Урок русского языка "Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?" (3 класс, УМК "Гармония", Соловейчик).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Марченко Елена Викторовна

В работе содержится конспект урока и презентация по теме  "Глаголи ли слова "лежать, сидеть"? А "бег и ходьба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._uroka.docx20.47 КБ
Файл prez._k_uroku.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?

Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)

Задачи урока: 

обучающие

Развивающие: 

 воспитывающие:

1.Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2. Расширить представления учащихся о значении глаголов;

3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/.

4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи;

5. Привить навык распознавания частей речи.

1.формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

2. Развивать эмоциональность, любознательность

1.воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.

2.Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека.

Ход урока:

  1. Введение в тему

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?

  1.  Повторение пройденного. Определение цели урока.

- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)

- Сейчас каждая ученик  получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи.  (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);

Имя прилагательное

обозначает

Признак предмета

В нач.форме отвечает на вопросы

Какой?

изменяется

По числам, родам и падежам

Имя существительное

обозначает

Предметы

В нач.форме отвечает на вопросы

Кто? Что?

Не изменяется

По родам

изменяется

По числам, падежам

Глагол

обозначает

Действие предмета

В нач.форме отвечает на вопросы

что делать?  что сделать?

изменяется

по временам, по числам, родам или лицам

(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)

 

- Давайте на практике проверим свои знания. Определитекакой частью речи являются выданные вам слова?

Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний,  дождливый,  день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

(К себе в тетрадь  дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)

- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)

- Есть ли однокоренные слова?

- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?

  1. Новый материал.

- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить  к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон?  Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?

(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)

 

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет,  как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

 И.п. что? Ходьба

  Р.п. нет чего? ходьбы

  Д.п. к чему? К ходьбе

  В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

  Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

   П.п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

-  Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)

Что делаю? Лежу  - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.

- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.

№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с.150, начало памятки)

- Ответим на вопрос Антона:  Лежать и сидеть – это…

                                                   - А бег и ходьба – это…

4. Закрепление изученного:

- упр № 258, работа по заданию учебника.

- упр. № 259, работа по заданию  учебника.       

  1. Итог урока:

- Какую пользу принёс вам сегодняшний урок?

- Что нового узнали из урока?

- Кто на ваш взгляд работал на уроке активно?

  1. Домашнее задание:

- упр. № 260, по заданию учебника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Глаголы ли слова лежать и сидеть? А бег и ходьба?»

Слайд 3

Имя прилагательное Обозначает В нач.форме отвечает на вопросы Изменяется Имя существительное Обозначает В нач.форме отвечает на вопросы Не изменяется Изменяется Глагол Обозначает В нач.форме отвечает на вопросы Изменяется

Слайд 4

Самооценка: Карточка заполнена верно- «5» Одна ошибка-«4» Две ошибки- «3» Более трёх ошибок- «вывод: больше времени уделить повторению правил »

Слайд 5

Выбери часть речи Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.

Слайд 6

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Осень Листопад листья день Солнечный Дождливый Осенний пасмурный Срываются Падают Осыпаются Кружатся

Слайд 7

И.п. что? ходьба, бег Р.п. нет чего? ходьбы, бега Д.п. к чему? к ходьбе, к бегу В.п. люблю кого? Что? х одьбу, бег Т.п. увлекаюсь чем? х одьбой, бегом П.п. говорю о чём? о ходьбе, о беге

Слайд 8

Что делаю? лежу, сижу - настояще е время Что делала ? л ежала, сидела – прошедшее время Что сделает? полежит, посидит- будущее время

Слайд 9

Памятка На какой вопрос отвечает Что слово может обозначать Как может изменяться По временам Это имя По падежам Изменяется по родам нет да Имя существительное Глагол Имя прилагательное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)

Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ...

Урок по русскому языку "Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?

Урок по русскому языку по программе "Гармония" 3 класс...

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...

Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...