Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пустошило Светлана Анатольевна

Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №3» к «Букварю» Т.М. Андрияновой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukva_t.docx33.33 КБ
Файл urok_pisma_bukva_t.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»

Описание материала: Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №3» к «Букварю» Т.М. Андрияновой).

Цель: научиться писать строчную букву т

Задачи:

1. Образовательные:

- Формировать умение писать букву т;

- Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;

- Закреплять написание изученных букв

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма: Проблемно – диалогическая игра – путешествие

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении

Структура и ход урока

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.Мотивационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

3. Постановка проблемы

4. Постановка учебной задачи.

5. Решение учебной задачи.

а) Выделение элементов буквы т.

б) Написание буквы т

Физкульт-минутка

в)Написа-ние сло-гов и со-четаний с буквой т

г) Написание слов с буквой т

Физкульт-минутка

д) перевод печа-тного текста в письменный

5. Подведение итогов

6.Рефлек-сия

Учитель вместе с детьми говорит стихотворение

-Для чего нам нужно выполнять эти правила?

Обращение к детям:

- А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех!

Обращение к детям:

-Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалося сосна.

-Ребята! Мы приглашаем вас на прогулку в зимний лес.

СЛАЙД № 1(картинка зимнего леса)

Учитель задаёт вопросы:

Кого мы там можем увидеть? Отгадайте!

- Кто отправится в полёт,

В клюве веточку несёт?

- Как одним словом сказать, это кто?

СЛАЙД №2

(картинки зимующих птиц) - Мы сегодня будем в гостях у зимующих птиц, они будут давать нам задания, а мы будем их выполнять.

Пальчиковая гимнастика.

СЛАЙД №3 (слово дятел)

Он в своей лесной палате Носит пёстренький халатик, он деревья лечит, постучит, деревьям легче.

Задание детям:

- Откроем Прописи на с.15 и выполним буквенный диктант (записать первую букву, с которой начинается слово):

воробей, дятел, галка, утка, аист, оса, йогурт, торт.

Учитель задаёт вопросы:

- Почему мы не можем записать эту букву?

- А вы хотите её научиться писать?

- А в жизни, где это умение вам пригодится?

Учитель задаёт вопросы:

- Какая тема нашего урока?

- Чему мы должны научиться?

- Как мы будем это делать?

СЛАЙД №4 (изображение снегирь) - Следующее задание даёт вам, угадайте кто?

- Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом, тут как тут!

Учитель даёт задание:

- Назовите элементы, из которых состоит буква т

- А на какую букву похоже написание буквы т?

Учитель задаёт вопрос:

- Может мне кто – то поможет рассказать, как писать букву т

СЛАЙД №5 (буква т)

Учитель даёт задание:

- На образце сделайте графический разбор буквы

Учитель вместе с детьми проговаривает слова и делает движения

- Вспомним правила просадки при письме

Задание детям:

- Пишем букву т до конца строчки, проговаривая алгоритм написания буквы

- Возьмите простой карандаш и найдите буквы, которые написаны так же, как в образце. Поставьте точки под этими буквами.

- Поднимите руку те дети, у которых такие буквы есть.

На полях поставьте знак «+»

Учитель загадывает загадку:

- Следующее задание даёт нам маленькая птичка, которая по дворам шныряет, крохи собирает

СЛАЙД №6 (изображение воробья)

Задание детям:- Найдите правильную букву т, а остальные зачеркните наклонной линией

Учитель задаёт вопросы:

- Какая это будет буква по счёту?

- Поднимите руку, у кого также? Молодцы!

На полях поставьте знак «+»

-Кто ошибся?

- Чему мы сейчас учились?

 Посмотрите на следующую строчку. Как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?

Задание детям: прочитать слоги и сочетания на следующей строчке

- Напишем эти слоги и сочетания, объясняя соединения буквы т с другими буквами, соблюдая 4 условия

Учитель задаёт вопрос:

- Какие условия мы должны соблюдать при письме?

Задание детям:- Оцените свою работу по 4 условиям. Поднимите руку те дети, у кого все условия грамотного письма выполнены.

Поставьте на полях знак «+».

Учитель загадывает загадку:

- Угадайте, про какую птицу можно сказать так:

- Окраской сероватая,

Повадкой вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона! Кто она?

СЛАЙД №7 (изображение вороны)

Задание детям:

- Прочитайте слово в следующей строчке

- А сейчас прочитайте его справа налево. Оно читается одинаково. Такие слова мы будем называть слова – перевёртыши. А кто ещё знает такие слова?

-Кому трудно, оглянитесь вокруг и найдите такие слова.

(Слова на карточках развешены на стенах класса) Назовите их

- Я предлагаю вам право выбора: вы можете записать слово тут по точкам, а кто – то может уже самостоятельно напишет это слово до конца строчки. Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

- Оцените свою работу. Поставьте знак «+», кто написал красиво, чисто, аккуратно, грамотно

-Чему мы сейчас с вами учимся?

Задание детям:

- Решите задачку и запомните те слова, которые начинаются на букву т:

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

- Какие слова на букву т вы запомнили?

- Запишите эти слова самостоятельно, глядя на образец в прописи или на слайде

- Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.

- Какие трудности при написании вам встретились?

Задание детям:

-Разгадайте ребус и вы узнаете, какая птица вам скажет следующее задание

- Читаем слова в последней строчке в прописи

- Приготовьте сигнальные карточки

-В каких словах звук [т] произносится мягко, а в каких твёрдо (зелёный квадрат – мягкий согласный, синий квадрат – твёрдый согласный)

- Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.

- Какие трудности при написании вам встретились?

- Чему мы сейчас учились?

Учитель говорит слова:

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учитель загадывает загадку:

- Следующее задание вам даёт, угадайте кто это?

Красный клюв

И пёстрый хвост-

Как красив поющий….

- Что вы знаете о нём?

СЛАЙД №8 (изображение дрозда)

- Оказывается, учёные его ставят на 1 место и считают, что дрозд поёт лучше даже соловья.

Задание детям:

- Прочитайте следующее слово в прописи?

Учитель задаёт вопросы:

- Кто знает значение этого слова?

- А где можно узнать?

 СЛАЙД №9 (изображение насекомого)

Учитель дополняет: - Трутень- это крупное насекомое с огромными почти во всю голову глазами. У него мощные крылья. Нам людям его можно не бояться, у него нет жала. Они летают с большой скоростью. Питаются мёдом, которые приготовили пчёлы.

Задание детям:

- Запишите эти слова, переводя печатные буквы в письменные, соблюдая условия грамотного письма

- Какое умение мы сейчас развивали?

- Заканчивается прогулка в зимний лес. Мы встречали птиц и выполняли их задания. Сосчитайте сколько плюсов, т.е. заданий вы сделали успешно?

- Поднимите руку те дети, которые выполнили 7 заданий успешно.

- Какие затруднения были у вас?

- Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать! Вы уже близки к успеху!

Учитель задаёт вопрос:

- Как мы можем помочь пернатым?

Учитель проводит беседу:

- Птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их. Сделайте кормушки для птиц вместе с родителями. Прикрепите их у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. А весной они порадуют вас своим пением.

- Чему мы сегодня учились на уроке письма?

- Продолжи предложения:

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…

Я удивился…

- Ребята! Вы у меня молодцы! Вы мне помогли провести урок

- Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко!

Дети хором говорят слова:

- Мы умные, мы дружные, мы внимательные, мы старательные, мы в первом классе учимся и всё у нас получится!

Дети проверяют готовность к уроку

Высказывания детей

Высказывания детей

- Птицы

- Дятел.

Дети записывают буквы

Дети отвечают на них:

- Мы не умеем писать строчную букву т

-Высказывания детей

Дети отвечают на вопросы:

- Письмо строчной буквы т

- научимся писать новую букву

- научимся писать её в соединении с другими буквами в слогах или сочетаниях

- научимся писать её в словах

- научимся переводить из печатного текста в письменный

- Узнаем, из каких элементов состоит буква т

Дети отгадывают:

- Это снегирь

«наклонная линия», «бугорок», «качалочка», «крючок до середины»

- На букву п

Один из учеников совместно с учителем показывают развёрнутый алгоритм написания буквы т:

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии и не доходя 1/3 сверху, «бугорком» уходим вправо, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, вновь поднимаемся по наклонной, с 1/3 сверху выписываем «бугорок». опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины

Дети работают в Прописи на с.16

Дети сравнивают буквы с образцом в тетради и на слайде, проверяют и ставят знак + на полях

Дети отгадывают:

- Это воробей

Работа в прописи на с.16

- Первая буква

Самопроверка

Самооценка

- Мы учились писать строчную букву т

- Мы будем учиться писать букву т в слогах и сочетаниях

Пишем: красиво чисто аккуратно грамотно

тв тл та

Дети отгадывают:

- Ворона

Дети говорят условия, которые они соблюдают при письме:

Г – грамотно писать, без ошибок

Э – элементы писать правильно

Н – буквы писать наклонно

Р – не переходить за верхнюю и нижнюю линию рабочей строки

Дети пишут в тетрадях, один из учеников «ведёт» их за собой, проговаривая способы соединения буквы т с другими буквами

Дети оценивают свою работу: самопроверка, самооценка

тут

Дети находят глазами карточки со словами:

Боб, кок, как, наган, заказ

Дети выполняют по выбору задание в тетради.

Дети оценивают свою работу: самопроверка, самооценка

- Учимся писать букву т в словах

- Двое

ты, с тобой

Дети самостоятельно пишут слова в тетради

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

Высказывания детей

Дети разгадывают ребус: 40А - сорока

Каток нитки канат тень

У детей на партах зелёные и синие квадраты

Дети по очереди читают слова и показывают сигнальные карточки

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

- Учились писать букву т в словах

Дети выполняют движения

Дети отгадывают:

- Это дрозд

- Дрозд вьёт гнёзда на деревьях

- Он очень хорошо поёт

- Трутень

Дети затрудняются

- В энциклопедии

- Найти в интернете

- Спросить у родителей

- Прочитать в толковом словаре

- Спросить у учителя

Дети пишут слова. Один ученик на доске

Дети оценивают свою работу: самопроверка, самооценка

- Переводили печатный текст в письменный

Дети смотрят в тетрадь и считают, сколько у них плюсов

Дети читают стихи со

СЛАЙДА №10

- Покормите птиц

зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

- Учились писать строчную букву т и соединять с другими буквами в словах

Спросить 5-6 учащихся разного уровня

Дети поднимают кружки, оценивая свою 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Марабаева Л.А .

Слайд 7

7

Слайд 11

На уроке я узнал…. Я научился…. У меня получилось… Самое трудное на уроке… Мне захотелось…

Слайд 12

Сегодня на уроке удивился научился обрадовался узнал понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы р "

Научить писать строчную букву “р”. Закрепление графических и каллиграфических навыков письма.Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, пространственные соотношения букв...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Письмо строчной буквы «у»".

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе для детей 7 вида на тему "Письмо строчной буквы «у»"....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...