Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Гармония" (Соловейчик)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
В работе содержится рабочая программа по русскому языку в 1 классе по УМК "Гармония": пояснительная записка, содержание линий, календарно-тематическое планирование уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.72 КБ |
![]() | 57.08 КБ |
![]() | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Русский язык составлена на основе:
1. ФГОС начального образования второго поколения.
2. Авторской программы курса «Русский язык» (автор – М.С.Соловейчик).
3. Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
4. Объём программы: 165 часов в год, 5 часов в неделю.
5. Учебно-методическое обеспечение:
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык – «К тайнам нашего языка»» - учебник. (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011).
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык – «К тайнам нашего языка»» - рабочая тетрадь. (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
- Методическая литература: М.С. Соловейчик. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
- Дополнительная литература:
- Программа для 1 – 4 классов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
- Примерные программы начального общего образования (часть 1).(Москва «Просвещение» 2009).
6. Технологическое обеспечение:
Доска аудиторная для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер в комплекте с интерактивной доской.
Мультимедийный проектор в комплекте с экраном.
Музыкальный центр в комплекте с телевизором.
Предварительный просмотр:
Русский язык
Календарно- тематическое планирование (50 ч)
Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Формируемые | Формы работы | Вид контроля, методы оценки достижений учащихся | Дата | |
понятия | УУД | ||||||
О нашей речи (2ч) | |||||||
Знакомство с учебником. Повторение изученного о речи. | 1 | Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят и исправляют ошибки. | ориентироваться на странице учебника. Понимать условные обозначения. «Речь», «деловая речь», «картинная речь», «воспоминания». Восприятие и понимание звучащей речи. Употребление прописной буквы в именах собственных. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться. Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Принимать и сохранять учебную задачу. Учатся строить речевые высказывания в устной речи. Задают вопросы. контролируют действия партнёра. | Фронтальная. Работают в паре . Коллективная работа. | Текущий. Правила списывания. Правила переноса. | |
Роль слов в речи. | 1 | ||||||
Какие бывают слова? (6ч) | |||||||
Знакомство с тремя группами слов: названия, указатели, помощники. | 1 | Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят сходные по классификации слова. | Группы слов: «названия», «указатели», «помощники», назначение слов; классификация слов по функции. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Читать и извлекать необходимую информацию. | Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Слова- названия, отвечающие на вопросы кто? Что? | 1 | Текущий. | |||||
Знакомство с собственными именами. Расширение сведений о собственных именах. | 2 | Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят сходные по классификации слова. Объясняют написание слов. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения имён собственных. Составляют словарь слов, в которых были допущены ошибки. Анализируют предложения. Моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму. | «Собственные имена». Разграничение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Последовательно выполнять задания учителя, точно следовать инструкции, фиксировать результаты. Читать и извлекать необходимую информацию, выделять новые сведения. Участвовать в коллективной беседе, отвечать на вопросы, выражать свою точку зрения. | Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Упражнение в выявлении и написании собственных имен. | 1 | Текущий | |||||
Обобщение по теме. Обучающий диктант. | 1 | Фронтальная. Самостоятельная. | Текущий | ||||
Разные языки: родной и иностранные (2ч) | |||||||
Какие бывают языки? | 1 | Классифицируют слова по признакам. Обосновывают написание слов с непроверяемыми орфограммами. Объясняют написание слов. Сравнивают слова, произносимые на разных языках. Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их. | Употребление пробела между словами, знака переноса. Понятие «родной язык»; происхождение названия языка (русский). | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Производить поиск информации. | Коллективная. Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Кто такие переводчики? | 1 | Текущий. | |||||
Речь устная и письменная (5ч) | |||||||
Устная и письменная речь. Оформление границ предложения. | 1 | Определяют границы предложений. выбирают знак в конце предложений. Классифицируют предложения по интонации. моделируют предложения. Придумывают предложения к схемам. Учатся писать слова с предлогами и с приставками, употреблять запятую при перечислении. | Употребление прописной буквы в начале предложения. Различение слова, предложения. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Познавательный интерес к предмету. Понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме. Осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы. Рассказывать и слушать собеседника, Участвовать в диалоге. | Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре. | Текущий. | |
Выразительность устной и письменной речи. | 1 | Текущий. | |||||
Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении. | 1 | Текущий. | |||||
Разграничение предлогов и приставок (без терминов). | 1 | Текущий. | |||||
Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме. | 1 | Текущий. | |||||
Фонетика. Графика. Орфография. Звуки русского языка (5ч) | |||||||
Звуки речи (повторение). Новый способ обозначения звуков. | 1 | Различают звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Определяют звук по его характеристике. Характеризуют (устно) звук. Читают звуковые записи и пишут слова значками звуков. Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Применяют полученные знания. | Русский алфавит. Использование словарей русского языка. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать ее. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы. Отвечать на вопросы, задавать их. Рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Освоение нового способа обозначения звукового состава слов. | 1 | Понятие «рифма». Ударные и безударные слоги. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Звуковой анализ слов . | 1 | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). | Текущий. | ||||
Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв. | 1 | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | ||||
Буквы русского языка. Алфавит. (4ч) | |||||||
Знакомство с алфавитом. | 1 | Находят в учебнике в процессе работы с толковым словариком значение слова, выписывают его. Определяют значение новых слов по толковому словарю. Заучивают алфавит, располагают слова в алфавитном порядке. Работа над орфографической зоркостью. | «Алфавит», «толковый словарь». | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать ее. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах. Групповая работа. | Текущий. | |
Освоение алфавита. | 1 | Текущий. | |||||
Продолжение освоения алфавита. | 1 | Текущий. | |||||
Тренировка в расположении слов по алфавиту. | 1 | Текущий. | |||||
Звуки и буквы (Как работают буквы?) (9ч) | |||||||
Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных. | 1 | Различают звуки. Объясняют особенности гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу (под ударением), работу букв е, ё, ю, я и ь. Соотнося звук и его качественную характеристику. Характеризуют (устно) звуки гласных букв е, ё, ю, я. Группируют слова по заданному правилу. Определяют наличие изученных орфограмм в словах. Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания. | Буквы как средства графики. Осмысление операций «перевода» звуковой записи в буквенную. Буквы для обозначения твёрдости-мягкости согласных. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Строить речевые высказывания в устной письменной речи. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |
Обозначение мягкости согласных с помощью ь. | 1 | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). | Текущий. | ||||
Обозначение мягкости согласных разными способами. | 1 | Лексическая работа. Тренировка в объяснении правилом написания слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Применение изученных правил письма. | 1 | Способ обозначения звука [й’]. Упражнение в обозначении звука [й’] двумя способами. Употребление пробела между словами, знака переноса. | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | |||
Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука «й». | 1 | Коллективная. Фронтальная. | Текущий. | ||||
Два способа обозначения звука [й'] (закрепление). | 1 | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах. Групповая работа. | Текущий. | ||||
Обозначение звука [й'] буквами. | 1 | Текущий. | |||||
Обозначение мягкости согласных и звука[й']. (Обобщение). | 1 | ||||||
Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв. | 1 | ||||||
Что значит писать правильно. (7ч) | |||||||
Правильное письмо – письмо без описок. | 1 | Определяют наличие изученных орфограмм в словах. Прогнозируют наличие орфограмм: пишут с пропуском орфограмм. Доказывают написание слов, используя орфографический словарик учебника. контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. | Понятия «опечатка», «описка». Приёмы, помогающие писать без ошибок. Упражнение в исправлении описок. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы Читать, выделяя нужную информацию | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах. Групповая работа. | Текущий. | |
Правильное письмо – письмо без ошибок. | 1 | Текущий. | |||||
Обучение проверке написанного. | 1 | Текущий. | |||||
Повторение изученных правил письма. Работа со словарем. | 1 | Тематический. | |||||
Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант. Письмо под диктовку. Обучение самопроверке. | 1 1 | Тематический. тематический | |||||
Контрольный диктант с дополнительными заданиями. | 1 | Написание контрольного диктанта. Применение правил в свободном письме (под диктовку), проверяют собственные записи. | Действовать самостоятельно. Обеспечивать самоконтроль. | Самостоятельная работа. | Тематический (контрольный диктант). | ||
Язык. Речь. Практика речевой деятельности. Учимся писать записки. (2ч) | |||||||
Записка: её назначение и строение. | 1 | Обосновывают целесообразность выбора жанра общения. Сочиняют записки. Анализируют записи. Получают информацию из учебника о названии записей. | Знакомство с малыми жанрами письменной речи. Оформление записки. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблюдение морально-этических норм. | Коллективная. | Текущий. | |
Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов. | 1 | Самостоятельная работа. | Тематический. | ||||
Как пишут письма и телеграммы. (5ч) | |||||||
Письмо, его содержание, по строение и оформление. | 1 | Обосновывают целесообразность выбора жанра общения. Сочиняют письмо учителю, телеграммы. | Знакомство с жанрами письма и телеграммы. Чтение адресов на конвертах. Анализ их написания. Предлоги и знаки в конце предложения. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы Читать, выделяя нужную информацию | Коллективная. Фронтальная. | Текущий | |
Написание письма учителю. | 1 | самостоятельная. Работа в группах (парах). | Текущий | ||||
Телеграмма и её особенности. | 1 | Коллективная. Фронтальная. | Текущий | ||||
Составление телеграмм. | 1 | Самостоятельная. Работа в группах (парах). | Текущий | ||||
Итоговая контрольная работа (тестирование). | 1 | Написание итогового теста. | Действовать самостоятельно. Обеспечивать самоконтроль. | Самостоятельная работа. | Итоговый за 1 класс. | ||
Поздравим друг друга! Перелистаем учебник. (3ч) | |||||||
Как пишут поздравления. Написание поздравлений друзьям, близким, учителю. | 2 | Обосновывают целесообразность выбора жанра общения. Сочиняют поздравление с Днём Победы, с окончанием учебного года. Повторяют и обобщают изученное, анализируют и оценивают свои достижения и трудности; осознают и высказывают своё отношение к урокам русского языка. | Особенности поздравления как жанра. | Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения, проявлять ко всем доброжелательность. | Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная. Работа в группах (парах). | Текущий | |
Перелистаем учебник. | 1 | Текущий |
Тематическое планирование уроков письма в период обучения грамоте ( 111 ч.)
Добуквенный период ( 21 ч.)
Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения). | Предметные умения | Соблюдать правила посадки, расположения тетради, положения ручки в руке; ориентироваться в пространстве страницы, на строке, осознанно выполнять необходимые учебные операции. Писать элементы букв, соединять их заданными способами. Моделировать свою письменную речь, схематически записывать слова и предложения (осуществлять квази-письмо). Замечать и графически правильно обозначать освоенные «опасные при письме места»: пробелы между словами, начало и конец предложения, собственные имена (без термина). |
Универсальные учебные действия | - Желание учиться, положительное отношение к процессу учения, ориентация на образ «хорошего» ученика. Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на своём рабочем месте. - Понимать и выполнять инструкции учителя. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку; оценивать свои действия. - Понимать и принимать сообщаемую учителем информацию. Разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их. Выполнять наблюдения, действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, моделирования; коллективно делать простые умозаключения, обобщения. |
№ урока | Темы уроков, основное содержание работы. | Страницы прописей | Деятельность учащихся | Дата проведения. |
1 | Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи. | Пропись № 1 С. 3-5 | Определяют направление ручки при письме. Анализируют картинку и определяют возможные направления движения: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Сравнивают узоры, характеризуют каждую линию, начало и направление письма на строке. Обводят и самостоятельно дорисовывают узоры. Выражают свое отношение к уроку, выбирая одну из схем. | |
2 | Знакомство со штриховкой и разными ее видами. | С. 6-7 | Анализируют штриховку, сравнивают ее направление. Штрихуют рисунки, выбирают соответствующее направление штрихов. Выражают свое отношение к выполненной работе. | |
3 | Продолжение знакомства со штриховкой. | 8-9 | Анализируют штриховку, проводят аналогию между формой рисунка и характером штриховки. Штрихуют рисунки. Оценивают свою работу. | |
4 | Продолжение работы над правильной посадкой, положением руки, ручки, над разными видами штриховки. | 3-9 | Сравнивают узоры, находят сходство и различия, обводят, самостоятельно дорисовывают, штрихуют . Соблюдают правила посадки, контролируют положение ручки в руке, ориентируются в разлиновке прописи. | |
5 | Знакомство с секретом наклонного письма. | 10-11 | Участвуют в обсуждении содержания рисунка, анализируют его детали, штрихуют. Выводят секрет наклонного письма и сознательно пользуются им. | |
6 | Знакомство с элементами букв:прямых малых и больших параллельных линий. | 12-13 | Участвуют в обсуждении иллюстрации к сказке, анализируют образцы элементов букв, запоминают их название. Сравнивают написанные элементы с образцом и оценивают исполнение. | |
7 | Знакомство с элементами букв: большими и малыми параллельными прямыми линиями с закруглением внизу. Квази – письмо слов и предложений с указанием слогов в словах. | 14-15 | Понимают учебные задания, представленные в виде условных обозначений, разграничивают в написанном слове известные и новые элементы, осознают учебную задачу. | |
8 | Знакомство с элементами букв: прямые линии с закруглением вверху и внизу. | 16-17 | Анализируют слова с точки зрения звукового и слогового состава, соотносят схему слова с названиями нарисованных предметов. | |
9 | Знакомство с элементами букв: написание прямых линий с петлей внизу и вверху. | 18-19 | Соотносят звуковые схемы со словами, называющими предметы. | |
10 | Тренировка в написании элементов букв. | 12-19 | Участвуют в обсуждении рисунков и иллюстраций к сказкам, контролируют написание элементов, планируют движение руки при письме. | |
11 | Знакомство с элементами букв: написание овалов. | 20-21 | См .виды деятельности в описании уроков 5, 6. | |
12 | Знакомство с элементами букв: написание полуовалов. | 22-23 | См. виды деятельности в описании урока 5. | |
13 | Знакомство с элементами букв: написание наклонной плавной линии снизу вверх. | 24-25 | Анализируют слова с точки зрения звукового состава, находят в них ударные и безударные гласные звуки. См. урок 5, 6. | |
14 | Знакомство с элементами букв. | 26-27 | См. действия в описании уроков 5, 6.Наблюдают за смыслоразличительной функцией ударения. | |
15 | Знакомство с нижним соединением элементов букв. | 28-29 | Участвуют в обсуждении рисунков, формулируют учебные задания, соотносят схемы и картинки, определяют слова по схемам. Осваивают научное название способа соединения элементов. | |
16 | Тренировка в написании букв и их соединении. | 20-29 | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов, выполняют учебные задания, представленные условными обозначениями, контролируют свои действия при письме элементов и их соединений. | |
17 | Знакомство со средним соединением элементов букв. | 30-31 | Определяют слово по звуковой модели. Анализируют запись под картинкой с точки зрения других соединений элементов букв. | |
18 | Знакомство с верхним соединением элементов букв. | 32-33 | Узнают слово по звуковой схеме, разграничивают в ней знакомые и новый способ соединения элементов. | |
19 | Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. | 34-35 | См. виды деятельности учащихся в описании уроков 13, 14. | |
20 | Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. | 36-37 | См. виды деятельности учащихся в описании уроков 13, 14. | |
21 | Обобщение: виды соединений элементов букв - нижнее, верхнее, среднее. | 38-39 | Участвуют в обсуждении рисунков, уточняют значения слов, узнают слова по схемам.осознают задачи дальнейшей работы. |
Основной период ( 90 ч.)
Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения). | Предметные умения | Соблюдать гигиенические требования к процессу письма. Правильно писать и соединять буквы, применять правила графики при письме. Находить «опасные при письме места» по освоенным признакам; списывать и писать под диктовку, выполняя предписываемый способ действия; применять изученные орфографические (без термина) правила. |
Универсальные учебные действия | - Положительное отношение к урокам, интерес к работе в прописях, желание научиться писать. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда. - Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их; использовать речь для регуляции своих действий; различать способ действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя. - Ориентироваться на странице прописи; понимать задания. - Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. |
Графика и орфография.
1 | Письмо букв О о | Пропись № 2 4-5 | Анализируют звуки, осознают необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного гласного звука. Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы. Определяют начало письма букв и последовательность дви жения руки при их записи. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Различают ударные и безударные гласные звуки. | |
2 | Письмо букв И и – ы | 6-7 | ||
3 | Письмо букв э Э | 8-9 | ||
4 | Письмо букв у У | 10-11 | ||
5 | Письмо букв а А | 12-13 | ||
6-8 | Упражнение в письме | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
9 | Письмо букв л Л | 14-15 | Анализируют буквы и вычленяют знакомые элементы. Выделяют согласные звуки, осознают необходимость умения писать буквы для их обозначения. Используют разные способы соединения букв. Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему. | |
10 | Письмо букв м М | 16-17 | ||
11 | Письмо букв н Н | 18-19 | ||
12 | Письмо букв р Р. Знакомство с алгоритмом списывания. | 20-21 | ||
13 | Письмо букв с С | 24-25 | ||
14 | Закрепление | 22-23 | Проводят частичный звуковой анализ слов. Анализируют образец буквы. Упражняются в написании изученной буквы. Вписывают пропущенные буквы и слоги, обеспечивая соединение букв. Списывают напечатанные предложения. Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | |
15 | Письмо букв к К | 26-27 | ||
16 | Закрепление. | 28-29 | ||
17 | Письмо букв т Т. | 30-31 | ||
18 | Письмо букв в В. | 32-33 | ||
19 | Закрепление. | 34-35 | ||
20 | Письмо букв п П. | 36-37 | ||
21 | Письмо букв ш Ш. обозначение ударного гласного звука ы в сочетании «ши». | 38-39 | ||
22 | Закрепление . | 40-41 | ||
23 | Повторение | Пропись № 3, С.3-5 | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | |
2 ЧЕТВЕРТЬ: | Воспроизводят названия и начертания изученных букв, анализируют слово с точки зрения его звукового состава, выделяют указанный звук и совместно формулируют задачу урока. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими. Выбирают правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных. Пишут под диктовку слоги с твёрдыми и мягкими согласными. Списывают слова в соответствии с памяткой. | |||
24 | Письмо буквы я. | С. 6-7 | ||
25 | Письмо буквы е. | С. 8-9 | ||
26 | Закрепление. | С. 10-11 | ||
27 | Письмо буквы ё. | С. 12-13 | ||
28 | .Закрепление | С. 16-17 | ||
29 | Письмо буквы ю. | С. 14-15 | ||
30 | Письмо буквы ь. | С. 18-19 | ||
31 | Закрепление. | С. 20-21 | ||
32 | «Опасности письма» на месте безударных гласных. | С. 22-23 | Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулируют с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме. Определяют по напечатанному слову нужную букву и вписывают её. Пишут под диктовку, действуя по плану. Проверяют написанное. | |
33 | Закрепление. | С. 24-25 | ||
34 | Письмо букв Й й. | С. 26-27 | Наблюдают за обозначением звука « й» буквой й. Анализируют начертание буквы, сравнивают её с другими изученными. Контролируют процесс письма и оценивают свою работу. | |
35 | Закрепление и обобщение. | С. 28-29 | ||
36 | Письмо букв З з. | С. 30-31 | Анализируют новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими. Списывают слова в соответствии с памяткой. | |
37 | Письмо букв Б б. | С. 32-33 | ||
38 | Закрепление. | С. 34-35 | ||
39 | Письмо букв Г г. | С. 36-37 | ||
40 | Письмо букв Д д. | С. 38-39 | ||
41 | Закрепление. | С. 40-41 | ||
42 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). | С. 42-43 | Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулируют с помощью учителя вывод о наличии «опасности письма» на месте парных звуков по глухости-звонкости на конце слов. Находят эти места и вписывают пропущенные буквы. . Списывают слова в соответствии с памяткой. Пишут под диктовку, действуя по плану. | |
43 | Закрепление | С.48-49 | ||
44 | Письмо букв Ф ф. | С. 44-45 | Анализируют новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими. Списывают слова в соответствии с памяткой. | |
45 | Письмо букв Ж ж. | С. 46-47 | ||
46 | Правописание ударных сочетаний жи-ши | С. 50-51 | Распознают правило обозначения ударного гласного звука «ы» в сочетании « ши» на сочетание «жи», обобщают сведения и формулируют правило правописания. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | |
47 | Закрепление сведений об «опасностях письма». | С. 52-53 | Повторяют правило написания сочетаний жи-ши и комментируют его использование. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | |
48 | Повторение изученного. | С. 54-55 | ||
49 | Рассуждаем и пишем. | С. 56-57 | ||
50-55 | Резервные уроки. Упражнение в чтении и письме. | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
56 | Повторение изученного. | Пропись № 4 С. 3-5 | Воспроизводят названия и начертания изученных букв. Осознают задачу дальнейшего обучения написанию букв; узнают буквы по их части, обсуждают пропущенные буквы ударных гласных звуков, соотносят по смыслу написанные слова с картинками. Выполняют каллиграфические упражнения. . Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | |
57 | «Опасности письма»на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). | С. 6-7 | Определяют тему урока по схеме, повторяют признаки «опасных при письме мест» для согласных. . Списывают и пишут под диктовку, регулируя свои действия, проверяют и оценивают написанное. | |
58 | Письмо букв Х х. | С. 8-9 | Анализируют новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с другими. Вписывают в слова пропущенные буквы. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | |
59 | Закрепление. | С. 10-11 | ||
60 | Письмо букв Ц ц. | С. 12-13 | ||
61 | Письмо букв Ч ч. | С. 14-15 | ||
62 | Письмо букв Щ щ. | С. 16-17 | ||
63 | Закрепление. | С. 18-19 | ||
64 | Закрепление. | С. 20-21 | ||
65 | «Опасности письма»: ча-ща, чу-щу. | С. 22-23 | Уточняют способ действия при письме слов с «опасными сочетаниями» и пользуются им. Выбирают и вписывают нужные сочетания, обводят слова по серому шрифту. Обобщают полученные сведения, пишут слова и предложения, применяя освоенные правила. | |
66 | Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу. | С. 24-25 | ||
67 | Повторение изученного. | С. 26-27 | ||
68 | Закрепление | |||
69 | Письмо букв Ё ё. | С. 28-29 | Анализируют слово с точки зрения звукового состава, выделяют указанные звуки и совместно формулируют задачу урока. . Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с последующими, называют вид соединения. Выделяют звук «й» в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | |
70 | Письмо буквы Ю. | С. 30-31 | ||
71 | Письмо буквы Я. | С. 32-33 | ||
72 | Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я. | С. 34-35 | ||
73 | Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков. | С. 36-37 | ||
74 | Закрепление правильного использования букв й-е, ё, ю, я. | С. 38-39 | ||
75 | Письмо ь как разделительного. | С. 40-41 | Проводят частичный звуковой анализ слов, называют указанные звуки и осознают задачу урока. Анализируют новые буквы с точки зрения составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с последующими. Пишут под диктовку, применяя изученные правила. | |
76 | Письмо разделительного ъ. | С. 42-43 | ||
77 | Закрепление написания букв ъ и ь. | С. 44-45 | ||
78 | Обобщение: «опасные при письме места». | С. 46-47 | ||
79-83 | Резервные уроки. Упражнение в чтении и письме. | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | ||
Завершающий период ( 7 ч). | ||||
84 | Алфавит. | С. 48-49 | Обсуждают тему урока по заголовку в прописи, группируют буквы как буквы гласных и согласных звуков, записывают слова под диктовку и определяют их алфавитный порядок. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма. | |
85 | Закрепление умения писать. | С. 50-51 | Осознают тему урока по ее названию в прописи, обсуждают, чему учились и чему научились, выполняют задания и проверяют умения, оценивают собственные достижения. | |
86-90 | Резервные уроки. Упражнение в чтении и письме. | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
Предварительный просмотр:
Содержание курса Русский язык
№ п/п | Содержательная линия | Требования ФГОС Планируемые результаты | Авторская линия (возможность углубления) | |
знать | умения | |||
1 | Обучение грамоте (письмо) 1. Подготовительный период обучения грамоте. 2. Букварный период. | Общий принцип написания букв. | Графически оформлять предложение и слово. Делить слова на слоги. Делать звуковой анализ слова. Отличать гласные и согласные звуки. Писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Списать и писать под диктовку небольшой по объёму печатный текст. | |
2 | Русский язык 1. О нашей речи. 2. Какие бывают слова. 3. Собственные имена. 4. Разные языки: родной и иностранные. 5. Речь устная и письменная. 6. Звуки русского языка. 7. Буквы русского языка. Алфавит. 8. Как работают буквы. 9. Что значит писать правильно? 10. Учимся писать записки. 11. Как пишут письма и телеграммы? 12. Поздравим друг друга! | Различие звуков и букв, характеристику звуков: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие. Название букв, алфавит. Правила обозначения границ предложения и границ слов, написания собственных имён (имён, фамилий, кличек), ударных сочетаний жи – ши , ча – ща, чу – щу, основное правило переноса слов (по слогам, но без отделения одной буквы). | Языковые: На слух определять границы предложений, правильно обозначать их на письме, членить предложения на слова. Различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов. Правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных и звук Й (без случаев с разделительными знаками). Обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука Й, пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных. Правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту. Орфографические: Обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи – ши (, ча – ща, чу – щу); буква на месте безударного гласного звука, парного по глухости- звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости- звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила. Применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи – ши , ча – ща, чу – щу. Списывать и писать под диктовку учителя текст объёмом 15 – 18 слов. Соблюдать требования каллиграфии при письме. Выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв. Писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...