Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

УМК "Планета знаний". Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сложные слова20.8 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_3_kl.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема "Сложные слова"

Цель урока: способствовать созданию педагогических условий для ознакомления учащихся со словами, имеющими два корня.

Задачи урока:

 1. Образовательные:

 познакомить с понятием «сложные слова»;

 познакомить со способом образования слов «способом сложения».

 2. Развивающие:

 развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

 развивать познавательную активность.

 3. Воспитательные:

 воспитывать интерес к родному языку;

 воспитывать умение вести учебный диалог;

 воспитывать умение работать в группах.

Тип урока: освоение новых знаний.

Методы:

 По источнику информации:

 словесные;

 практические;

 наглядные.

 По уровню познавательной деятельности:

 частично-поисковые;

 объяснительно-иллюстративные.

Формы: групповая, фронтальная.

Оборудование:

 маркеры;

 клей-карандаш.

 Демонстрационный материал:

снежинки,  рабочие листы с планом работы для выполнения задания;

 группа слов для первичного закрепления;  задания и планы работы для групповой работы.

Планируемый результат.

 В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», способом образования сложных слов – «сложением», будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов, определять соединительную гласную.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 - Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Дмитриевна. Я очень рада, что сегодня буду работать с вами. Я надеюсь, что нам на уроке будет интересно и увлекательно.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

            Сам раскрыть секреты слов

 - Откроем тетради и запишем дату и пропишем буквы (ооооооо, ееееее)

II. Актуализация знаний

Посмотрите, у вас на партах лежат снежинки, на которых написаны какие-то слова. Давайте их прочитаем.

1.  Дом, домик, домовой. 2. Кот, котёнок, котик. 3. Лес, лесок, лесник. 4.  Гриб, грибок, грибник.

- Как вы думаете, что это за группы слов? (однокоренные). А что такое корень слова? (Общая часть родственных, (однокоренных) слов).

- Давайте обозначим корень в этих словах.

 III. Постановка проблемного вопроса.

- Ой, посмотрите, у меня ещё одна снежинка упала. Давайте прочитаем слова и с этой снежинки.  (19 + 7)

Я вижу у вас на лицах недоумение.  Наверное, вы думаете, что снежинка залетела не на тот урок? Ведь у нас урок русского языка, а снежинка предлагает вам сложить два числа. Но это неспроста. Найдите сумму 19 и 7. (26)

А что мы складываем  в обычной жизни?

Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…

А на уроке математики?

Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..

А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.

IV. Открытие новых знаний. (Слайд 1)

Я показываю картинку, а вы должны назвать профессию человека.

 ( Водолаз, скалолаз, сталевар, овцевод,)

      - Как вы думаете, что складывали в названиях этих профессий? (корни слов)

-Запишите в тетради слова – названия профессий и попробуйте определить в данных словах корни. (2 мин)

Проверяем (слайд 2)

  • Что у нас не вошло в корни слова?
  • Как вы думаете, зачем нужны эти гласные?

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

 - Проверим своё предположение. (слайд 3)

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались от сложения корней.)

 - Сформулируйте тему нашего урока.

V. Первичное закрепление. ( по учебнику)

- откройте учебник  с. 115 Давайте прочитаем слова нашего помощника – Ключика. (Подготовленный ученик) (слайд 3.1, 3.2 до конца)

Упр. 7 с. 115 Читают загадки, а отгадки записывают в тетрадь (и высвечивается на экране), ( слайд 4) обозначают корни и соединительные гласные. (водопад, стеклорез)

VI. Домашнее задание.

С. 115 Упр. 6 (по желанию можно составить сказку о сложных словах)

VII. Минутка релаксации

Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.

 Лес, рубить - лесоруб

 буря, ломать - бурелом

 сам, летать – самолёт

 пар, ходить – пароход

 сам, варит - самовар

 пар, возить – паровоз

 книга, любить – книголюб

 секунда, мерить – секундомер

VIII. Работа в группах.

1. Правила работы в группах

2. Самостоятельная работа в группах.

 (На протяжении всей групповой работы звучит тихая музыка.)

 - Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак). Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.

Инструкция для капитана группы:

 1.    Возьми пакет с заданием.

 2.    Прочитай задание для группы.

 3.    Организуй выполнение задания .

 4.    Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.

 5.    Подними сигнал о выполнении работы в группе.

Задания для групп.

Группа №1.

 Вам даны карточки с корнями слов.

 Задание:

 1.    Составьте сложные слова с данными корнями.

 2.    Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.

 3.    Назовите слова, которые у вас получились.

 4.    Обозначьте корни в полученных словах.

 5.    Вывесите результат работы на доску.

 Карточки с корнями слов:  -сам-  -вар- ;  -лист-  -пад- ;  -пар-  -ход-

Группа №2.

Вам даны карточки с корнями слов.

 Задание:

 1.    Составьте сложные слова с данными корнями.

 2.    Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.

 3.    Назовите слова, которые у вас получились.

 4.    Обозначьте корни в полученных словах.

 5.    Вывесите результат работы на доску.

Карточки с корнями слов: -пыл-  -сос-;  -пеш-  -ход-; -камн-  -пад-;

Группа №3

 Вам даны «точечные» рисунки.

 Задание:

 1.   Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:

 o    лист № 1 – красным маркером; (самолёт)

 o    лист № 2 – синим маркером; (паровоз)

 o    лист № 3 – зелёным маркером. (пароход)

 2.    Назовите предметы, которые у вас получились.

 3.    Устно приготовьте отчёт по плану.

 4.   Вывесите результат работы на доску.

 Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.

План отчёта группы №3.

 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.

 2. На картинке изображены предметы.

 Это (прочитать слова):

 _________ о _________,

 _________ о _________,

 _________ о _________.

 3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Группа №4

1.   Рассмотрите картинки и карточки с словами.

2. Найдите пару : картинка + слово

3. Приклейте слово к картинке внизу

4. Почему вы так соотнесли? Объясните.

5. Вывесите результат на доску

3. Отчёт каждой группы.

Картинки животных ( утконос, черноголовка, носорог)

 - Выслушаем отчёт каждой группы.

 (Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)

IX. Итог урока.

 - Как вы думаете, почему мы прописывали на минутке чистописание буквы е, о?

-  Какие секреты слов мы сегодня открыли?

X. Рефлексия

- Поднимите снежинки, которые лежат у вас на партах.

- Как можно одним словом назвать состояние природы, когда падает много снежинок? (Снегопад).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Водолаз, скалолаз , овцевод, сталевар.

Слайд 2

Вод о лаз, скал о лаз , овц е вод, стал е вар.

Слайд 3

СЛОЖНЫЕ СЛОВА Складывают смысловые части двух слов (корни) сам + варит сам о вар

Слайд 4

вод о пад стекл о рез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методикесубЪективизации с использованием краеведческого материала....

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...