Урок русского языка в 4 классе по теме "Роль существительного в предложении".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шакенова Лариса Елемановна

Учащиеся работают в группах, на уроке используются шифровки, маршрутный лист, творческое задание, лист контроля. Такие формы работы позволяют учащимся самостоятельно изучить тему урока, самим сделать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_sushch._v_predlozh._4_kl.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: Учитель  Шакенова Л.Е.

Тема: Роль существительного в предложении.

Цель обучения  формировать умение определять роль существительных в предложении

Ожидаемый результат:

Ученик:

А - знают роли имени существительного в предложении.

В – умеют определять роль существительного в предложении.

С - смогут составить предложения  с существительным, поставив в разные синтаксические позиции.

Ход урока:

Этап

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Мотивационный этап.

Фишки-фрукты: апельсины, яблоки, бананы

Деление на группы. Дети получают фишки с изображением фруктов: апельсины, яблоки, бананы.

Игра «Фруктовый салат».

Ведущий называет  фрукт (можно сразу 2, 3), дети меняются местами, ведущий должен успеть занять свободное место.

Дети садятся  в круг.

Услышав название своего фрукта,  дети должны быстро подняться со своего места и пересесть на какое-либо другое, освободившееся. Если места не найдет, то он становится ведущим и «готовит фруктовый салат».

После игры дети садятся по группам (апельсины, яблоки, бананы)

Маршрут

ный лист

Каждый получает маршрутный лист, подписывает его.

Листы с шифровками.

Маршрутный лист

Актуализация знаний.

-Чтобы узнать, о чем мы будем говорить   сегодня на уроке вам предстоит разгадать шифровки.

- Как вы думаете, с помощью какого ключа можно разгадать их?

-Что могут обозначать эти числа?

-Запишите слова, которые у вас получились в свой маршрутный лист.

- Что обозначают эти слова? Как они связаны с темой нашего урока?

Каждая группа получает лист А4 с шифровками:

1) 17, 16, 5, 13, 6, 8, 1, 27, 6,6.

2)  16, 2, 19, 20, 16, 33, 20, 6, 13, 28, 19, 20, 3, 17.

3) 5, 16, 17, 16, 13, 15, 6, 15, 10, 6.

Высказывания детей: нам поможет алфавит, а числа – это порядок букв в нем.

Самостоятельная работа в группах, дети вспоминают алфавит и разгадывают слова: подлежащее, обстоятельство, дополнение.

- Синтаксическая роль существительного в предложении.

II. Операцион

ный этап.  мин.

Маршрутный лист

2. Самостоятельная работа.

Задание в маршрутном листе. Найдите все имена существительные, определите, каким членом предложения они являются

1.Чистый источник вытекал из расщелины горы.

2.Учёные открыли новые источники минеральной воды.

3. Стремительные потоки воды неслись по улицам.

4.Книга – источник знаний.

Взаимопроверка в группе.

-Сделайте  вывод, каким ещё членом предложения может быть существительное?

Самостоятельно выполняют задание в маршрутном листе.

- находят в предложениях имена существительные и определяют, какими членами предложения они является.

- Взаимопроверка в группе

вывод:  в предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Мы узнали еще о том, что оно может быть и сказуемым.

Упражнение из  учебника

с.47 № 136

Карточки со словами,

конверты, клей, листы А4

 Составить предложения. Определить роль существительных.

- В группах из этих предложений составьте связный текст.  

Прочитайте, что у вас получилось? Определите роль существительных в предложении.

- Придумайте продолжение этой истории 3-4 предложения.

Остальные группы читают.

Прием «Рыночная палатка».

- оцените, чей рассказ вам понравился больше, прикрепите стикер со своим именем.

- Почему ты выбрал именно эту группу?

Вывод:

- Какую функцию выполняет существительное в предложении?

Самостоятельная работа в группах

Каждая группа получает конверт с набором слов и составляет из них предложения: слова наклеивают на лист А4.

Встреча в лесу. Еж, ягод, набрал. Серый, ему, волк, повстречался. Бросился, на, волк, ежа. Он, ягоды, хотел, отнять….

Представитель от группы читает  правильный порядок предложений.

 Определяют роль существительных в предложении.

Сочиняют окончание истории, дописывают на своем листе.

Каждая группа зачитывает свое продолжение этой истории. Слушают версии трех групп.

Каждый берет стикер, пишет свое имя на нем,

  выбирает тот рассказ, который ему больше понравился, приклеивает свой стикер.

 Подведение итогов. Дети объясняют свой выбор.

Дети перечисляют роли имени существительного в предложении.

Физминутка

Физминутка музыкальная

II. Рефлексия.

17 мин

Маршрутный лист.

Лист

контроля.

Критерии оценок за урок:

10 -13 б. – «3»

14-17 б.– «4»

18-21 б.- «5»

1 уровень.    Закончи предложение

Имя существительное в предложении может быть…

2 уровень.  Найди существительные, подчеркни, как члены предложения

На небе тускнеют и гаснут последние звёздочки. Астана – столица моей Родины.

3 уровень.  Составь и запиши 3 предложения используя название фрукта своей группы.

Главное условие, чтобы существительное играло разные синтаксические роли в предложении.  Определи роль существительных в этих предложениях.

- Какие оценки получили?

- Какое задание вызвало затруднение?

 - В каких заданиях допустили ошибки?

В маршрутном листе заполняют лист контроля.

Выполняют задание индивидуально.

Самопроверка.

По группам называют правильный ответ, ученики  за правильный ответ ставят знак «+», количество «+» - это количество баллов.

1 уровень – 4 балла

2 уровень – 5 баллов

3 уровень – за каждый «+»  по 2 балла -8 баллов.

Ставят себе оценки в маршрутном листе по сумме баллов.

Дети обсуждают итоги работы по заданиям на Листе контроля.

Плакат

 с изображением горы, фигурки -человечки

Цель; учить анализировать свою деятельность на уроке.

«Гора успеха»

Возьмите фигурки человечков, напишите свои имена, прикрепите фигурку на гору, оцените свою работу на уроке.

У каждого на парт фигурка человечка.

Пишут на фигурке свое имя, прикрепляют на плакат (на вершине, ниже, выше)

Ребята отмечают себя на «Горе успеха»

Дети объясняют свой выбор.

- Почему ты отметил себя именно на это отметке:

- Закончить предложение.

- Сегодня на уроке я на вершине, потому что….

- Сегодня на уроке я не на высоте, потому что….

Д/з  

Из любого текста учебника Литературы выписать от 3 до 5 предложений. Определить роль существительных в этих предложениях. Разобрать одно существительное как часть речи.

Записывают д/з

Приложение.

1.Шифровки.

17, 16, 5, 13, 6, 8, 1, 27, 6,6.

16, 2, 19, 20, 16, 33, 20, 6, 13, 28, 19, 20, 3, 17.

5, 16, 17, 16, 13, 15, 6, 15, 10, 6.

Фото с урока.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100

Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Конспект урока. Русский язык. 2 класс. Главные и второстепенные члены предложения

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2011 – 143 с....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Второстепенные члены предложения"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Главные члены предложения"

На уроке учащиеся работают а паре, используя алгоритм нахождения главных членов предложения...

Урок русского языка ( 4 класс) .Тема: "Простые и сложные предложения".

Сценарий состоит из конспекта урока, презентации . Тема: "Простые и сложные предложения"Цель урока: познакомить обучающихся  с понятиями "простые и сложные предлож...