Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Будрикене Ирина Леонидовна

Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока:

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.imena_sobstvennye_i_naritsatelnye.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока: Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока:

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

           Я- маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Я хочу поделиться с друзьями

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он?

Дети открывают глаза.

  1. Актуализация знаний.

   1.Минута чистописания.

- Откройте тетради. Напишите число, классная работа.

21 декабря.

Классная работа.

      Чч Цц Щщ Хх

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

- Охарактеризуйте  звуки, которые они обозначают ( согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)

Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.

- Прочитайте предложение.

- Какие орфограммы встретились в этих словах.

2. Словарная работа.

    - Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

- Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)

- Назовите их. (Е А О Я И)

- Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

- Запишите слова в тетрадь.

III.  Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Когда я утром вошла в школу, охранник  передал мне вот этот конверт:

город черняховск,

улица  садовая

от незнайки

- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

-Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

город Черняховск,

город Черняховск,

город Черняховск,

город Казань,

улица  Садовая

улица  Садовая

улица  Садовая

улица Баумана

от Незнайки

от Незнайки

от Незнайки

от Незнайки

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

- Как вы думаете, почему имя  называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

-  Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.

- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

-Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.

-А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.

-А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

- Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

-Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.

-Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Варвара , когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (ДвеВарвары)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

-  Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

- А теперь запишите  два имени  нарицательных на тему «Зима»

- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?

- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

Игра «Лови ошибку» (работа в парах)

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Дети получают карточки:

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.

У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.

КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ ИМЕЕТ ТРОН СЕРЕБРЯНЫЙ.

ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.

 

Проверка работы.

Работа с учебником. С.16,упр.18

V. Итог урока. Обобщение.

- Наш урок подошёл к концу. Что вы вынесли из него?

Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке

img3.JPG (1957 bytes)

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

- У вас на партах листы самооценки, оцените себя.

- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!

VI. Домашнее задание.

1.Выполнить упражнение 22.

2. Написать 5 названий улиц нашего города, поселка.

3. Составить рассказ о Новом годе, используя имена собственные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".

Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....

Урок русского языка в 1 классе. УМК Л.В. Занкова Тема урока: «Имена собственные».

Открытый урок русского языка в 1 классе. УМК Л.В. Занкова Тема  урока:  «Имена собственные». Урок -путешествие....

Урок «Имена собственные и нарицательные» (2класс, программа «Перспектива»)

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.Задачи:Уточнить представление об и...

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме «Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия».

Конспект урока бурятского языка во 2 классе по теме«Имена собственные и нарицательные -имена, фамилии, клички животных и географические названия»...

ЭОР по русскому языку на тему "Имена собственные и нарицательные" для 2 класса

Данный ЗОР по русскому языку можно применить на этапе закрепления нового знания....

урок имена собственные и нарицательные

урок имена собственные и нарицательные...

Технологическая карта урока по новым ФГОС 2022 по русскому языку во 2 классе на тему урока "Имена собственные".

Технологическая карта урока по новым ФГОС 2022 по русскому языку во 2 классе на тему урока "Имена собственные"....