памятка-рекомендация "Формы работы над словарными словами"
методическая разработка по русскому языку по теме

Рассамахина Елена Николаевна

В этой памятке-рекомендации собраны воедино разнообразные формы работы над словарными словами, позволяющие повысить грамотность школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka-_rekomendatsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 38

Рассамахина Е.Н.

Памятка – рекомендация для учителей начальных классов.

Формы работы над словарными словами.

Я сделала попытку собрать воедино способы работы над словарными словами, используя свой опыт работы и опыт работы учителей начальных классов МАОУ СОШ №38 Пыжовой М.А. и Огиенко В.В. Результатом  работы стала своеобразная памятка – рекомендация для учителей.

  1. Письмо под диктовку.

  1. Письмо по памяти.

  1. Картинный диктант.

  1. Зрительный диктант.

  1. Выборочный диктант.

  1. Графический диктант.

  1. Творческие диктанты.

  1. Взаимные диктанты (в парах).

  1. Разучивание стихотворений со словарными словами.

  1. Методика Парамоновой (традиционные способы запоминания словарных слов):

Смысл в следующем: Многие слова пишутся в дань традиции (собака, огурец). Написание заимствованных слов в соответствии с принадлежностью к родному языку. Механическое запоминание  слов.

Некоторые практические приемы:

  • Подбор большого числа однокоренных слов.
  • Тематическое запоминание групп слов (опыт Пыжовой М.А.)
  • Рифмование слов.
  • Образование сложных слов.

  1. Образное представление материала: пропеть, протанцевать.

  1. Классификация слов: на а, б…

  1. Прием «Сквозная буква», «Вставь пропущенную букву».

  1. Кто больше назовет слов на тему: «Огород», «Сад»…

  1. Записать слова в алфавитном порядке: багаж, весело, товарищ, собака, ученик.

  1. Ответить на вопросы:

Кто спит зимой в берлоге? Медведь

  1. Заменить одним словом: шкаф, кровать, стол…(мебель)

  1. Вставить вместо точек слова из словаря:

С …(севера) подул холодный …(ветер).

19. Дополнить слово, угадать по началу:

       … рока

      … рова

      …рона

 20. Цепочка слов (каждое следующее слово начинается на ту букву, на которую закончилось предыдущее).

21. По согласным буквам узнать и записать слово:

Втр (ветер), пгд (погода)…

22. Доскажи словечко.

С утра сегодня хмурится,

Дождем умыты сад и …(улица).

Дождь прошел, а на рассвете

Вдруг подул холодный …(ветер).

23. Записать слово из словаря, подходящее по смыслу:

Берлога - …(медведь).

Художник - …(картина).

Писатель - …(рассказ).

24. Записать слова:

  • С буквосочетаниями –оро-, -оло-.
  • С мягким знаком.
  • С безударной –е-, -о-…

       25. Разгадать кроссворд.

с

с

с

с

с

 с

с

с

с

 

  1. Вчера, …, завтра.
  2. Шестой день недели.
  3. Домашнее животное.
  4. Чашка, кружка,…
  5. Белый, сладкий, тает в воде.
  6. Третий день недели.
  7. Обувь для дождливой погоды.
  8. Стебли пшеницы, ржи, овса.
  9. Вежливое слово.

26. Эстафета.

Цель: активизация словаря, закрепление написания слов.

По сигналу учителя учащиеся каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листе бумаги слово из словаря и передают лист впереди сидящему. Выигрывают те, чей лист по эстафете первым попадет на учительский стол. Слова не должны повторяться, в записях не должно быть ошибок.

(учащиеся имеют право исправлять как свои ошибки, так и ошибки одноклассников по ходу работы).

27. Отгадать загадку.

28. Анаграммы.

29. Выписать из текста слова из словаря.

30. Ребусы.

31. Использование языкового материала во время ознакомления со словом из словаря.

  • Толкование слова.
  • К истокам слова (этимологический способ запоминания словарных слов)
  • Однокоренные слова.
  • Сочетаемость слов.
  • Когда так говорят?
  • Синонимы, антонимы.
  • Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты.

32. Ассоциативный способ запоминания словарных слов.

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова, помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим способом, действуйте так:

1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

/ Например: Берёза

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает
трудности (сомнение) при написании.

Например: бе. - ре - за

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером
сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е..

4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Словарное слово

Ассоциативный образ

признак

=

признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету;

- месту расположения;

форме;

- звучанию;

действию;

- вкусу;

материалу;

- назначению;

количеству;

- и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл.слово   Ас. образ * береза

- по цвету _бЕлая..

*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать

                                              - по форме как буква _Е..

Результат: б Е.реза – б Е.лая, - гр Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

б
б
. реза л а
а
-я.

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и
сомнительную орфограмму.

7. Можно составлять ассоциативные альбомы: в словарных словах вместо орфограммы рисуется ассоциативный образ.

Например:

Я Б Л      К                   Б        Р        Б А Н               П     Л Ь ТО

33. Игры «Папирус», «Ураган», «Лабиринт», «Буквоед»…

Цель данных игр: из разрозненных или  недописанных букв составить словарные слова. Словесная инструкция зависит от названия игры.

34. Синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных  знаний.

Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которые строятся по правилам:

1 строчка. Тема или предмет (1 сущ.)

2 строчка. Описание предмета (2 прилагательных)

3 строчка. Описание действия (3 глагола)

4 строчка. Фраза из 4-х слов, выражающая отношение к предмету.

5 строчка. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово)

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве творческого самовыражения.

35. Стратегия «Сперинг» (нейролингвистическое программирование)

(Слышим, видим, чувствуем)

  1. Карточка с эталоном (часть слова) поднимается вверх. Дети смотрят вверх, «фотографируют» слово, не произнося его вслух.
  2. Поднимаем глазки вверх, вспомним то, что увидели.
  3. Увеличьте или уменьшите «сфотографированное» слово.
  4. Представьте это  слово там, где вам было хорошо (пляж, комната…)
  5. Прочитайте слово задом наперед. Напишите то, что получилось.
  6. Какие слова можно назвать? Прогнозирование детей.
  7. Показ 2-ой части слова. Соединяем вместе. Что получилось?
  8. Что оно означает?
  9. Скандируем.

36. Мнемотехнология (нейролингвистическое программирование)

Слова запоминаем с помощью цвета, звука, тепла, света, осязания, вкуса.

37. Творческие задания:

  • Сочини сказку.
  • Составь рассказ, чтобы в нем были задействованы словарные слова на определенную букву.
  • Придумай рассказ так, чтобы в нем были использованы словарные слова на определенную тему.
  • Составь кроссворд.

38. Стратегия Сергея Киреева (эффективная стратегия правописания) – это шаг в направлении работы обоих полушарий, он затрагивает глубинные структуры головного мозга ученика. Согласно новейшим психологическим исследованиям левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, обработку знаковой информации; правое – за обработку образной информации, интуицию, синтез, воображение, чувства и эмоции.

Работать оба полушария могут заставить глаза, именно они являются ключами доступа. Особая роль при этом отводится системе перехода внешних действий и восприятий во внутренний план. Делается это следующим образом. Сначала учащиеся знакомятся с методикой “фотоаппарат”. Детям даётся установка, что их глаза будут работать как фотоаппарат (или видеокамера), и они могут, как бы снимать свои (или других людей) действия на плёнку. Причём фильм не только записывается зрительно, но и может комментироваться вслух или про себя. После выполнения действий детей просят вспомнить весь фильм и только через него давать вербальные формулировки.

При проведении коррекционных занятий число участников не превышает 7 человек – учащиеся разбиты на группы, согласно диагностике. При записи слов и предложений на доске или листе желательно выделять трудные места каким-нибудь цветом.

Алгоритм формирования стратегии правописания:

  1. Создать у детей позитивное состояние.
  2. Образно представить это слово.
  3. “Сфотографировать” слово.
  4. Направить движение глаз влево вверх (для правши), постараться его зрительно вспомнить (я при этом делаю движение рукой в соответствующую сторону).
  5. Сверить вспомненный образ слова с образцом, внести в него необходимые изменения (если есть отклонения).
  6. Записать запомненное слово, сделав перед этим соответствующее движение глаз (я при этом делаю движение рукой в соответствующую сторону).
  7. Спросить ученика: “Когда ты смотришь на это слово, чувствуешь ли ты, что всё правильно, может что-то надо исправить? Вспомни ещё раз картинку слова и сверь её с написанной (слова выделяю интонацией и громкостью).
  8. Написать это же слово самому педагогу рядом. Сказать ученику: “Посмотри на написанное мной слово, когда ты смотришь на него, чувствуешь ли ты, что что-то не так? Отметь ошибки”.
  9. В течение 3-5 минут выполнять следующее. Педагог произносит какое-то слово, а ученик делает движение глаз в направлении визуальной памяти, аудиальной памяти, кинестетики и возвращает глаза в исходное положение. Это необходимо для создания физиологического навыка движения глаз при письме.

Попросить ученика произнести по буквам, как пишется какое-либо слово. Если движения глаз при этом будут соответствовать необходимому направлению, то процедура заканчивается. Если нет, повторяется (можно в другой день, во избежание переутомления)

Сочините сказку или рассказ с использованием всех предложенных словарных слов:

календарь

капуста

карандаш

картина

картофель

квартира

килограмм

километр

класс

коллектив

командир

комбайн

комната

корабль

корова

космонавт

костер  

Придумайте сказку или рассказ  с использованием всех предложенных словарных слов:

пальто

пассажир

пенал

песок

победа

погода

помидор

понедельник

портрет

посуда

потом

правительство

председатель

прекрасный

путешествие

пшеница

пятница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....