План урока русского языка "Местоимение"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Кудрявцева Любовь Гавриловна

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_mestoimenie.doc974 КБ

Предварительный просмотр:

План-сценарий урока русского языка.

 Тема урока:: «МЕСТОИМЕНИЕ». Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Цель урока: углубить знания учащихся о местоимении.

Задачи урока:

- обучающие: совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении местоимений в речи; формировать умения использовать их грамотно в письменной речи.

 - развивающие: развивать умения учащихся работать в группе, развивать познавательный интерес, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

- воспитательные: развивать умения сотрудничать, помогать друг другу, формировать у учащихся коммуникативные умения.

Методы ведения урока: проблемно-поиковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

пп

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока, на которых технология применяется

1.

Организационный.

Ввод в тему урока.

Здоровьесберегающие технологии.

I этап. Сообщение темы урока. Чтение письма Королевы Местоимения.

Дыхательная гимнастика.

2.

Проблемный метод.

II этап. Преодолев препятствие – отгадать загадки (в отгадках спрятаны местоимения).

3.

Творческий метод.

Развивающие, игровые технологии.

III этап. Работа с текстами (связь с уроком окружающего мира).

4.

Развивающие технологии.

IV этап. Работа по карточкам. Связь с уроком литературного чтения. Подбор однокоренных слов.

5.

Самопознание, самооценка.

V этап. Задания «Гора грамотности», самостоятельное выполнение задания, самопроверка, самооценка.

6.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

VI этап. Звуковое письмо Королевы Местоимения.

7.

Творческий метод.

VII этап. Творческое домашнее задание: написать личное письмо-поздравление с днём рождения Королеве Местоимения.


Х О Д     У Р О К А

1. Организационный   момент.   Физкультминутка.  

    Дыхательная гимнастика.

2. Сообщение целей урока.

а) чтение отрывка из книги Бондаренко «Урок - творчество учителя» (рассказ Я.Корчака).

«Я вам расскажу об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое словцо: «кто?»

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». А не будь этой малышки, ты должен был бы спросить: «Это тетя стучит, или продавец посуды, или нищий, или сестра». А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет...». А ты бы мог три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый как мышь, разозлился, и не ел бы, и не пил бы, все только спрашивал бы. А так «Кто там?» - и в этом коротеньком «кто?» сидят все имена всех на свете людей».

«Кто» - это местоимение.

Вот сегодня мы и будем говорить с вами о местоимениях, будем учиться находить их в тексте, постараемся понять их роль в русском языке. Итак, мы отправляемся в путешествие в страну Местоимению.

(Стук в дверь. Почтальон (учитель) заносит письмо детям).

б) учитель зачитывает письмо-обращение.

«Здравствуйте, друзья!

Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых.  А главное, знающих людей. Пройти пройти в мой дворец не просто. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдете все испытания, расскажите всё, что  обо мне знаете, я буду рада приветствовать вас в моём Дворце.

Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. Команда набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота.

В добрый путь!

Королева местоимения».

в) чтение (хором) стихотворения: Как названья дать словам:

Я, ты, мы, и Нам, и Вам,

Кто и Что, Какой и Сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш и Ваш, и мой, и твой,

Их, его, ее и свой.

Это без сомненья,

Все Местоименья.

3. Учитель: А знаете ли вы, почему они так называются - «Местоимения»? (Местоимения - вместо имени). Какого? Существительного, имени прилагательного, имени числительного.

Местоимение не называет предмет, количество, а указывает на них.

I. Пещера загадок.

1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы).

2. Сколько личных местоимений в слове?         (Семь-я)

3. Первый слог - личное местоимение 2 лица.

    Второй - звук, который издает лягушка?

                   Вместе - название овоща         (Ты-ква).

4. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица,

    Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик.  

    Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.         (Я-щик).

5. Первый слог - личное местоимение 1-го лица,

Второй, третий — синоним к слову «горе».

Вместе обозначают человека, который любит жаловаться.         (Я-беда).

6. В каком местоимении одна буква, два звука? (Я – [й][а] )

А теперь хитрый вопрос.

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?                 (Они Вы -мы-ты).

ТАБЛИЦА

Я

МЫ

ТЫ

ВЫ

ОН, ОНА, ОНО

ОНИ

Дети делают вывод: это личные местоимения.

II. «Лесные премудрости».

Задание: Замените существительное личным местоимением.

I ряд.  Орел свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на   высоком дереве.

II   ряд.  Самое  маленькое  гнездо  вьет  королек.   Королек  сам меньше стрекозы, и дом у    него с кулачок.

III ряд.  Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.

У доски работают три ученика. Проводится проверка заданий.

Учащиеся использовали в задании личные местоимения - оно, он, она, (у него).

ВЫВОД: Каким членом предложения может быть местоимение? Подлежащим – она (пеночка), дополнением - у него (у королька).

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

Учитель: Прежде, чем перейти к следующему этапу урока, проведем игру.

III. Игра «Вертушка».

На правильном восьмиугольнике, разделенном на 8 секторов, написано одно из личных местоимений: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Крутится «волчок». Игрок указывает лицо и число данного местоимения, составляет с ним предложение. Крутит вертушку для «друга».

У доски работают по «цепочке» 5 человек.

«Четвертое - лишнее».

Я, он, на, ты                               Мы, он, вы, но

Нас, нами, нет, нам                   Мнем, мну, мне, мни

Мной, меня, мни, мне              Тебя, тебе, тобой, табун

Вас, воз, вес, вар                       Он, его, ему, яму

Но, оно, она, они                       Нос, низ, нас, нес

Учащиеся объясняют, почему выделено то или иное слово.

IV. «Поляна сказок».

Учащимся раздаются карточки с заданием:

 Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора.

 А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Беседа по сказке.

Работа в парах.

Учащиеся выполняют задания по карточкам. Учитель подробно объясняет задания учащимся.

Слабые учащиеся выполняют упражнение из учебника.

V. Гора грамотности.

Написать местоимения в нужном падеже.

1 команда                             2 команда                         3 команда          

С  (он)         Т.п.              У (он)      Р.п.                     К (она)   Д.п.

У  (она)       Р.п.              Над (она) Т.п.                    Над (он) Т.п.

За (она)       Т.п.              К (он)       Д.п.                   О (он)      П.п.

Перед (он)  Т.п.              О (она)     П.п.                   От (она)   Р.п.

Вывод: местоимения 3-го лица в косвенных падежах имеют род.

VI. ИТОГ УРОКА.

В течение урока заполняется сводная таблица «Местоимение».

а) Звучит аудиозапись «Письмо Королевы Местоимения».

VII. Домашнее задание:

Написать личное письмо - поздравление Королеве, поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)

На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

План урока русского языка по теме:"Повторение. Бузударные глассные в корне слова, проверяемые ударением".

Ребята совершенствуют умение распознавать проверяемые безударные гласные в корне слова, проверять их....

План урока русского языка во 2 классе по теме "Перенос слов" ( Школа России)

Русский язык 2 класс («Школы России»)Тема. Перенос слов.Цель. Развитие умения делить слова на слоги и переносить по слогам.           Формирование уме...

План урока русского языка по теме "Колобок"

План урока по сказке "Колобок"...

План урока русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола".

План-конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола". Программа РО Л.В.Занкова....

Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету  «Русский язык»  для 2 класса  МКОУ Куйбышевская общеобразовательная  школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...