Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение местоимений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шакенова Лариса Елемановна

Урок разработан по технологии "Step by step". Учащиеся самостоятельно изучают материал в группах, работая в Центрах активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus._yaz._mest.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе, учитель Шакенова Лариса Елемановна.

Тема урока: Склонение местоимений.

Цели урока:

1. Создать условия для развития самостоятельности, как пути их личностного роста.

2. Обобщить знания о личных местоимениях, закрепить понятие местоимения, как час  

   ти  речи, уточнить знания детей о склонении местоимений.

3.Совершенствовать умения детей работать в коллективе, умения высказывать и дока    

   зывать свои суждения, формировать адекватную самооценку, развивать навыки само

   контроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

  • карточки для работы в центре «Грамотей»;
  • маршрутные листы для центра «Игротека»;
  • кубики;
  • венндиаграммы;
  • карточки контроля.

  1. Оргмомент. Сегодня на уроке мы работаем в группахпо центрам.
  • Откройте свои тетради, запишите: число, классная работа.
  • Назовите “опасные места” при записи.

 

II. Повторение.

  • Какую тему изучаем?
  • Вспомние все, что вы знаете о местоимении, расскажите друг другу в паре.
  • Теперь в группе поделитесь мнениями и выберите одного, который будет отвечать.
  • Один от группы отвечает, все остальные слушают, затем дополняют его ответ

-Сегодня мы продолжим тему “Склонение местоимений”

  • Какие цели мы  поставим перед собой на этот урок?
  • Как вы думаете, для чего вам нужны знания о местоимении?
  • Какую часть речи заменяют личные местоимения?
  • Поработаем в группах. Сравните, что общего и чем отличаются имена сущ. и М. Свои наблюдения вы отметите в венндиаграммах. /каждая группа получает венндиаграммы/

Имя сущ.                                 Местоимение.                  

  • Умеете ли вы отличать М. от других частей речи?
  • Послушайте текст, подсчитайте сколько в нем М.

           Книга! Она умная и хорошая. С нею всегда светло и надежно. Спасибо ей за советы и заботу. Будь внимателен к книге, заботься о ней, береги ее. Пусть с ней идут люди по жизни. Без нее жизнь будет скучной и неинтересной.

  • Сколько местоимений употребил автор? Откройте книгу на стр. 188, упр. 602. Проверьте себя.
  • Давайте прочитаем М., которые вы нашли.

  • Для чего использовал автор М.
  • Какие мысли из этого отрывка вам особенно запомнились и понравились?

 - Как вы думаете, на какие группы можно разделить М. из текста?

  • Выпишите местоимения в 2 столбика: с предлогами и без предлогов.Сравните с соседом.
  • Посмотрите на 1 столбик, что можете сказать об этих М.
  • Прочитайте правило в учебнике. . Расскажите друг другу в паре.

- Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?

 III. Сегодня мы поработаем в Ц.А.

  • Давайте вспомним правила работы в центрах. В каждой группе выберите консультанта, который сможет вам помочь
  • Работать будем в 2 центрах с одним переходом, центр “Игротека”, где у каждого будет свой маршрутный лист, все задания вы будете выполнять в нем.
  •  Второй центр “Грамотей”, вы будете работать по карточкам, но задания будете выполнять в половинках. Для тех, кто быстро справится с 1 заданием, есть 2 задание со *
  • Переходить будем по схеме.

По сигналу учителя дети переходят из одного центра в другой.

IV. Закрепление.

  • Поиграем в игру “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет . В половинках на полях ставите знаки + или - .

 На доске : с ним

  • Я утверждаю, что
  • 1) Это личное М
  • 2) Начальная форма этого М – он.
  • 3) Это М. 2 лица
  • 4) Это М в ед ч.
  • 5) это М. в Р.п.
  • Проверьте себя по ключу.
  • Поставьте себе оценку: 0 ош. –“5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, 3 ош. – “-“
  • Кто поставил себе “5”, “4”, “3”, “-“ ?
  • Какие затруднения были у вас при выполнении этого задания.
  • Какие знания вам пригодились при его выполнении?

V. Домашнее задание на выбор: 1.в в учебнике - стр 188, упр. 603.

2. Составить небольшой рассказ (5-6 ) предложений о своем друге, употребляя личные местоимения.

3. Составить свой кроссворд или “Занимательную фигуру” по теме М.

Рефлексия.

- Каждый получает “Лист контроля”.

Контрольные вопросы:

1.Местоимение – это часть речи, которая

а) обозначает предмет

б) обозначает признак предмета

в) указывает на предмет, но не называет его

2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения:

  Тетрадь, она, гулять, мы, нос, нас,  на  улице,

 ем, им, к тебе, с ним, окно, оно, сон, с нами.

3. Соедини линиями в правильном порядке:

ты, вы                             1 лицо

он, она, они, оно             2 лицо

я, мы                               3 лицо

4.Запиши начальную форму следующих местоимений:

у тебя     _______    обо мне ________вами       _______            

5. Соедини линиями в правильном порядке:

мне                 И.п.

о вас              Д.п.

ты                П.п

- Каждый получит оценку за «Лист контроля».

-Дети приветствуют гостей, садятся по группам.

-Записывают число, классная работа, называют орфограммы, на которые нужно обратить при записи.

Работа в парах.

Обсуждение в группе.

-М. – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

М. изменяются по числам, бывают1, 2, 3 лица.

М. 3 лица изменяются по родам.

М. изменяются по падежам.

Ответы детей.

- Имя существительное.

В группах дети обсуждают и заполняют венндиаграммы.

Общие характеристики:

  • отвечают на вопросы кто? Что?
  • Изменяются по числам;
  • Изменяются по падежам;
  • С предлогами пишутся раздельно;

Отличия:

-М. указывают на предмет

но не называют его, не имеет категории рода, только в 3 лице.

-Сущ. бывают одуш., неодуш., собств. и нариц,

 По учебнику находят и подсчитывают М.

Один ученик читает М. из текста, остальные проверяют.

- М. С предлогами и без предлогов.

Записывают М в 2 столбика.

- С предлогами М. пишутся раздельно.

- После предлогов  у М. 3 лица пишется буква н

В парах рассказывают друг другу. Несколько учащихся повторят вслух для всего класса.

Работа в центрах ативности.

Дети называют правила работы в группах, выбирают консультанта, аргументируют свой выбор.

Учитель раздает карточки с заданиями и маршрутные листы консультантам в группах, они раздают членм своей группы.

Схема перехода  на доске.

-Дети ставят знаки

На доске записан ключ:

  1. +
  2. +
  3. +

Проверяют и исправляют ошибки.

Учитель раздает всем “Лист контроля” блиц-опрос.

Ученики отвечают на вопросы.

                                       

Приложение.

ЦЕНТР  «ГРАМОТЕЙ»

1.Измени местоимения, запиши словосочетания (в половинке). Укажи падеж местоимений.

     Забота  о (он), побывал у (она), в семье у (они), у (он) на работе, шагал с (они), идет за (она), говорить о (он), беседовать с (они), находился у (он), пролетел над (она), наблюдал за (он), остановился около (она).

2. Проверьте друг друга в паре. Если найдешь ошибки, объясни товарищу.

3*  Измени местоимения, в паре устно расскажите друг другу, определите падеж местоимения. Выборочно запиши 5 словосочетаний

(в половинке):

он

она

они

Сделал для . . .

Подошел к . . .

Посмотрел на . . .

Играл с  . . .

Рассказал  о   . . .

Проверьте друг друга в паре.

ЦЕНТР «ИГРОТЕКА»

Ф.И. _____________________________

1.Игра «Кубик». На гранях кубика местоимения (я, мы, ты, вы, он, они)

-  Играете в паре: бросьте кубик, дайте характеристику выпавшему местоимению.

  • Бросаете по 2 раза.
  • Запишите в своем  маршрутном  листе характеристику местоимений:

Разгадай кроссворд.


                     3                4

             2

1

5

Обменяйтесь маршрутными листами и проверьте друг друга в паре.

1) 1л., мн. ч., Р.п.

  1. 2 л., мн. ч., Д.п.
  2. 2 л, мн.ч., Р.п
  3. 1 л, ед. ч., Д.п
  4. 3 л, ед. ч., Д.п

 

3. Разгадай кроссворд.


1

2

3

4

5

Обменяйтесь маршрутными листами в паре и проверьте друг друга.                                        

 

  1. 1 л., мн. ч., Д.п.
  2. 1 л., ед.ч., Д.п.
  3. 3л., ед.ч., Р.п.
  4. 3 л, мн. ч., И.п.
  5. 3 л., мн.ч., Т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимение как часть речи. урок русского языка.4 класс

Урок усвоения знаний, созданный по проектно-исследовательской технологии....

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

Конспект урока русского языка 3 класс 3 урок "Местоимение"

Цели деятельности учителя: расширение знаний у обучающихся о местоимениях; развитие умений распознавать местоимения среди других частей речи и определять род, лицо и число.Планируемые результатыПредме...