Урок русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ситкова Галина Ивановна

Конспект урока русского языка по теме Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра Вид из окна 4 класс Школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс

«Школа 2100»

Тема: Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

 Развитие умений устной учебно-научной монологической и письменной художественной речи (создание собственных текстов), умений анализировать чужую речь, стремиться к выразительности и точности речи в передачи мысли, накапливать опыт употребления имён существительных в речи.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1   2   3   1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи».

Конкурс риторов.

От каждого ряда выбирается ученик – участник конкурса, жюри.

Объявляется тема выступления («Имя существительное как часть речи» по упр. 105), правила конкурса:

1) Обращение к слушателям.

2) Соблюдение временных границ (не более 2 мин.).

3) Приведение доказательств значимости имён существительных.

Жюри определяет лучшего ритора.

2. Тренировочный словарный диктант.

Материал для диктанта определяет ритор-победитель. Под его диктовку ученики записывают 6–7 слов. Взаимопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

II. Формулирование проблемы.

1  3  3  

На доске ключевые слова урока:

имя существительное, роль, речь.

На основе ключевых слов сформулируйте тему урока.

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

III. Развитие умений.

  1. 4   5  6  1  3

1. Наблюдение за ролью имён существительных в речи.

1. Упр. 106 – выявление художественной функции имён существительных в тексте. Выполняется под руководством учителя. Перечисление позволяет читателю ясно представить картины. Ощущение движения возникает благодаря употреблению глаголов (несётся, мелькают), перечислению предметов (предложение с однородными подлежащими), преимущественно с бессоюзной (кроме двух последних однородных членов) связью.

– Представьте, что вы впервые пришли в парк, где увидели разные аттракционы. Составьте одно предложение так, чтобы мы могли представить эту картину, почувствовать ваше настроение.

2. Упр. 107 – развивается чувство языка на основе работы с выразительными средствами, представленными именами существительными.

Выполняется по «шагам» в задании.

Имена существительные употреблены в переносных значениях, ими автор как бы расписывает картину природы. Прилагательные дополнительно «раскрашивают» её неброскими, чистыми и лёгкими красками.

Таким образом, имена существительные могут быть очень выразительными, когда они употребляются в переносном значении. Благодаря им мы ярче, нагляднее, образнее представляем картину.

2. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна».

1. Подготовка к сочинению.

Упр. 108.

– Прочитайте задание. Из каких двух частей оно состоит?

Учитель использует схему-подсказку, рисуя на доске, поясняя этапы работы.

2. Запись в черновике.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

IV. Итог урока.

4  4

Чтение вслух 2–3 работ, уточнение, редактирование.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

– Переписать сочинение начисто.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»

В материалах: технологическая карта, приложение и  презентация к уроку....

Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», ...