Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)
план-конспект урока по русскому языку на тему

Соловьева Ольга Александровна

Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Гармония»

Предмет: русский язык

Тема: Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Цель: развитие личности учащихся на основе выявления отличий глагола от других частей речи  («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба? »)

Задачи формирования УУД:

Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся при занятиях на уроке русского языка;  помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала при выполнении контрольной работы; содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета в ходе выполнения заданий.

Регулятивные: ставить цель и задачи урока совместно с учащимися, прибегая к наводящим и проблемным вопросам; внесение необходимых дополнений и коррективов в работу.

Познавательные: наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, работать с моделями, строить несложные рассуждения; осуществлять поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; построений логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь; вырабатывать умение работать самостоятельность, умение слушать и слышать учителя; сотрудничать в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли.

Оборудование на уроке:

Для учителя: слова для схемы, буквы С, О, Р,П, Т, карточки для дифференцированного задания, текст для чтения с пометками (правило), запись ситуации, верные и неверные высказывания, слова ходьба, бег, лежать, сидеть, деревья рассуждений, слова- листочки, ромашка вопросов, шляпа.

Этапы урока

Результат

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся

УУД

Стадия вызова (пробуждение интереса к предмету)

Цель:-  актуализировать имеющиеся у учащихся знаний и смысловые связи изучаемым материалом

         - пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету

       - помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

I .Психолого-эмоциональный настрой

(цель –создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке)

 Создание эмоционального настроя

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

Если вы веселы – улыбнитесь!

Если вы дружны – возьмите за руку своего соседа!

Подержите его руку несколько секунд в своей руке

И поделитесь с ним своим теплом  и настроением.

Пусть дружеское настроение и улыбка поможет сегодня на уроке русского языка.

Я покажу вам букву, а вы подумайте, составьте слово, которое называет ваше действие на уроке русского языка.

С

О

Р

П

Т

Слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя

Настрой на урок.

С – сотрудничать, слушать

О – объяснять

Р – размышлять, работать

П –помогать, писать

Т- трудиться, творить

Личностные (повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности)

Регулятивные УУД

 (формирование умения

 планировать, контролировать свою деятельность.)

Личностные УУД (социальные компетенции, личностные

 качества)

II

Актуализация знаний

(цель – повторение сведений, изученных раннее)

Повторение пройденного материала

Какой части речи являются все слова, которые вы назвали?

Докажите.

Выполните задание в карточках.

Посмотрите на слова. Поставьте задание к этим словам.

Б…лить

Б…лезнь

Гр…бник

Уг…стить

Г…стиница

Гр…за

Загр…зняешь

Группа желтого цвета, объясните выбор букв.

Группа красного цвета назовите части речи, которые вы отметили

Группа зеленого цвета назовет глаголы начальной формы. Докажите.

Какие две группы слов можно выделить? Как рассуждали?

Как вы отличаете имя существительное от глагола? Попробуйте свои знания и запишите все что знаете об этих частях речи.

Работа в паре.

Признаки

Существительное

Глагол

Обозначает:

Отвечает на вопросы :

Изменяется по:

Где могут пригодиться эти знания? (в определении частей речи)

Отвечают на вопрос что делать, называют действие

Карточки разного цвета:

Красный цвет

1. Решите орфографические задачи, обозначьте части речи

Зеленый цвет

1. Решите орфографические задачи, найдите и отметьте глаголы в начальной форме

Желтый цвет

  1. Решите орфографические задачи

Голубой цвет (КРО)

Решите орфографические задачи (первые 4 слова)

«Составление кластера»

Работа в паре

Коммуникативные УУД(излагать свое мнение,

 аргументировать его)

III. Целеполагание.

(цель- мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого)

-поставить проблему;

- организовать

 формулировку темы

 урока детьми;

- организовать

 постановку цели

 урока детьми.

«Ситуация школьников»

-Когда люди лежат, они ничего не делают. Значит, лежать – не действие. Это слово не глагол. А бег и ходьба – это действия. Эти слова – глаголы. Верно ли это?

Ваши мысли.

Игра « Верите ли Вы…»

У вас на столах лежат листочки. Оцените каждое предложение, верите ли вы каждому высказыванию

+ да

- нет

До исследования

После исследования

Бег – глагол

Ходьба – глагол

Сидеть- не глагол

Лежать – не глагол

Назовем тему урока и проблему, которую сегодня нужно решить, какой бы сложной она не показалось.

Понаблюдать

Прочитать в учебнике

проанализировать

прием критического мышления «Верные и неверные высказывания»

Работа в группах

Задачи:

  1. определить какой части речи являются слова

бег, ходьба, сидеть, лежать

2. определять к какой части речи относятся слова, размышлять над данной проблемой

Регулятивные(принимать и сохранять цель)

Стадия  осмысления(осмысление материала во время работы над ним)

Цель:  -помочь активно воспринимать изучаемый материал

           - помочь соотнести старые знания с новыми

IV

Организация учебной деятельности по решению цели урока

( цель – организация коммуникативного взаимодействия для решении проблемы, поставленной на уроке, построение нового способа действия)

-  организовать

 выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;

- организовать

 творческую деятельность;

- умение действовать по плану.

 Назовите как различить имя существительное от  глаголов. Обращение к кластеру.

Чтение с пометками правила

+ узнал

? возникли вопросы

V знал раннее

Упражнение 256

 В столбик запиши слова из названия этой части учебника. Рядом объясни выбор букв на месте всех орфограмм.

 Узнай, как можно изменить слова: по временам или по падежам. Надпиши свой ответ над словом. Понаблюдайте, исследуйте. Работа в паре.

- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет,  как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?

 И.п. что? Ходьба

  Р.п. нет чего? ходьбы

  Д.п. к чему? К ходьбе

  В.п. люблю кого? Что? Ходьбу

  Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой

   П.п. говорю о чём? о Ходьбе

- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.

-  Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)

Что делаю? Лежу  - наст. время

Что делала? Лежала – прош. вр.

Что сделает? полежит- буд. вр.

Сделайте вывод.

Обращение к листочкам «Верю – не верю»

Заполните последний столбик таблицы.

Оцените свою работу.

Красный цвет – есть расхождение

Зеленый – все определил правильно

Прием «Инсерт»

2 человека у доски

1 человек изменяет по падежам

2 человек изменяет по временам

Самопроверка, самооценка

Коммуникативные (готовность слушать

 собеседника, вести диалог; признавать существование

 различных точек зрения)

Познавательные (анализ

 информации, систематизация, классификация; овладение

 начальными сведениями о

 сущности и особенностях природных явлений)

Личностные УУД(готовность  саморазвитию)

Систематизируют полученные знания.

Коммуникативные УУД(умение презентовать

 работу, осуществлять

 взаимный контроль в

 совместной деятельности)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

Физминутка

Подвижные упражнения

Упражнения для глаз

Игра «Внимательный»

Хлопок в ладоши – имя существительное

Изобразить действие – глагол.

Роза, писать, парта, утро, бег, прыгать, машет, здороваться, приседать, глаз, стук.

Повторяют движения за учителем

Хлопок в ладоши – имя существительное

Изобразить действие – глагол.

VI. Работа над новой учебной деятельностью.Самостоятельная работа

(цель – построение способа действия)

организовать

 выполнение учащимися самостоятельной работы

по проблеме

«Дерево рассуждений»

Наступила,спит

Темнеет, зелень

Стук, стоять

Отдыхать, прыжок

Жизнь, зеленеет

Рассказ, помогать

Работа в группах

Проведите исследование в своей группе над словами – листочками.

Один представитель из группы защищает проект, рассуждая над словами.

Познавательные УУД (связи и отношения между

 объектами и предметами;

Использование схемы)

Коммуникативные (готовность слушать

 собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения,

 умение договариваться о

 распределении функций и

 ролей в совместной

 деятельности).

Стадия рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)

Цель: -помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

        - помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

VII. Рефлексия (итог урока)

(Цель- осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности)

Домашнее задание

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Я желаю, чтобы ваши знания так же как листочки на деревьях пополнялись с каждым уроком. Чем больше листочков, тем дерево лучше, чем больше знаний….тем человек становиться умным, мудрым, грамотным

Это слова какой части речи? На следующем уроке русского языка мы будем наблюдать за этой частью речи, именем прилагательным.

«Ромашка вопросов»

Составьте вопрос по теме нашего урока.

Первая, пятая и шестая группа составляет простой вопрос.

Вторая группа составляет уточняющий вопрос (Почему…)

Третье группа составляет оценочные вопрос.

Четвертая группа составляет практический вопрос.

Какие цели мы ставили на уроке?

Добились ли мы результатов?

Какие цели поставим на следующий урок?

Оценка деятельности «Шляпка»

Оцените деятельность своих одноклассников.

Запишем дом. задание.

Упражнение 258, правило с. 97

Задание для размышления – вопрос Антона с.99

Дети продолжают предложение

Задают вопрос, другие группы отвечают зарабатывают баллы.

Выставляются отметки в дневник ученикам

Регулятивные (освоение

 начальных форм

 познавательной и

 личностной рефлексии)

Регулятивные УУД(поиск

 информации, работа с

 диафильмом)

Коммуникативные УУД(составлять комментарии)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени М.И. Калинина

муниципального образования «город Бугуруслан»

Урок русского языка

«Как отличить глагол от других частей речи?

 («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Класс: 3в

УМК Гармония

Подготовила: Соловьева О.А.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?" (3 класс, УМК "Гармония", Соловейчик).

В работе содержится конспект урока и презентация по теме  "Глаголи ли слова "лежать, сидеть"? А "бег и ходьба"....

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку "Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?

Урок по русскому языку по программе "Гармония" 3 класс...

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...