урок имена собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку

Екатерина Алексеевна Царь

урок имена собственные и нарицательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennoe_i_naritsatelnoe.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

-Грамоте учиться – всегда пригодиться.

- Прочитайте пословицу.

В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)

Ребята, я желаю вам чтобы этот урок открыл для вас что-то новое, чтобы у вас после него остались новые знания, которые непременно будут помогать вам в изучении нового.

Так же ребят, я хочу пожелать вам здоровья

А вы хотите быть здоровыми?

Тогда давайте сядем правильно, правильная осанка, будем сохранять наше с вами здоровье.

- А сейчас прочитайте слова, записанные на экране. (Женя, прочитай вслух)

(Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

(Одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Молодцы! Правила вы знаете, а сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

- Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. 

- Вспомним правила работы в парах.

- Распределите слова по группам –

  • имя человека,
  • отчество,
  • фамилия.

Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую.

(Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов)

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

 (на слайде таблица)

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

(Имена существительные собственные и нарицательные) 

- Поставьте цель урока.

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

(Познакомиться с собственными и нарицательными именами, научиться их различать)

Грамотный человек найдет примененье своим знаниям

Читают слова с экрана.

- Именем существительным.

- Они обозначают предмет, и отвечают на вопросы «Кто? Что?».

- Одушевлённые и неодушевлённые

- Они обозначают людей и животных и отвечают на вопрос «Кто?»

- Обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос «Что?»

Повторяют правила работы в парах.

Выполняют задание.

1 – Аня, Миша; 2 – Ивановна, Алексеевна, Петрович; 3 – Попов, Кузнецов.

4 – ученик, дом.

Оценивают свою деятельность.

- Тем, что в последнем столбике слова обозначающие предметы.

- Имена.

Слушают учителя.

- Имена существительные собственные и нарицательные.

- Какие существительные относятся к собственным.

- Их различать.

- Применять их и писать правильно.

- Давайте составим план нашего урока:

Испорченный план:

  1. Рассмотреть примеры
  2. Сделать вывод
  3. Проверить вывод в учебнике

-правильно составлен план?

-посовещайтесь в парах и составьте его правильно

Но перед началом работы давайте вспомним правила работы в парах.

Давайте рассмотрим слова которые мы с вами распределили по столбикам.

Первые 3 столбика это имена собственные

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

Давайте обобщим

Собственные имена существительные – это имена, фамилии, отчества людей.

Они пишутся с заглавной буквы

Нарицательные имена существительные – это все остальные имена существительные.

Пишутся со строчной (маленькой) буквы.

- Сверим свои полученные знания с учебником на стр...

-давайте проверим по нашему плану, все ли мы сделали с вами

Упражнение на закрепление

Карточка № 1

1. Выписать имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Карточка № 2

1. Выписать имена существительные нарицательные.

  Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

  Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

  Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

 Какую тему мы сегодня проходили ?

- Как называются имена существительные, которые обозначают людей, животных, пиц?
- Что такое имена собственные? Как они пишутся?
- Как пишутся имена нарицательные?
Оцените свою работу на уроке - на листках диагностики нарисуйте:
Солнышко (легко, интересно).
Облако с солнышком (немного трудно, но интересно).
Тучку (трудно и непонятно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".

Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок «Имена собственные и нарицательные» (2класс, программа «Перспектива»)

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.Задачи:Уточнить представление об и...

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.Задачи урока:1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.2. Развивать речь, внимание, память, воображение...

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...