Рабочая программа по русскому языку 4 класс по УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_gotovaya.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа по русскому языку составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2004 г.;
  • Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2004 г.;
  • Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.;
  • Программа для общеобразовательных учреждений/ Т. Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.;
  • Учебный план МБОУ «Казанцевская ООШ» на 2013 – 2014 учебный год;
  • Школьное положение о рабочей программе.

Рабочая программа по русскому языку определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса русского языка в 4 классе в МБОУ «Казанцевская ООШ».

Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку.

Функции документа.

-  нормативная, т. е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;

-   целеполагания, т. е. определяет ценности и цели;

- определения содержания образования, т. е. фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная, т. е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, т. е. выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных и имён прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных окончаний и личных окончаний.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».      

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007; авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» Т. Г. Рамзаевой, Москва, Дрофа, 2008; федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.

При реализации рабочей программы используется УМК Рамзаевой Т. Г., входящий в Федеральный перечень учебников, реомендованный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений учащихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.

Согласно базисному учебному плану на изучение русского языка в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 ч в неделю (170 ч в год).

Формы и средства контроля.

В рабочей программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды текущих и итоговых проверок: фронтальные и индивидуальные опросы, диктанты, тесты, изложения, сочинения. 

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  • контрольный диктант – 8;
  • изложение – 6;
  • сочинение – 4.
  • Контрольное списывание – 2

Примерный объём письменных работ:

  • словарный диктант – 12-15 слов;
  • контрольный диктант – 65-70 слов (I полугодие), 75-80 слов (конец года);
  • тексты, предназначенные для изложения – на 15-20 слов больше по сравнению с диктантами.

Учебно-тематический план (Содержание программы)

Учебно - тематический план

 п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Компетентности учащихся

Диктанты

Изложения

Сочинения

Контрольное списывание

1.

Повторение

16 ч

1

Знать:

- обобщенные сведения о слове, предложении, тексте;

- признаки изучаемых частей речи;

Уметь:

- применять знания в целях правильного написания слов, точного употребления их в речи, правильного построения предложений, создания текстов;

- делать звуко-буквенный разбор слова;

- разбирать слово по составу;

- писать родовые окончания изучаемых частей речи.

2.

Предложение

12ч

1

1

1

Знать:

- главные и второстепенные члены  предложения;

- отличия простого и сложного предложения;

- признаки однородных членов предложения;

Уметь:        

- сознательно употреблять в речи предложения с однородными членами;

- сопоставлять предложения с однородными членами и сложносочиненное предложение без союзов и с союзами а, и, но.

3.

Текст

5 ч

1

Иметь представление о теме и основной мысли текста.

Знать:

- виды текстов;

Уметь:

- озаглавливать текст

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части;

- составлять план текста.

4.

Части речи. Имя существительное

48 ч

3

1

2

Знать:

- об имени существительном как части речи (значение, род, склонение в ед. и мн.ч., несклоняемые  сущ-е;

Уметь:

- правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном и во множественном числе;

- правильно использовать падежные формы существительных для точного выражения мыслей;

Знать:

- об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от сущ-го.

Уметь:

- употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

- правильно писать падежные окончания прилаг-х в ед. и во мн.ч., родовые окончания.

5.

 Имя прилагательное

33 ч

1

1

1

6.

Местоимение

7 ч

1

Знать:

- роль личных местоимений в нашей речи;

- особенности местоимений 1,2,3-го лица.

Уметь:

- правильно писать местоимения с предлогами;

- осознанно употреблять местоимения в тексте;

Знать:

- о глаголе как о части  речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении);

Уметь:

- спрягать глаголы и писать правильно личные окончания;

- распознавать лицо глагола,

- осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Знать:

- о наречии как о  неизменяемой части речи; значение и вопросы; роль в общении. Уметь:

- употреблять в глагольных словосочетаниях;

- правильно писать наиболее употребительные наречия с суффиксами –а,-о.

7.

Глагол

40 ч

2

1

2

8.

Наречие

Уровень усвоения не проверяется

9.

Имя числительное

Уровень усвоения не проверяется

Знать:

- о роли в общении; их употребление в речи

- склонение количественных числительных в словосочетаниях;

10.

Развитие связной речи

Работа по развитие речи проводится в течение года

- Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану);

-  Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

- использование при составлении текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т.д.

11.

Повторение изученного за год

9 ч

1

1

- Сопоставление изученных частей речи, особенности их.

- Изменение частей речи (изменение по числам и падежам сущ-х и прилаг-х, изменение глаголов по временам, числам и лицам, изменение по родам прилаг-х и глаголов в прошедшем времени в ед.ч.

- усовершенствование орфографического навыка (правописание падежных окончаний сущ-х и прилаг-го и личных окончаний глаголов)

- морфемный состав слова и правописание корней слов.

Всего

170

8

6

4

2

Требования к уровню подготовки учащихся.

     В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся должны:

 знать/понимать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения.

уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст ( 75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
  • производить фонетический разбор слов ( типа лодка, школьный, площадь);
  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);
  • производить разбор слова как часть речи : начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных , начальная  форма , род, падеж, число имен прилагательных; начальная ( неопределенная) форма, спряжение, время, лицо ( в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  • составлять текст плана;
  • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение -  и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу,  благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
  • писать сочинение повествовательного характера (обучающее);
  • различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;
  • распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.  

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

         знать/понимать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

         уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

  •  грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•   производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;

•   подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•   распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

•   изменять имена существительные по числам;

   •  склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

•   изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;

•   изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

•   распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

•   устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

•   распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

•   производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

•   интонационно правильно произносить предложения;

          • писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

•   определять тему и основную мысль текста;

•   делить текст на части, соблюдать красную строку;

•   устанавливать связь между частями текста;

•   устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

•   озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

•   распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

          •  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

 • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • речевое оформление ответа.
  • Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

«5» ставится, если ученик:

  • обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

«2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Оценка грамматического задания.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.).

                

  1. Словарный диктант        (оценивается строже контрольного диктанта).

«5» – нет ошибок;                                                                

«4» – 1 – 2 ошибки;                                                                

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);                                        

«2» – 5 – 7 ошибок.                                                                

        

Изложение, сочинение.

Критерии оценки:

  • навыкам связной письменной речи дети только обучаются;
  • эти навыки более сложные, чем орфографические, т. к. при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.

В изложении, сочинении оценивается:

  • содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
  • построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  • построение предложений, соблюдение порядка слов;
  • лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
  • орфографическая и пунктуационная грамотность.

«5» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1-2 исправления.

«4» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

б) грамотность: допущены 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.

«3» – а) по содержанию и речевому оформлению: допущены отклонения от авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; имеются речевые неточности; отпускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста;

б) грамотность: допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

«2» – а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторской темы; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствует связь между ними; бедность словаря; более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;

б) грамотность: допущено более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

8. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений/ Т. Г. Рамзаева. –М.: Дрофа, 2010.
  2. Учебник. Русский язык. 4 класс. В 2 ч.: учебник/ Т. Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2008 г.
  3. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи: 4 класс. В 2 ч./ Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина. – М.: Дрофа, 2010 г.

                     4.Поурочные разработки по русскому языку О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова .К учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык »,2008г.

        Тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Дата

Факт.

Дата

провед

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Повторение изученного в 3 классе  (16 часов)

1.

1.

Предложение. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в предложении.

Повторение изученного

Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации

Знать типы предложений по цели высказывания и интонации.

 Уметь расставлять знаки препинания.

Д.з стр. 3 упр.2

2.

2.

Главные и второстепенные  члены предложения

Повторение изученного

Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос

Д.з стр. 10 упр.8

3.

3.

Связи в предложении. Словосочетание.

Комбинированный

Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации

Текущий

Д.з стр.10 упр.13

4.

4.

Текст. Виды текстов.

Комбинированный

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания.

Тест №1

Д.з стр. 11 упр.15

Выучить три типа текста.

5.

5.

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

Обобщающий

Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов.

Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения.

Тест №2

Д.з стр. 15 упр.22

6.

6.

Состав слова.  Роль каждой части слова в языке.

Обобщающий

Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи.

Знать что такое родственные слова, название общей части родственных слов. Уметь писать родственные и однокоренные слова.

Д.з стр. 18 упр.29

Д.з стр. 19 упр.33

7.

7.

Правописание гласных и согласных в корне слов

Повторение изученного

Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.

Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

Тест №3

Д.з стр. 22 упр.38

Д.з стр. 27 упр.50

8.

8.

Р/Р     Структура повествовательного текста (начало, основная часть, концовка). Изложение текста по коллективно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь выделять основные части текста.

Упр.44,стр. 25

Д.з стр. 27 упр.51

9.

9.

Приставки и  предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Повторение изученного

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.

Знать отличительные признаки приставок и предлогов. Уметь правильно их писать.

Работа над ошибками.

Тест №4

Д.з стр. 30 упр.56

10.

10.

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

Повторение изученного

Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие.

Знать правописание Ь и Ъ знаков.

Д.з стр. 33 упр.61

11.

11.

Части речи. Имя существительное.

Повторение изученного

 Общие сведения о сущ, прилаг, глаголах. Распознавание частей речи.

Знать признаки имени существительного. Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х.

Д.з стр. 35 упр.67

12.

12.

 Склонение имён существительных.

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант (текст
80 слов)
с грамматическим заданием

13.

13.

 Склонение имён существительных.

Комбинированный

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу.

Знать падежи. Уметь склонять имена существительные

Д.з стр. 37 упр.73

14.

14.

Имя прилагательное. Повторение.

Повторение изученного

Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам.

Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного

Д.з стр. 40 упр.78

15.

15.

Глагол. Повторение.

Повторение изученного

Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Тест №5

Д.з стр. 43 упр.82

16.

16.

Р/Р Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

Практического применения знаний

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.82, стр. 43.

Описательный текст о медведях.

Предложение (12 часов)

17.

1.

Однородные члены предложения.

Изучение нового

 Особенности однородных членов предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Работа над ошибками

Д.з стр. 45 упр.86

18.

2.

Упражнения в распознавании однородных членов предложения.

Повторение изученного

Однородные члены предложения.

19.

3.

Запятая в предложении  с

однородными членами

без союзов.

Изучение нового

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Д.з стр. 48 упр.89

20.

4.

Упражнение в постановке запятой и чтении предложений с однородными членами.

Повторение изученного

21.

5.

Однородные члены предложения с союзами.

Изучение нового

Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Д.з стр. 50 упр.93

22.

6.

Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но.

Повторение изученного

Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

Д.з стр. 52 упр.98

23.

7.

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Повторение изученного

Построение предложений с однородными членами предложений. Упортребление в речи предложений с однородными членами предложений.

Словарный диктант (безударные гласные в корне)

Д.з стр. 53 упр.100

24.

8.

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

25.

9.

Упражнение  в правильном построении предложений с однородными членами.

Комбинированный

Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

5-6 загадок с предложениями, в которых есть однородныечлены предложения.

26.

10.

Прямая речь. Обозначение прямой речи на письме.

Изучение нового

Прямая речь. Кавычки.

Знать обозначение на письме прямой речи, схематическое обозначение.

27.

11.

Диалог.

Изучение нового

Диалог.

Знать обозначение диалога на письме.

28.

12.

Обращение

Изучение нового

Обращение.

Уметь правильно оформлять на письме предложения с обращением, распознавать их в  устной и письменной речи.

Тест №6

29.

1.

Текст и основная мысль текста.

Комбинированный

Сопоставление темы и основной мысли текста.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

Д.з стр. 57 упр.106

30.

2.

Р/Р    План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.107, стр. 58

Д.з стр. 60 упр.108

31.

3.

Текст и основная мысль текста.

Комбинированный

Работа над ошибками

Подготовиться к словарному диктанту.

32.

4.

Составление текста по опорным словам.

Комбинированный

Озаглавливание текста. Анализ содержания текста по опорным словам. Построение простых и сложных предложений.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

Словарный диктант.

33.

5.

Деление текста на части.

Практического применения знаний

Деление текста на смысловые части. Составление плана.

Знать признаки и оформление прямой речи на письме.

34.

1.

Склонение имён существительных.

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

Д.з стр. 63 упр.113

Выучить памятку на стр.62-63

  35.

2.

Упражнения в склонении имён существительных.

Комбинированный

Изменение существительных по падежам.

Знать особенности несклоняемых имен сущ-х.

Уметь определять падеж имен существительных

Письмо под диктовку.

Д.з стр. 64 упр.114

  36.

3.

Несклоняемые имена существительные.

Комбинированный

Несклоняемые имена существительные.

Знать несклоняемые сущ-е

37.

4.

Именительный падеж имён существительных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять.

Д.з стр. 66 упр.119

38.

5.

Родительный падеж имён существительных.

Комбинированный

Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки родительгог падежа. Уметь его определять.

Д.з стр. 69 упр.125

39.

6.

Дательный падеж имён существительных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять.

Д.з стр. 70 упр.128

40.

7.

Винительный падеж имён существительных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать отличия винительного и именительного падежей.

Д.з стр. 74 упр.135

41.

8.

Творительный падеж имён существительных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять.

Д.з стр. 75 упр.139

42.

9.

Предложный падеж имён существительных.

Комбинированный

Особенности имен сущ-х в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей.

Знать признаки предложного падежа. Уметь его определять.

Д.з стр. 77 упр.144

Д.з стр. 79 упр.148  (устно)

43.

10.

Именительный и винительный падежи.

Комбинированный

Изменение существительных по числам и падежам

Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных

Д.з стр. 80 упр.151

44.

11.

Винительный и предложный падежи ( в сопоставлении).

Комбинированный

Различие падежей по совокупности их признаков.

Знать отличительные признаки винительного и предложного падежей. Уметь безошибочно их определять.

Д.з стр. 84 упр.159

45.

12.

Упражнение в склонении имён существительных.

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

Д.з стр. 83 упр.157

46.

13.

Упражнение в склонении имён существительных

Комбинированный

Различие падежей по совокупности их признаков.

Знать, как и  уметь определить падеж имени существительного.

Работа над ошибками

Д.з стр. 85 упр.161

47.

14.

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Повторение изученного

Падежи. Склонение имен сущ-х.

Уметь применять полученные знания на практике.

Тест №7

48.

15.

Р/Р    План текста. Изложение по коллективно составленному плану.

Практического применения знаний

Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Упр.163, стр.86

Д.з стр. 85-86 упр.162

49.

16.

Три склонения имён  существительных.

Изучение нового

Имена сущ-е.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации

Работа над ошибками

50.

17.

Три склонения имён  существительных.

Изучение нового

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

Д.з стр. 89 упр.168

51.

18.

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Закрепление

Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже.

Д.з стр. 91 упр.173

52.

19.

Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных , употреблённых в косвенных падежах.

Изучение нового

Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже.

Знать о склонении имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

Д.з стр. 92-93 упр.176

Выучить памятку стр.91

53.

20.

Ударные и безударные окончания имён существительных.

Правописание безударных и ударных падежных окончаний  имен существительных 1 скл.

Знать о  1 склонении имен существительных.

Уметь распознавать тип склонения  имен существительных

Д.з стр. 95 упр.183

54.

21.

Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ. 1,2, 3 склонения.  

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов, -ин
)

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

Д.з стр. 101 упр.193

55.

22.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

Д.з стр. 98 упр.188

56.

23.

Р/Р     Изложение текста-повествования.

Практического применения знаний

Выделение в тексте существенного и точная передача содержания.

Знать  грамматические признаки имени

существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

Изложение

Упр.191, стр. 99-100

Д.з стр. 100 упр.192

57.

24.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

Комбинированный

Анализ допущенных ошибок в изложении.

Знать виды текстов. Уметь их различать.

Работа над ошибками

58.

25.

Правописание безударных окончаний сущ.  В дательном падеже.

Комбинированный

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в  дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже.

Д.з стр. 102 упр.195

59.

26.

Правописание безударных окончаний существительных в  родительном и дательном падежах.

Изучение нового

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах

Д.з стр. 104 упр.199

60.

27.

Правописание окончаний сущ. 1-го и 3-его склонения в  родительном и дательном падежах.

Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах.

Д.з стр. 106 упр.203

61.

28.

 «Правописание окончаний имён существительных».

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

Д.з  устное сообщение о дельфинах

62.

29.

«Правописание окончаний имён существительных».

Комбинированный

Анализ допущенных ошибок в диктанте.

Уметь применять полученные знания на практике.

Работа над ошибками

63.

30.

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.

Комбинированный

Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. Без предлога.

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги
про, через, сквозь

Д.з стр. 108 упр.207

64.

31.

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.

Изучение нового

Правописание имен существительных в творительном падеже.

Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже.

Д.з стр. 110 упр.213

65.

32.

Р/Р Сочинение по картине Пластова «Первы«Правописание окончаний имён существительных».й снег»

Практического применения знаний

66.

33.

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Комбинированный

Работа над ошибками

67.

34.

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Изучение нового

Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний.

Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже.

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы

орфографии и пунктуации

Д.з стр. 112 упр.218

68.

35.

Повторение пройденного. Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Повторение изученного

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний.

Тест №8

Д.з стр. 113 упр.220

69.

36.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Комбинированный

Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

Д.з стр. 116 упр.228

70.

37

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Правописание окончаний имён существительных.

Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х

Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

Д.з стр. 119 упр.235

71.

38.

Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление и обобщение изученного.

Повторение и обобщение изученного

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.

Д.з стр. 120 упр.237

72.

39.

Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.

Изучение нового

Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч.

Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Д.з стр. 119 упр.234

73.

40.

Именительный и винительный падежи им. Сущ. Во множественном числе.

Изучение нового

Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей.

Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи

Д.з стр. 127 упр.252

74.

41.

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

Изучение нового

Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч.

Д.з стр. 129 упр.255

75.

42.

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Повторение изученного

Распознавание родительного и винительного падежей.

Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. Уметь распознавать родительный и винительный падежи.

Д.з стр. 131 упр.259

76.

43.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.

Изучение нового

Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах.

Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч.

Д.з стр. 133 упр.264

77.

44.

 «Множественное число имён существительных».

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

Записать из словаря сущ-е на тему «Школа» в р.п. мн.ч.

78.

45.

Упражнение в правописании  окончаний имён существительных множественного числа

Повторение изученного

Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления.

Знать окончания сущ-х ж.р. в ед.ч., окончания сущ-х в родительном падеже мн.ч.Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного.

Д.з стр. 135 упр.267

79.

46.

 Упражнение в правописании  окончаний имён существительных множественного числа

Повторение изученного

Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные.

Знать признаки имен существительных.

Уметь писать и правильно употреблять имена существительные в речи.

Работа над ошибками

Из словаря слова с удвоенными согласными, образовать от них прилагательные

80.

47.

Упражнение в правописании  окончаний имён существительных множественного числа

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

81.

48.

Упражнение в правописании  окончаний имён существительных множественного числа

Повторение изученного

Анализ контрольного диктанта.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

                                                 Имя прилагательное (33 часа)

82.

1.

Имя прилагательное.

Комбинированный

Имя прилагательное, значение и употребление в речи

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных

Д.з стр. 136 упр.269

83

2.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Повторение и обощение изученного

Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять род и число имен прилагательных

Тест №9

Д.з стр. 140 упр.274

84.

3.

Склонение имён прилагательных.

Изучение нового

Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч.

Знать склонение имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен прилагательных

Д.з стр. 144 упр.281

85.

4.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

Д.з стр. 5 упр.286

86.

5.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

Изучение нового

Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Д.з стр. 8 упр.291

87.

6.

Р/Р    Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста

Уметь создавать несложные монологические тексты

Изложение

Д.з стр. 9 упр.294

88.

7.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Повторение изученного

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Работа над ошибками

89.

8.

Р/Р    Развитие речи. Письмо.

Изучение нового

Структура и стилистические особенности письма.

Уметь  составлять письма, несложные монологические тексты.

Написать письмо

90.

9.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Изучение нового

Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Д.з стр. 11 упр.298

91.

10.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Повторение изученного

Д.з стр. 12-13 упр.301

92.

11.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Изучение нового

Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Д.з стр. 14 упр.303

93.

12.

Творительный и предложный падежи им. Прилаг. Мужского и среднего рода.

Изучение нового

Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах..

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

Д.з стр. 16 упр.309

94.

13.

Творительный и предложный падежи им. Прилаг. Мужского и среднего рода.

Повторение изученного

 Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах.

Д.з стр. 18 упр.312

95.

14.

Р/Р    Изложение текста- описания.

Практического применения знаний

Составление плана. Роль описания в рассказе.

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста.

Упр.311,

стр.17

Что нужно делать, чтобы правильно написать беузар.оконч.прилаг.

96.

15.

  «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Контроль

знаний,

умений

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

97.

16.

  «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

Закрепление изученного

Анализ ошибок изложения и диктанта.

Уметь писать падежные окончания имён сущ-х и имён прилаг-х

Работа над ошибками

15 сущ-х из словаря с любыми прилагательными.

98.

17.

Склонение имён прилагательных женского рода.

Изучение нового

Склонение

Имя прилагательное

Знать склонение имен прилагательных женского рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа

Д.з стр. 19 упр.315

99.

18.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Комбинированный

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова

Д.з стр. 22 упр.321

100.

19.

Различие безударных окончаний им. Прил. Женского и среднего рода.

Изучение нового

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных

Д.з стр. 24 упр.325

101.

20.

Различие безударных окончаний им. Прил.  Женского рода и среднего рода.

Изучение нового

Окончания прилагательных женского рода и среднего рода

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

Д.з стр. 25 упр.326

102.

21.

Различие безударных окончаний им. Прилагательных мужского  и  среднего рода.

Комбинированный

Различие сходных по произношению окончаний.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных

Д.з стр. 26 упр.330

103.

22.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.

Комбинированный

Различие сходных по произношению окончаний и их правописание.

Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода.

Д.з стр. 31 упр.338

104.

23.

Р/Р    Сжатое изложение текста  по готовому плану.

Практического применения знаний

Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа.

Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные.

Изложение

Д.з стр. 32 упр.341

105.

24.

 «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Практического применения знаний

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами

Списывание

106.

25.

«Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе».

Повторение и обобщение изученного

Анализ ошибок, допущенных в изложении и спсывании.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять

склонение и падеж имен прилагательных.

Работа над ошибками

10 сущ-х из словаря с прилагательными, записать во мн.ч.

107.

26.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Изучение нового

Склонение

Имя прилагательное

Множественное число

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во  множественном числе

Д.з стр. 36 упр.346

108.

27.

Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных.

Изучение нового

Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.

Д.з стр. 38 упр.349

109.

28.

Родительный и предложный падежи мн. Ч. Имён прилагательных.

Изучение нового

Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Д.з стр. 39 упр.352

110.

29.

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.

Изучение нового

Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных.

Д.з стр. 41 упр.355

111.

30.

Повторение изученного об имени прилагательном  и имени существительном.

Повторение и обобщение изученного

Сходства и различия между данными частями речи.

Уметь сравнивать, делать выводы.

Д.з стр. 43 упр.361

112.

31.

Обобщение и закрепление  знаний об имеи существительном и имени прилагательном.

Повторение и обобщение изученного

Сходства и различия между данными частями речи.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных и сущ-х.

Тест №10

Д.з стр. 44 упр.365

113.

32.

Р/Р  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание имен сущ-х и прилагательных.

Упр.345, стр. 35

Д.з стр. 45 упр.367

114.

33.

Обобщение и закрепление  знаний об имеи существительном и имени прилагательном.

Обобщение изученного

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных и сущ-х.

Работа над ошибками

Д.з стр. 48 упр.370

Местоимение (7 часов)    

115.

1.

Понятие о местоимении.

Изучение нового

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии
и пунктуации

Д.з стр. 50 упр.375

116.

2.

Местоимения 1, 2, 3 лица.

Изучение нового

Личные местоимения, значение  и употребление  в речи

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

Д.з стр. 52 упр.378

117.

3.

Правописание местоимений с предлогами.

Изучение нового

Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями

Д.з стр. 54 упр.383

118.

4.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Изучение нового

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки  и склонение личных местоимений.

Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений

Д.з стр. 60 упр.397

119.

5.

Правописание местоимений с предлогами.

Изучение нового

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Уметь писать личные местоимения с предлогами

Д.з стр. 59 упр.394

120.

6.

Р/Р  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.

Практического применения знаний

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица.

Упр.390, стр.57-58

Д.з стр. 59упр.392

121.

7.

  Правописание местоимений

Повторение и обобщение изученного

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи

Знать о местоимении.

Уметь писать местоимения с предлогами.

Работа над ошибками

Тест №11

Д.з стр. 60 упр.396

Глагол ( 40 часов)  

122.

1.

Глагол. Общее понятие.

Изучение нового

Глагол, значение и употребление в речи

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Д.з стр. 62 упр.400

123.

2.

Изменение глаголов по временам.

Повторение изученного

Существенные признаки глагола. Временные формы глагола.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь анализировать слово как часть речи

Д.з стр. 65 упр.406

124.

3.

Изменение глаголов прошедшего времени  

Повторение изученного

Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Д.з стр. 67 упр.410

125.

4.

Неопределённая форма глагола.

Изучение нового

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы, задавать вопросы к глаголам

Д.з стр. 70 упр.416

126.

5.

Неопределённая форма глагола.

Повторение изученного

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы

Д.з стр. 72 упр.419

127.

6.

Неопределённая форма глагола. Начальная форма.

Повторение изученного

Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?»

Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов

Тест №12

Д.з стр. 73 упр.422

128.

7.

 «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

Контроль

знаний,

умений

Временные формы глагола, постановка вопросов.

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Диктант

129.

8.

«Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

Комбинированный

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Работа над ошибками

130.

9.

Р/Р  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану

Практического применения знаний

Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей.

Уметь употреблять и записывать глаголы.

Изложение

131.

10.

«Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

Комбинированный

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Неопределенная форма глагола как начальная форма. Суффикс –СЯ.

Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов –ся, -сь

Работа над ошибками

Однокоренные глаголы неопред.формы с корнем БЕГ (БЕЖ)

132.

11.

Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение)

Изучение нового

Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Уметь распознавать лицо глаголов.

Уметь определять время  глагола

Д.з стр. 76 упр.426

133.

12.

2-е лицо глаголов единственного числа.

Изучение нового

Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь)

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

Д.з стр. 78 упр.431

134.

13.

2-е лицо глаголов единственного числа.

Закрепление изученного

Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч.

Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.

Д.з стр. 79 упр.435

135.

14.

I и II спряжение глаголов

Изучение нового

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Уметь определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

Д.з стр. 81 упр.439

136.

15.

I и II спряжение глаголов

Закрепление изученного

Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение)

Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Д.з стр. 83 упр.444

137.

16.

Будущее время.

Изучение нового

Особенности спряжения глаголов в будущем времени.

Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения.

Д.з стр. 87 упр.452

138.

17.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Закрепление

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения).

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Д.з стр. 90 упр.456

139.

18.

Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме.

Закрепление изученного

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов.

Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме

Д.з стр. 93 упр.465

140.

19.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Повторение изученного

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Д.з стр. 95 упр.469

141.

20.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

Повторение изученного

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Д.з стр. 96 упр.473

142.

21.

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Контроль

знаний,

умений

Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав  слова.

Уметь находить способ проверки написания слов

Диктант

143.

22.

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Повторение изученного

Безударных личных окончаний глаголов.

Работа над ошибками

144.

23.

Р/Р Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

Практического применения знаний

Безударных личных окончаний глаголов.

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста

Сочинение

Д.з стр. 90 упр.459

145.

24.

«Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Повторение изученного

Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

Д.з стр. 90 упр.458

146.

25.

Глаголы – исключения.

Изучение нового

Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов.

Знать глаголы-исключения.

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Д.з стр. 100 упр.481

147.

26.

Правописание глаголов – исключений.

Закрепление изученного

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме.

Тест №13

Д.з стр. 104 упр.490

148.

27.

Р/Р   Краткое изложение. «Скворечник»

Практического применения знаний

Сжатая передача содержания рассказа.

Уметь кратко передавать содержание рассказа.

Д.з стр. 104 упр.489

149.

28.

Правописание глаголов – исключений.

Повторение изученного

Анализ допущенных ошибок в изложении.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Работа над ошибками

Д.з стр. 108 упр.497

150.

29.

Правописание глаголов прошедшего времени

Повторение изученного

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

(подготовиться к диктанту)

151.

30.

Глаголы прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов.

Повторение изученного

Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы.

Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени.

Д.з стр. 117 упр.515

152.

31.

Изменение глаголов по временам.

Комбинированный

Изменение глаголов по временам

Уметь определять время  глагола

Д.з стр. 114 упр.505

153.

32.

Закрепление  знаний о глаголе.

Повторение и обобщение изученного

Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов.

Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов.

Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы.

Д.з стр. 113 упр.508

154.

33.

Р/Р Сочинение «Однажды весной..»

Практического применения знаний

Учить фантазировать, придумывать невероятные истории, в которых есть и правда, и вымысел.

Составлять план, выделять главное, работать самостоятельно.

Сочинение

Д.з стр. 117 упр.516

155.

34.

Закрепление  знаний о глаголе.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

156.

35

Р/Р Изложение «Медаль»

Практического применения знаний

Осознанное использование изученных частей речи.

Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное.

Упр.502, стр 110

Д.з стр. 141упр.567

157.

36.

Закрепление  знаний о глаголе.

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

158.

37.

«Глагол».

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение

Диктант

159.

38.

Закрепление  знаний о глаголе.

Повторение и обобщение изученного

Обобщение знаний о глаголе.

Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять глаголы и правильно писать

Работа над ошибками.

Тест

Д.з стр. 142 упр.568

160.

39.

Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические при-знаки. Правописание суффиксов -о, -а  в наречиях

Изучение нового

Значение наречий в речи.

Знать признаки наречий, суффиксы наречий.

Уметь анализировать слово как часть речи

161.

40.

Общие сведения о имени числительном, лексическое значение, основные грамматические признаки. Склонение  числительных в словосочетаниях.

Изучение нового

Значение числительных в речи.

Знать признаки имен числительных.

Уметь склонять количественные числиельные.

Повторение изученного за год   (9 часов)

162.

1.

Обобщение знаний о предложении

Повторение и обобщение изученного

Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания  в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами

Знать типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске. Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами

Тест №14

Д.з стр. 120 упр.521

Д.з стр. 120 упр.523

Звуко-буквенный анализ слова ЕЛКА.

163.

2.

Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Повторение и обощение изученного

Части речи , значение и употребление

Знать признаки частей речи.

Уметь применять их на практике.

Д.з стр. 125 упр.533

Однокоренные слова к словам ВЕСНА, ВОДА.

164.

3.

Р/Р Изложение «Чеховский сад»

Практического применения знаний

Использование в письменной речи изученные части речи.

Уметь создавать несложные монологические тексты, работать самостоятельно.

Изложение

Д.з стр. 132 упр.549

165.

4.

Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Повторение изученного

Анализ ошибок, допущенных в диктанте, сочинении и изложении.

Знать признаки изученных частей речи.

Работа над ошибками

Стр 147 повторить словарные слова

166.

5.

Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант

167.

6.

Р/Р Сочинение по картине И.И.Левитина «Весна. Большая вода.»

Практического применения знаний

Использование в сочинении элементов описания.

Уметь точно употреблять в письменной речи имена прилагательные и глаголы, самостоятельно работать..

Сочинение

Д.з стр. 139 упр.560

168.

8.

Части речи (обобщение)Местоимение

Контроль знаний

Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова.

Уметь безошибочно списывать данный текст

Списывание

Стр.147

Повторить словарные слова

169.

9.

 «Однородные члены предложении», «Парные согласные», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные», «Безударные гласные»

Контроль

знаний,

умений

Совершенствование навыка письма по данным темам.

Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами

Диктант

170.

10.

«Однородные члены предложении», «Парные согласные», «Удвоенные согласные», «Непроизносимые согласные», «Безударные гласные»

Контроль

знаний,

умений

Последовательное изложение текста. Безударные гласные в корне слова.

Уметь безошибочно писать тексты с изученными  орфограммами

Свободный диктант.

Тест

Список литературы.

Для учителя:

  1. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя/ Авт.-сост.            Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 1999
  2. Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. –       М.:  5 за знания,  2005
  3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  4. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
  5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2:  русский язык, чтение, ИЗО, музыка): Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-  на-Дону: Учитель, 2004
  6. Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
  7. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
  8. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Для учащихся:

  1. Арбатова Е. А. Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах. – СПб: Литера, 2005
  2. Ахременкова Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50занятий с репетитором: Русский язык:            2-4 класс: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007
  4. Грушников П. А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся начальных классов. –    М.: Просвещение, 1980
  5. Жиренко О. Е., Полещук В. Ф., Обухова Л. А. Тренажёр по русскому языку для учащихся 3-4 классов. Части речи. Рабочая тетрадь №1, 2. – М.: Ювента, 2008
  6. Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 классов. – М.: Дрофа, 2006
  7. Шевендрина Н. А., Сушинскас Л. Л. Новые олимпиады для начальной школы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России

В рабочей программе указаны цели и задачи изучения курса ,ууд ,характеристика деятельности учащихся.Программа соответствует комплекту " Школа России" автор Климанова....

Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...

Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...

Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.

Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....