Проект урока. Имена собственные в географических названиях
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вакулко Татьяна Владимировна

Проект урока  русского языка

во 2 классе

по теме: «Имена собственные в географических названиях»

(по курсу «Русский язык» автора А. В. Поляковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Вакулко Татьяна Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново Смоленской области.

Проект урока  русского языка

во 2 классе

по теме: «Имена собственные в географических названиях»

(по курсу «Русский язык» автора А. В. Поляковой)

Тип урока: комбинированный

Форма урока:  урок

Цель: углублять представления обучающихся об имени существительном; формировать умение правильно писать имена собственные в географических названиях; развивать речь; развивать умение оценивать себя; воспитывать культуру поведения обучающихся на уроке; воспитывать чувство гордости за свою Родину, патриотизм.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, 1 часть, автор А.В.Полякова; ИКТ; сигнальные карточки (кружки); картинный словарь.


Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,              работа в паре.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

УУД: эмоциональный настрой на работу (Л).

Дети встречают учителя у парт.

-Сели прямо,

Спинки ровно.

Вижу, класс мой хоть куда,

Мы начнем урок русского языка.

- МОИ СОТРУДНИКИ, начнем?!

Желаю успеха!

  1. Актуализация опорных знаний и умений

УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу (Р), осуществлять контроль и оценивать результаты своей деятельности (Р), анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков (П), принимать участие в работе парами (К), договариваться, приходить к общему мнению(К).

-Над какой темой мы трудимся с вами уже несколько дней? (Имена собственные). Какие знания мы с вами открыли по этой теме? (Ответы детей)

Словарная работа.

-Перед вами картинный словарь (собака, корова, девочка, учитель, ученик)

-Подберите к картинкам имена собственные, написанные на доске, обсудите в парах и запишите словосочетания (корова (Б, б) уренка и т.д.).

Проверка работ, самооценка.

- Соотнеси записанное с образцом. Проверь себя. Оцени свою работу с помощью сигнальных карточек – зелёная – нет ошибок,

 жёлтая - 1-2 ошибки,

красная – более 2 ошибок.

III.        Сообщение цели и темы урока

УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу (Р), определять цели своей работы и прогнозировать результат (Р), находить выход из проблемной ситуации, строить ответ в устной форме (К), работать с информацией (анализировать, обобщать и воспроизводить) (П),

Слайд 1. (Карта Смоленской области, герб области, надписи: город Смоленск, река Днепр, город Сафоново, река Серебрянка.)

- Прочитайте надписи и предположите, какой может быть тема нашего урока. Каких результатов достигнем? (Ответы детей).

-Какая это орфограмма? (Большая буква в именах собственных).

- Да, сегодня мы продолжим разговор по теме: «Имена собственные» и будем учиться писать слова, обозначающие географические названия.

Слайд 2. Условные обозначения на слайде знакомы обучающимся, с их помощью дети формулируют цель урока.

  • -Развитие речи («разговаривающий» смайлик),
  • - Размышление (сова),
  • - Получаем новые знания (сундучок).
  • -Оценка результатов работы (светофор)
  •  карта Смоленской области (с надписью город Смоленск),
  • слово «патриот».

- Если у человека нет цели, он не знает к чему стремиться. Поэтому для хорошего сотрудничества обозначим цели урока. ( Дети, глядя на слайд, высказывают свои предположения о том, какими могут быть цели урока).

-вместе будем размышлять и добывать знания по теме «Имена собственные»;

-работать над развитием речи;

-узнаем, кого называют «патриотом»;

- оценим результаты своей работы.

-Спасибо, мои дорогие сотрудники.

IV.        Изучение нового материала.

УУД: анализировать, сравнивать и выявлять признак группировки (П), выполнять инструкцию (Р), способность удерживать цель задания (Р), выражать свое мнение (К).

 -Назовите главный город нашей области. (Смоленск.).

Смоленск – древний русский город, наш областной центр, самому раннему упоминанию Смоленска в летописях уже1150 лет.

-С какой буквы написано это слово?

(С заглавной буквы «ЭС».)

-Повторим каллиграфическое правило написания этой буквы.

(Дети диктуют учителю, он пишет на доске.)

Повторение правил посадки за партой. (Плакат.)

Дети хором произносят рифмовку:

-За осанкой мы следим,

Быть здоровыми хотим!

-Каллиграфию на «5»!

Нужно ручку срочно взять!

-Пропишите строчку заглавной буквы «ЭС».

-Запишите слово Смоленск.

-Запишите слово Сафоново.

Сафоново – наш районный центр, совсем молодой город, возник 60 лет назад, это ваша малая родина. Мы – его жители, любим свой город, стараемся, чтобы он был краше год от года.

Музыкальная физминутка.

-Разделите слова, записанные на доске (город Сафоново, город Смоленск, река Днепр, река Серебрянка) на 2 группы.

(Нарицательные и собственные.)

- По какому признаку вы это сделали?

- Сформулируйте правило написания этих слов.

- Эти имена собственные - географические названия.

Наука, которая изучает их - топонимика.

Познакомимся с новым правилом, которое предлагается вам в учебнике на странице 55. Прочитайте.

- Какие ещё географические названия встретились в правиле?

V.        Закрепление изученного материала.

УУД: находить в материале учебника ответы на заданные вопросы (П), понимать смысл задания в упражнении (П), удерживать цель задания (Р), строить свои высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами (К).

1.Работа по заданию упражнения 98.

(Выпиши имена собственные, отделяя их друг от друга запятыми.)

(Дети выписывают: Чёрное море, Белое море…)

Проверка выполнения. (Фронтальный опрос.)

-Какие слова написали с большой буквы?

- На территории Смоленской области нет моря, но есть много рек. Как называется главная река Смоленщины? (Днепр.)

-Запишем в тетради. О каком правиле будем помнить?

- А знаете ли вы, какие реки протекают в нашем родном городе? (Вопец, Невеличка, Серебрянка.)

(Запись в тетради.)

- Город, в котором мы живем, родной край, страна – это наша Родина. Человека, который преданно любит и гордится своей Родиной, называется патриотом.

2. Блиц-опрос «Проверь себя».

-Как правильно написать? Выбери из предложенных вариантов правильный и запиши его.

Самостоятельная работа обучающихся.

(Запись на доске:

1.Город москва

город москва

город Москва

Город Москва

2. река нева

Река нева

Река Нева

река Нева

3.деревня Пушкино

Деревня Пушкино

деревня пушкино

Деревня пушкино)

Учитель удаляет неверные варианты с доски.

Самопроверка. (Обучающиеся соотносят свои записи в тетрадях с образцом, оценивают правильность выполнения работы при помощи сигнальных карточек.)

V. Рефлексия.

УУД: оценивать свои достижения (Р), уметь анализировать последовательность действий на уроке (Р), строить монологические высказывания (К).

- Какие открытия сделали для себя на уроке?

-Что помогло добиться успеха?

Ответьте для себя на вопросы:

- Теперь я знаю, что…

- Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Имена собственные"

познавательные задания помогут детям лучше  усвоить тему ....

Конспект урока "Заглавная буква в географических названиях"

Конспект урока по русскому языку для 1 класса....

Урок русского языка в 1 классе. УМК Л.В. Занкова Тема урока: «Имена собственные».

Открытый урок русского языка в 1 классе. УМК Л.В. Занкова Тема  урока:  «Имена собственные». Урок -путешествие....

Урок «Имена собственные и нарицательные» (2класс, программа «Перспектива»)

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.Задачи:Уточнить представление об и...

Презентация к уроку "Имена собственные"

В данной презентации представлены задания, которые можно использовать на уроках изучения правописания имен собственных по любой программе. Задания можно использовать как при изучении новой темы, так и...

Конспект урока:«Правописание собственных имен существительных. Названия и клички животных»

знакомство с правописанием кличек животных, 2 класс, УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по новым ФГОС 2022 по русскому языку во 2 классе на тему урока "Имена собственные".

Технологическая карта урока по новым ФГОС 2022 по русскому языку во 2 классе на тему урока "Имена собственные"....