Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Гармония" (Соловейчик)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Марченко Елена Викторовна

В работе содержится рабочая программа по русскому языку в 1 классе по УМК "Гармония": пояснительная записка, содержание линий, календарно-тематическое планирование уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Русский язык составлена на основе:

1. ФГОС начального образования второго поколения.

2. Авторской программы курса «Русский язык» (автор – М.С.Соловейчик).

3. Цели и задачи курса

 В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: 

       • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: 

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

 

4. Объём программы: 165 часов в год, 5 часов в неделю.

5. Учебно-методическое  обеспечение:

  1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык – «К тайнам нашего языка»»  - учебник. (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011).
  2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык – «К тайнам нашего языка»»  - рабочая тетрадь. (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
  3. Методическая литература: М.С. Соловейчик. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка»  Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений.  (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
  4. Дополнительная литература:
  • Программа для 1 – 4 классов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012).
  • Примерные программы начального общего образования (часть 1).(Москва «Просвещение» 2009).

6. Технологическое обеспечение:

Доска аудиторная для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер в комплекте с интерактивной доской.

Мультимедийный  проектор в комплекте с  экраном.

Музыкальный центр в комплекте с телевизором.



Предварительный просмотр:

                                                                Русский язык

                                                                                                                                                                                                                                                                      Календарно- тематическое планирование (50 ч)

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые

Формы работы

Вид контроля, методы оценки достижений учащихся

Дата

понятия

УУД

О нашей речи (2ч)

Знакомство с учебником. Повторение изученного  о речи.

1

Накапливают опыт собственного использования речевых средств. Находят и исправляют ошибки.

ориентироваться на странице учебника. Понимать  условные обозначения. «Речь», «деловая речь», «картинная речь», «воспоминания». Восприятие и понимание звучащей речи. Употребление прописной буквы в именах собственных.

Учебно-познавательный интерес, желание учиться. Осуществлять поиск информации в учебнике. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Принимать и сохранять учебную задачу. Учатся строить речевые высказывания в устной речи. Задают вопросы. контролируют действия партнёра.

Фронтальная.  Работают в паре . Коллективная работа.

Текущий. Правила списывания. Правила переноса.

Роль слов в  речи.

1

Какие бывают слова? (6ч)

Знакомство с  тремя  группами слов: названия, указатели, помощники.

1

Накапливают опыт собственного использования речевых средств.  Находят сходные по классификации слова.

Группы слов: «названия», «указатели», «помощники», назначение слов; классификация слов по функции.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Читать и извлекать необходимую информацию.

Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре.

Текущий.

Слова- названия, отвечающие на вопросы кто? Что?

1

Текущий.

Знакомство с собственными именами.

Расширение сведений о собственных именах.

2

Накапливают опыт собственного использования речевых средств.  Находят сходные по классификации слова. Объясняют написание слов. Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения имён собственных.  Составляют словарь слов, в которых были допущены ошибки.

Анализируют предложения. Моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму.

«Собственные имена». Разграничение слов, обозначающих одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Последовательно выполнять задания учителя, точно следовать инструкции, фиксировать результаты. Читать и извлекать необходимую информацию, выделять новые сведения. Участвовать в коллективной беседе, отвечать на вопросы, выражать свою точку зрения.

Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре.

Текущий.

Упражнение в выявлении и написании собственных имен.

1

Текущий

 Обобщение по теме. Обучающий диктант.

1

Фронтальная. Самостоятельная.

Текущий

Разные языки: родной и иностранные (2ч)

Какие бывают языки?

1

Классифицируют слова по признакам. Обосновывают написание слов с непроверяемыми орфограммами. Объясняют написание слов. Сравнивают слова,  произносимые на разных языках. Анализируют урок с точки зрения  приобретения новых сведений, обобщают их.

Употребление пробела между словами, знака переноса. Понятие «родной язык»; происхождение названия языка (русский).

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Производить поиск информации.

Коллективная. Фронтальная. Работа в паре.

Текущий.

Кто такие переводчики?

1

Текущий.

Речь устная и письменная (5ч)

Устная и письменная речь. Оформление границ предложения.

1

Определяют границы предложений. выбирают знак в конце предложений. Классифицируют предложения по интонации. моделируют предложения. Придумывают предложения к схемам. Учатся писать слова с предлогами и с приставками, употреблять запятую при перечислении.

Употребление прописной буквы в начале предложения. Различение слова, предложения. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Познавательный интерес к предмету. Понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме. Осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их. Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы.

Рассказывать и слушать собеседника, Участвовать в диалоге.

Коллективная работа. Самостоятельная работа (тестирование). Фронтальная. Работа в паре.

Текущий.

Выразительность устной и письменной речи.

1

Текущий.

Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении.

1

Текущий.

Разграничение предлогов и приставок (без терминов).

1

Текущий.

Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме.

1

Текущий.

Фонетика. Графика. Орфография.

Звуки русского языка (5ч)

Звуки речи (повторение). Новый способ обозначения звуков.

1

Различают звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.  Определяют звук по его характеристике. Характеризуют (устно) звук.  Читают звуковые записи и пишут слова значками звуков. Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Применяют полученные знания.

Русский алфавит. Использование словарей русского языка.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра. Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать ее.

Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы.

Отвечать на вопросы, задавать их. Рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге.

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.

1

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Освоение нового способа обозначения звукового состава слов.

1

Понятие «рифма». Ударные и безударные слоги.

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Звуковой анализ слов .

1

Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование).

Текущий.

Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв.

1

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Буквы русского языка. Алфавит. (4ч)

Знакомство с алфавитом.

1

Находят в учебнике в процессе работы с толковым словариком значение слова, выписывают его. Определяют значение новых слов по толковому словарю. Заучивают алфавит, располагают слова в алфавитном порядке. Работа над орфографической зоркостью.

«Алфавит», «толковый словарь».

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра.  Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать ее.

Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы

Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах.  Групповая работа.

Текущий.

Освоение алфавита.

1

Текущий.

Продолжение  освоения  алфавита.

1

Текущий.

Тренировка в расположении слов по алфавиту.

1

Текущий.

Звуки и буквы (Как работают буквы?) (9ч)

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных.

1

Различают звуки. Объясняют  особенности гласных в сочетаниях  жи – ши, ча – ща, чу – щу (под ударением), работу букв  е, ё, ю, я и ь. Соотнося звук и его качественную характеристику.

 Характеризуют (устно) звуки гласных букв    е, ё, ю, я.

 Группируют слова по заданному правилу.

Определяют наличие изученных орфограмм в словах.

Соотносят звучание и написание слова, объясняют случаи расхождения звучания и написания.            

Буквы как средства графики. Осмысление операций «перевода» звуковой записи в буквенную. Буквы для обозначения твёрдости-мягкости согласных.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра.

Строить речевые высказывания в устной письменной речи.

Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы

Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике.

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

1

Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование).

Текущий.

Обозначение мягкости согласных  разными способами.

1

Лексическая работа. Тренировка в объяснении правилом написания слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Применение изученных правил письма.

1

Способ обозначения звука [й’]. Упражнение в обозначении звука [й’] двумя способами.

Употребление пробела между словами, знака переноса.

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

 Буквы  е, ё, ю, я  как способ обозначения звука  «й».

1

Коллективная. Фронтальная.

Текущий.

Два способа обозначения звука [й'] (закрепление).

1

  Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах.  Групповая работа.

Текущий.

 Обозначение звука [й'] буквами.

1

Текущий.

Обозначение мягкости согласных и звука[й']. (Обобщение).

1

Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв.

1

Что значит писать правильно. (7ч)

Правильное письмо – письмо без описок.

1

Определяют наличие изученных орфограмм в словах. Прогнозируют наличие орфограмм: пишут с пропуском орфограмм. Доказывают написание слов, используя орфографический словарик учебника. контролируют правильность записи текста, находят неправильно записанные слова и исправляют ошибки. Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта.  

Понятия «опечатка», «описка». Приёмы,  помогающие писать без ошибок. Упражнение в исправлении описок.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра.

Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы

Читать, выделяя нужную информацию

  Коллективная. Фронтальная. Самостоятельная (тестирование). Работа в парах.  Групповая работа.

Текущий.

Правильное письмо – письмо без ошибок.

1

Текущий.

Обучение проверке написанного.

1

Текущий.

Повторение изученных правил письма. Работа со словарем.

1

Тематический.

Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант.

Письмо под диктовку. Обучение самопроверке.

1

1

Тематический.

тематический

Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

1

Написание контрольного диктанта. Применение правил в свободном письме (под диктовку), проверяют собственные записи.

Действовать самостоятельно.  Обеспечивать самоконтроль.

Самостоятельная работа.

Тематический   (контрольный диктант).

Язык. Речь. Практика речевой деятельности.

Учимся писать записки. (2ч)

Записка: её назначение и  строение.

1

Обосновывают целесообразность выбора жанра общения.  Сочиняют записки. Анализируют записи. Получают информацию из учебника о названии записей.

Знакомство с малыми жанрами письменной речи. Оформление записки.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. Контролируют свои действия и действия партнёра. Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблюдение морально-этических норм.

Коллективная.

Текущий.

Конструирование и самостоятельное   написание записок разных видов.

1

Самостоятельная работа.

Тематический.

Как пишут письма и телеграммы. (5ч)

Письмо, его содержание, по строение и оформление.

1

Обосновывают целесообразность выбора жанра общения.  Сочиняют письмо учителю, телеграммы.

Знакомство с жанрами письма и телеграммы. Чтение адресов на конвертах. Анализ их написания. Предлоги и знаки в конце предложения.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра.

Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы

Читать, выделяя нужную информацию

Коллективная. Фронтальная.  

Текущий

Написание  письма  учителю.

1

самостоятельная. Работа в группах (парах).

Текущий

Телеграмма и её особенности.

1

Коллективная. Фронтальная.  

Текущий

 Составление  телеграмм.

1

Самостоятельная. Работа в группах (парах).

Текущий

Итоговая контрольная работа (тестирование).

1

Написание итогового теста.

Действовать самостоятельно.  Обеспечивать самоконтроль.

Самостоятельная работа.

Итоговый за 1 класс.

Поздравим друг друга! Перелистаем учебник. (3ч)

Как пишут поздравления.

Написание поздравлений друзьям, близким, учителю.

2

Обосновывают целесообразность выбора жанра общения.  Сочиняют  поздравление с Днём Победы, с окончанием учебного года.

Повторяют и обобщают изученное, анализируют и оценивают свои достижения и трудности; осознают и высказывают своё отношение к урокам русского языка.

Особенности поздравления как жанра.

Принимать и сохранять учебную задачу. Задают вопросы. контролируют свои действия и действия партнёра.

Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения, проявлять ко всем доброжелательность.

Коллективная. Фронтальная.  Самостоятельная. Работа в группах (парах).    

Текущий

Перелистаем учебник.

1

Текущий

Тематическое планирование уроков письма в период обучения грамоте  ( 111 ч.)

Добуквенный период ( 21 ч.)

Формируемые

умения/

личностные

качества

(планируемые

результаты

обучения).

Предметные

умения

Соблюдать правила посадки, расположения тетради, положения ручки в руке; ориентироваться в пространстве страницы, на строке, осознанно выполнять необходимые учебные операции. Писать элементы букв, соединять их заданными способами. Моделировать свою письменную речь, схематически записывать слова и предложения (осуществлять квази-письмо). Замечать и графически правильно обозначать освоенные «опасные при письме места»: пробелы между словами, начало и конец предложения, собственные имена (без термина).

Универсальные учебные действия

- Желание учиться, положительное отношение к процессу учения, ориентация на образ  «хорошего» ученика. Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на своём рабочем месте.

- Понимать и выполнять инструкции учителя. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку; оценивать свои действия.

- Понимать и принимать сообщаемую учителем информацию. Разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их. Выполнять наблюдения, действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, моделирования; коллективно делать простые умозаключения, обобщения.

урока

Темы уроков,

основное содержание работы.

Страницы

прописей

Деятельность учащихся

Дата

проведения.

1

Знакомство с правильной посадкой, положением

ручки, с разлиновкой прописи.

Пропись № 1

С. 3-5

Определяют направление ручки при письме. Анализируют картинку

и определяют возможные направления движения: вверх, вниз,

вправо, влево, вокруг. Сравнивают узоры, характеризуют каждую линию,

начало и направление письма на строке. Обводят и самостоятельно дорисовывают узоры.

Выражают свое отношение к уроку, выбирая одну из схем.

2

Знакомство со штриховкой  и разными ее видами.

С. 6-7

Анализируют штриховку, сравнивают ее направление. Штрихуют рисунки, выбирают соответствующее направление штрихов. Выражают свое отношение к выполненной работе.

3

Продолжение знакомства со штриховкой.

8-9

Анализируют штриховку, проводят аналогию между формой рисунка и характером штриховки. Штрихуют рисунки. Оценивают свою работу.

4

Продолжение работы над правильной посадкой, положением руки,

ручки, над разными видами штриховки.

3-9

Сравнивают узоры, находят сходство и различия, обводят, самостоятельно дорисовывают, штрихуют . Соблюдают правила посадки, контролируют положение ручки в руке, ориентируются в разлиновке прописи.

5

Знакомство с секретом наклонного письма.

10-11

Участвуют в обсуждении содержания рисунка, анализируют его детали, штрихуют. Выводят секрет наклонного письма и сознательно пользуются им.

6

Знакомство с элементами букв:прямых малых и больших параллельных линий.

12-13

Участвуют в обсуждении иллюстрации к сказке, анализируют образцы элементов букв, запоминают их название. Сравнивают написанные элементы с образцом и оценивают исполнение.

7

Знакомство с элементами букв: большими и малыми параллельными прямыми линиями с закруглением внизу.

Квази – письмо слов и предложений с указанием слогов в словах.

14-15

Понимают учебные задания, представленные в виде условных обозначений, разграничивают в написанном слове известные и новые элементы, осознают учебную задачу.

8

Знакомство с элементами букв: прямые линии с закруглением вверху и внизу.

16-17

Анализируют слова с точки зрения звукового и слогового состава, соотносят схему слова с названиями нарисованных предметов.

9

Знакомство с элементами букв: написание прямых линий с петлей внизу и вверху.

18-19

Соотносят звуковые схемы со словами, называющими предметы.

10

Тренировка в написании элементов букв.

12-19

Участвуют в обсуждении рисунков и иллюстраций к сказкам, контролируют написание элементов, планируют движение руки при письме.

11

Знакомство с элементами букв: написание овалов.

20-21

См .виды деятельности в описании уроков 5, 6.

12

Знакомство с элементами букв: написание полуовалов.

22-23

См. виды деятельности в описании урока 5.

13

Знакомство с элементами букв: написание наклонной плавной линии снизу вверх.

24-25

Анализируют слова с точки зрения звукового состава, находят в них ударные и безударные гласные звуки. См. урок 5, 6.

14

Знакомство с элементами букв.

26-27

См. действия в описании уроков 5, 6.Наблюдают за смыслоразличительной функцией ударения.

15

Знакомство с нижним соединением элементов букв.

28-29

Участвуют в обсуждении рисунков, формулируют учебные задания, соотносят схемы и картинки, определяют слова по схемам. Осваивают научное название способа соединения элементов.

16

Тренировка в написании букв и их соединении.

20-29

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов, выполняют учебные задания, представленные условными обозначениями, контролируют свои действия при письме элементов и их соединений.

17

Знакомство со средним соединением элементов букв.

30-31

Определяют слово по звуковой модели. Анализируют запись под картинкой с точки зрения других соединений элементов букв.

18

Знакомство с верхним соединением элементов букв.

32-33

Узнают слово по звуковой схеме, разграничивают в ней знакомые и новый способ соединения элементов.

19

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение.

34-35

См. виды деятельности учащихся в описании уроков 13, 14.

20

Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение.

36-37

См. виды деятельности учащихся в описании уроков 13, 14.

21

Обобщение: виды соединений элементов букв - нижнее, верхнее, среднее.

38-39

Участвуют в обсуждении рисунков, уточняют значения слов, узнают слова по схемам.осознают задачи дальнейшей работы.

Основной период ( 90 ч.)

Формируемые умения/личностные

 качества

(планируемые результаты обучения).

Предметные умения

Соблюдать гигиенические требования к процессу письма. Правильно писать и соединять буквы, применять правила графики при письме. Находить «опасные при письме места» по освоенным признакам; списывать и писать под диктовку, выполняя предписываемый способ действия; применять изученные орфографические (без термина) правила.

Универсальные учебные действия

- Положительное отношение к урокам, интерес к работе в прописях, желание научиться писать. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.

- Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя;  коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их; использовать речь для регуляции своих действий; различать способ действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя.

- Ориентироваться на странице прописи; понимать задания.

- Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Графика и орфография.

1

Письмо букв  О о

Пропись № 2

4-5

Анализируют звуки, осознают необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного гласного звука. Рассматривают буквы и выделяют в них

знакомые элементы. Определяют начало письма букв и последовательность дви

жения руки при их записи. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с элементами. Различают ударные и безударные гласные звуки.

2

Письмо букв  И и – ы

6-7

3

Письмо букв  э Э

8-9

4

Письмо букв   у У

10-11

5

Письмо букв  а А

12-13

6-8

Упражнение в письме

Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий  при списывании и письме под диктовку.

9

Письмо букв л Л

14-15

Анализируют буквы и вычленяют знакомые элементы. Выделяют согласные звуки, осознают необходимость умения писать буквы для их обозначения. Используют разные способы соединения букв. Пишут слова и предложения под диктовку с опорой на схему.

10

Письмо букв  м М

16-17

11

Письмо букв  н Н

18-19

12

Письмо букв  р Р.

Знакомство с алгоритмом списывания.

20-21

13

Письмо букв с С

24-25

14

Закрепление

22-23

Проводят частичный звуковой анализ слов. Анализируют образец буквы. Упражняются в написании изученной буквы. Вписывают пропущенные буквы и слоги, обеспечивая соединение  букв. Списывают напечатанные предложения.

Тренируются в каллиграфическом письме  и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

15

Письмо букв  к К

26-27

16

Закрепление.

28-29

17

Письмо букв  т Т.

30-31

18

Письмо букв  в В.

32-33

19

Закрепление.

34-35

20

Письмо букв п П.

36-37

21

Письмо букв  ш Ш. обозначение ударного гласного звука  ы  в сочетании  «ши».

38-39

22

Закрепление .

40-41

23

Повторение

Пропись № 3,

С.3-5

Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий  при списывании и письме под диктовку.

2 ЧЕТВЕРТЬ:

Воспроизводят названия и начертания изученных букв, анализируют слово с точки зрения его звукового состава,  выделяют указанный звук и совместно формулируют задачу урока. Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими. Выбирают правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных. Пишут под диктовку слоги с твёрдыми и мягкими согласными. Списывают слова в соответствии с памяткой.

24

Письмо буквы  я.

С. 6-7

25

Письмо буквы  е.

С. 8-9

26

Закрепление.

С. 10-11

27

Письмо буквы  ё.

С. 12-13

28

.Закрепление

С. 16-17

29

Письмо буквы ю.

С. 14-15

30

Письмо буквы  ь.

С. 18-19

31

Закрепление.

С. 20-21

32

«Опасности письма» на месте безударных гласных.

С. 22-23

Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулируют с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме. Определяют по напечатанному слову  нужную букву и вписывают её. Пишут под диктовку, действуя по плану. Проверяют написанное.

33

Закрепление.

С. 24-25

34

Письмо букв  Й й.

С. 26-27

Наблюдают за обозначением звука « й» буквой  й. Анализируют начертание буквы, сравнивают её с другими изученными. Контролируют процесс письма и оценивают свою работу.

35

Закрепление и обобщение.

С. 28-29

36

Письмо букв  З з.

С. 30-31

Анализируют новые буквы с точки зрения  составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими. Списывают слова в соответствии с памяткой.

37

Письмо букв  Б б.

С. 32-33

38

Закрепление.

С. 34-35

39

Письмо букв  Г г.

С. 36-37

40

Письмо букв  Д д.

С. 38-39

41

Закрепление.

С. 40-41

42

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

С. 42-43

Наблюдают за обозначением  парных по глухости-звонкости согласных звуков  на конце слов буквами, формулируют с помощью учителя  вывод о наличии «опасности письма» на месте парных звуков по глухости-звонкости на конце слов. Находят эти места и вписывают пропущенные буквы. . Списывают слова в соответствии с памяткой. Пишут под диктовку, действуя по плану.

43

Закрепление

С.48-49

44

Письмо букв  Ф ф.

С. 44-45

Анализируют новые буквы с точки зрения  составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с предыдущей и последующими. Списывают слова в соответствии с памяткой.

45

Письмо букв  Ж ж.

С. 46-47

46

Правописание ударных сочетаний жи-ши

С. 50-51

Распознают правило обозначения ударного гласного звука «ы» в сочетании « ши» на сочетание «жи», обобщают сведения и формулируют правило правописания. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма.

47

Закрепление сведений об «опасностях письма».

С. 52-53

Повторяют правило написания  сочетаний жи-ши и комментируют его использование. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма.

48

Повторение изученного.

С. 54-55

49

Рассуждаем и пишем.

С. 56-57

50-55

Резервные уроки. Упражнение в чтении и письме.

Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий  при списывании и письме под диктовку.

56

Повторение изученного.

Пропись № 4

С. 3-5

Воспроизводят названия и начертания изученных букв. Осознают задачу дальнейшего обучения написанию букв; узнают буквы по их части, обсуждают пропущенные буквы ударных гласных звуков, соотносят по смыслу написанные слова с картинками. Выполняют каллиграфические упражнения. . Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма.

57

«Опасности письма»на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).

С. 6-7

Определяют тему урока по схеме,  повторяют признаки «опасных при письме мест» для согласных. . Списывают и пишут под диктовку, регулируя свои действия, проверяют и оценивают написанное.

58

Письмо букв Х х.

С. 8-9

 Анализируют новые буквы с точки зрения  составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Используют разные способы соединения изучаемой буквы с другими. Вписывают в слова пропущенные буквы.  Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма.

59

Закрепление.

С. 10-11

60

Письмо букв Ц ц.

С. 12-13

61

Письмо букв Ч ч.

С. 14-15

62

Письмо букв Щ щ.

С. 16-17

63

Закрепление.

С. 18-19

64

Закрепление.

С. 20-21

65

«Опасности письма»: ча-ща, чу-щу.

С. 22-23

Уточняют способ действия при письме слов с «опасными сочетаниями» и пользуются им. Выбирают и вписывают нужные сочетания, обводят слова по серому шрифту. Обобщают полученные сведения, пишут слова и предложения, применяя освоенные правила.

66

Закрепление: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

С. 24-25

67

Повторение изученного.

С. 26-27

68

Закрепление

69

Письмо букв Ё ё.

С. 28-29

Анализируют слово с точки зрения звукового состава, выделяют указанные звуки и совместно формулируют задачу урока. . Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с  последующими, называют вид соединения. Выделяют звук «й» в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма.

70

Письмо буквы Ю.

С. 30-31

71

Письмо буквы Я.

С. 32-33

72

Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я.

С. 34-35

73

Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков.

С. 36-37

74

Закрепление правильного использования букв  й-е, ё, ю, я.

С. 38-39

75

Письмо  ь как разделительного.

С. 40-41

Проводят частичный звуковой анализ слов, называют указанные звуки и осознают задачу урока. Анализируют новые буквы с точки зрения  составляющих их элементов, выделяют и называют эти элементы. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Сравнивают написанные буквы с образцом. Анализируют соединения новой буквы с   последующими. Пишут под диктовку, применяя изученные правила.

76

Письмо разделительного  ъ.

С. 42-43

77

Закрепление написания букв ъ и ь.

С. 44-45

78

Обобщение: «опасные при письме места».

С. 46-47

79-83

Резервные уроки. Упражнение в чтении и письме.

Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий  при списывании и письме под диктовку.

Завершающий период ( 7 ч).

84

Алфавит.

С. 48-49

Обсуждают тему урока по заголовку в прописи, группируют буквы как буквы гласных и согласных звуков, записывают слова под диктовку и определяют их алфавитный порядок. Списывают и пишут под диктовку. Контролируют и оценивают каллиграфическую сторону письма.

85

Закрепление умения писать.

 С. 50-51

Осознают тему урока по ее названию в прописи, обсуждают, чему учились и чему научились, выполняют задания и проверяют умения, оценивают собственные достижения.

86-90

Резервные уроки. Упражнение в чтении и письме.

Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий  при списывании и письме под диктовку.



Предварительный просмотр:

Содержание курса Русский язык

п/п

Содержательная линия

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Авторская линия

(возможность

углубления)

знать

умения

1

Обучение грамоте (письмо)

1. Подготовительный период обучения грамоте.

2. Букварный период.

Общий принцип написания букв.

Графически оформлять предложение и слово.

Делить слова на слоги.

 Делать звуковой анализ слова.

Отличать гласные и согласные звуки.

Писать буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Списать и писать под диктовку небольшой по объёму печатный текст.

2

Русский язык

1. О нашей речи.

2. Какие бывают слова.

3. Собственные имена.

4. Разные языки: родной и иностранные.

5. Речь устная и письменная.

6. Звуки русского языка.

7. Буквы русского языка. Алфавит.

8. Как работают буквы.

9. Что значит писать правильно?

10. Учимся писать записки.

11. Как пишут письма и телеграммы?

12. Поздравим друг друга!

Различие звуков и букв, характеристику звуков: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие.

Название букв, алфавит.

Правила обозначения границ предложения и границ слов, написания собственных имён (имён, фамилий, кличек), ударных сочетаний жи – ши , ча – ща, чу – щу, основное правило переноса слов (по слогам, но без отделения одной буквы).

Языковые: На слух определять границы предложений, правильно обозначать их на письме, членить предложения на слова.

Различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов.

Правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных и звук Й (без случаев с разделительными знаками). Обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука Й, пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных.

Правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту.

Орфографические: Обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи – ши (, ча – ща, чу – щу); буква на месте безударного гласного звука, парного по глухости- звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости- звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила.

Применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи – ши , ча – ща, чу – щу.

Списывать и писать под диктовку учителя текст объёмом 15 – 18 слов. Соблюдать требования каллиграфии при письме. Выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...