Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Погорелая Светлана Викторовна

Урок русского языка во 2 классе 

по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи».

 

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (мультимедийная презентация), практические.

Методы обучения, используемые на уроке: проблемное изложение, частично - поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка во 2 классе УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Цель урока: актуализация знаний о группе слов, обозначающих действие предмета  и отвечающих на вопросы что делать? что сделать?;

Задачи урока:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Образовательные: научить отличать глаголы от других частей речи и определять их роль в речи; определять глаголы в тексте, делить их по значению.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

-  Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник:  Русский язык: 2 класс, авторы Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,  рабочая тетрадь, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация урока, маршрутный лист для групповой и парной работы, классная доска.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить глаголы в предложениях и текстах по вопросу и общему значению,  ставить вопросы к глаголам.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные  - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; самостоятельно организовывать своё рабочее место, понимать цель выполняемых действий;

коммуникативные - уметь с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить сравнивать, группировать слова,  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I.

Организационный этап

Громко прозвенел звонок.                 Слайд 2

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем  

- Проверьте посадку. Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Погружаются в рабочую атмосферу.

II.

Постановка проблемы

- Прочитайте группу слов.                    Слайд 3

Ветер, морозный, снег, дует, холодный, метёт, коньки, ледяной, рисует.  

- На какие группы можно разбить данные слова?

(Слова, обозначающие предмет, признак и действие).

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие предмет? (Кто? Что?) 

- Какой частью речи являются? (Существительным)

- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признак предмета? (Какой? Какая? Какие?)

- Какой частью речи являются? (Прилагательным)

- На какой вопрос отвечают слова обозначающие действия?  Какой частью речи являются?

- Почему мы не можем ответить на данный вопрос? (не изучали)

Создаёт проблемную ситуацию.

III.

Постановка цели и задач урока

- О чём мы будем говорить на уроке?

(О новой части речи?)

-Мы должны выяснить, для чего она нужна в речи?

Конкретизирует и подводит итог в определении цели.

IV.

Актуализация знаний

  1. Работа в маршрутных листах

Приложение 1

- Возьмите маршрутные листы и прочитайте первое задание.                                     Слайд 4

  1.  Прочитайте предложения.  Вставьте недостающие слова                      

Дети … книгу.

Мальчик … на скрипке.

Птицы … в тёплые края.

- Какие слова вставили? На какие вопросы отвечают эти слова? Что они обозначают?  

 -Запишите предложения в тетрадь.

- Прочитайте,  как называется данная часть речи.

- Составим опорную схему, по которой будем характеризовать глагол.    

   Приложение 1

                                                                Слайд 5

 2.                            Глагол

                           часть речи

        обозначает действия предметов

           что делает? что сделает?

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Вводит новое понятие.

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы.

Составляют алгоритм, по которому будут определять глагол.

V.

Первичное закрепление

- Я буду вам  читать стихотворение, а вы когда услышите слова, с помощью которых автор передаёт действия, хлопните в ладоши.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Всё его одело.

- К какой части речи относятся эти слова? Как узнаём глагол?

Создаёт условия для организации групповой работы

Учащиеся коллективно выполняют задание, осуществляют самооценку своей деятельности

VI.

Физминутка

                                                                Слайд 6

Дети выполняют действия движения.

VII.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Приложение 1

- Почитайте задание № 3 в маршрутном листе.

Спишите стихотворение, подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает?    

Ветер

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше;

Поиграл немного ветками черёмух,

Пожурил за что-то воробьёв знакомых…

                                                               Слайд 7   

Создаёт условия для организации самостоятельной работы, самоанализа и самопроверки, на основе полученных знаний

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

VIII.

IX.

Итог урока

 

Рефлексия

Домашнее задание

Приложение 1

Задание «Верные и неверные утверждения». Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности.

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

(Если вы согласны с утверждением поставьте рядом плюс, если нет - минус). 

- Молодцы, хорошо поработали!

- Какие цели мы ставили  на уроке?

- Справились с задачей?

- В чём испытывали затруднения?

Оцените свою работу на уроке:

- если вам было всё легко, то нарисуйте смайлик красного цвета;

- если кто – то  испытывал небольшие затруднения, тогда ваш смайлик  жёлтого цвета;

- кому было очень сложно, тогда ваш смайлик – зелёного цвета.

Упр. 2 с. 100

Учитель  контролирует выполнение задания, усвоение детьми материала

Создает условия для рефлексии пережитого на уроке.

Дети находят верные утверждения, закрепляют, полученные знания.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Знакомство с частями речи".

Урок составлен  с использованием современных педтехнологий, позволяющих активизировать позновательную деятельность учащихся....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Знакомство с частями речи".

В портфолио имеется конспект урока - эта презентация к нему....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...