Урок «Имена собственные и нарицательные» (2класс, программа «Перспектива»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Миронова Елена Петровна

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

— писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

с позиции системно-деятельностного подхода

Тема урока «Имена собственные и нарицательные»

(2класс, программа «Перспектива»)

Разработчик: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10 г. Калининграда

Миронова Елена Петровна

2013г.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемый результат

Познавательные умения:

— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения:

— писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Ход урока:

1.Орг. момент Зарядка «Солнышко» 1ученик у доски показывает.

Правило1 (Посадка)

Аутотренинг.

-Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.

-У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.

-Правило2 (Тетрадь)

-Правило3 (Ручка)

-Правило4 (Хором)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.

Минутка чистописания. На доске:

  1. воробей ученик имя собака
  2. приставка корень суффикс существительное окончание

Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?

Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?

-Что получилось?(Имя существительное). Вспомним, что нам  известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)

  • Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
  • Имя существительное отвечает на вопросы  что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
  • Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос  что?(-) Почему? Вывешивается
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
  • Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается

-А какие ещё бывают?

Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

-Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)

-Какие слова относятся к именам собственным?( Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)

-Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем?     ( Что такое нарицательное существительное)

Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

-Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.

Слайд3

 Учиться слушать…

Размышлять …

Сотрудничать…

Думать…

Рассуждать…

Работать…

Сравнивать…

 Обобщать…

Слайд4 Я обобщаю.

Цели:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность
  3. Воспитывать  умение работать в коллективе.

3.Изучение нового материала. Работа в парах.

-У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.

Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит

-Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)

-Посмотрите, чем отличаются сова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)

-Поднимите руку группа «Помощники»

-Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.

-Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)

Физминутка. Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)

Слайд 5

Имя собственное - личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.

-Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)

Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.

-Кто не знает как отличить имя собственное?

-Кто подскажет как это сделать? ( Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий. 

3х первых я проверяю, они проверяют остальных.

-Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81

-Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть   собственными? (Составляется кластер на доске:

Имя собственное

Единичное название

-Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)

-Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)

-Что такое Россия? (название страны)

-Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.

-Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.

-Как вы думаете, какие тогда  существительные называются нарицательными?

Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному. 

Слайд6

- Давайте продолжим составление кластера.

Имя нарицательное

Много предметов

-Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.

-Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.

-Кто справился? Какие примеры?

-Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.

Слайд7   шарик-Шарик

                 Роза-роза

Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?

Закрепление. Работа в группах.

Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в тройках. Нужно за 5 минут успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями. Подумать, где нужно поставить кавычки.

1группа. Названия городов (Помощник - карта)

2 группа. Названия рек (Помощник - карта)

3 группа. Названия морей (Помощник - карта)

4 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)

5 группа. Фамилии детских писателей (Помощник -анаграмма)

6 группа. Названия автомобилей. (Рисунки автомобилей с подписями внизу-«Собери слова»

7 группа. Названия книг. (Рисунки обложек книг)

8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)

  1. от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)

-  Кто знает, в каком городе мы живём? На какой реке стоит наш город? Каким морем омывается наш город? В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?

-Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)

-В каких случаях будут использованы кавычки? (названия книг, марок автомобилей)

 Физминутка (для глаз)- Мультимедийный проектор

Слайд8-9

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

Слайд 10

- Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне - повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

 *Подчеркните одной чертой слова, имеющие не одно значение.

Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

Я живу в городе калининграде, на улице зелёной, в 7 доме.  Река преголя недалеко от дома моей бабушки иры.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в городе… Вечером я кормлю котёнка … 

        Я раздаю карточки - помощники для слабых детей. (Имена: Алина, Анастасия, города: Калининград, Москва, Клички: Рыжик,  Пушок)

  Подведение итогов урока.

  • Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Что мы узнали на уроке?
  • Какие существительные называются собственными?
  • С какой буквы они пишутся?
  • Какие существительные называются нарицательными?

Рефлексия

Закончите предложение, выбрав понравившееся вам начало.

Слайд11.

  1. Сегодня я узнала…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполняла задания…
  5. Я поняла, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовала, что…
  8. Я приобрела…
  9. Я научилась…
  10. У меня получилось …
  11. Я смогла…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

Слайд12

VIII. Домашнее задание. На выбор.

*Составить 3-4 предложения о своей улице, городе, любимой книге.

*Упр.154 раб. тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Имена собственные и нарицательные" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имена собственные и нарицательные» Цели деятельности учителя: формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, под...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Имена собственные и нарицательные" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Имена собственные и нарицательные». Цели деятельности учителя: формирование представления об основной функции имен собственных, орфографического...

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.Задачи урока:1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.2. Развивать речь, внимание, память, воображение...

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...

урок имена собственные и нарицательные

урок имена собственные и нарицательные...