буквенный анализ слов.

-  - о –                        - - о = о

- о -                            - о – о

В чем теперь наблюдаем сходство слов в стороке? (Один слог) Какие гласные звуки там слышим? (…, ударные) Как они обозначены на письме? (Соответственно) Значит, приходим с вами к нашему сегодня первому выводу: ударный гласный звук о, а обозначается соответствующей буквой гласного.

А теперь обращаем внимание на второй столбик – чем похожи эти слова? (Состоят из двух слогов, ударный слог последний) А какой гласный мы слышим с обоих словах на месте безударного? (А) Проверьте себя: в первом столбике было так же? (Нет, там слышали разные звуки) Ну-ка перепроверим себя: произнесите слова из первого столбика еще раз. Одинаковые гласные звуки слышим? (Нет) А во втором столбике? Произнесите слова. Безударные гласные одинаковые? (Да) Ну а теперь самый главный вопрос: а какими буквами этот одинаковый безударный  гласный звук обозначен – тоже одинаковыми? (Нет, в первом случае а, а во втором – о)

  1. Поиск решения.

Мне кажется, мы открыли с вами какой-то секрет письма – не правда ли? Одинаковый безударный гласный [а] какими буквами на письме может быть обозначен? (о, а) Почему такого не происходило в первом столбике? (Там звук был ударным) Может быть, кто-нибудь сможет сформулировать секрет языка, который нам с вами сегодня удалось открыть?

Ударному гласному доверяем и сразу обозначаем его соответствующей буквой; безударному гласному доверять нельзя, потому что он может быть обозначен разными буквами.

Попробуем отразить это на схеме:

[о]                о, а

[о]                    о

                а

Кто сможет «прочитать» схему?

А теперь открываем прописи. Подскажите, пожалуйста, в слова какого столбика мы сразу же с вами сможем вписывать верную букву, доверяя звуку? (В первый) Проверим себя. Прочитайте слова:

враг

кот

Какие звуки слышим? (…) Какими буквами их обозначаем? (…) Почему мы можем это сделать? ( Гласный звук ударный)

А можно ли сразу же обозначать гласный в словах второго столбика? Почему? (безударный) Докажите. Произнесите слова. Работаем с карандашом – готовимся к списыванию. Вспоминаем механизм списывания:

Как списывать текст?

  1. Прочитай слово. Уточни его значение.
  2. Прочитай слово орфографически, повтори по написанному.
  3. раздели слово на слоги, составь схему.
  4. Отметь слабые позиции в слове, объясни, какие сможешь.
  5. Проговори слово орфографически.
  6. записывай слово и диктуй себе слово орфографически (не глядя в источник).
  7. Прочитай слово по слогам, чтобы проверить, нет ли пропущенных букв.
  8. Отметь слабые позиции в написанном слове, объясни, какие сможешь, сверь их с источником.

Читаем слово, делим его на слоги. Отмечаем ударные и безударные гласные звуки. Повторяем слово, гладя в схему. Какие буквы нам надо вставить? Вписываем буквы. Работаем с прописью и карандашом – отмечаем места опасностей. Сверяем то, что написали, с букварем. Все верно?

  1. Выражение решения.

Так какой секрет языка мы с вами сегодня открыли?

Может быть, знаете, почему так происходит с безударными гласными? Как узнать, когда какой безударный гласный пишется?

Вот этим нам с вами предстоит заниматься на будущих уроках. А пока – помним про опасность: безударному гласному нельзя доверять, он может обозначаться разными буквами. Поэтому во всех словах под безударным гласным мы будем ставить точку – сигнал «Внимание! Опасность!»

  1. Рефлексия.

Ну-ка попробуем найти опасности в следующих предложениях букваря. Кто справится быстрее? Первое слово веду я, а дальше – тот, кто справится.

(Объяснение учителя, затем ведут дети по слову: слово прочитали, выделили слоги, поставили ударение, под безударным гласным – точка)

А теперь – пробуем применить все это на письме. Помним механизм списывания? давайте покажем мамам, какими мы стали взрослыми и как хорошо, красиво и без ошибок уже умеем списывать даже трудные предложения.

Работаем с предложением для списывания (По механизму)

  1. Творческое выражение.

А может, у нас получится и записать предложение под диктовку? Только оно будет не простым: вам нужно будет придумать и дописать последнее слово в нем. Готовы?

На ёлке висят ….

(Опасные места проверяем по букварю или по записи на доске. Последнее слово дописывают сами)

Что получилось? А получилось ли написать без ошибок? Проверьте себя (По букварю или по доске)

  1. Перспектива.

Итак, какой секрет языка мы с вами сегодня открыли? (…) Почему так происходит, узнаем чуть позже, а пока учимся находить опасность и сигнализировать о ней. Как теперь будем действовать? (…) А как вы думаете, такие опасности письма могут быть только у гласных звуков? (…) Вот, оказывается, сколько еще секретов нам предстоит открыть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и внекл чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И. Чуковского"

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и вн чтения в 1 классе "Буква Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Комбинированный урок обучения грамоте и письма.

Урок обучения грамоте и письма на тему : "Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С.С....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»

Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний»....