Исследовательский проект «О чём говорит почерк ученика »
проект по русскому языку (4 класс) по теме

Довбня Светлана  Александровна

 

Актуальность:

  Я считаю, что тема моего исследования интересная и актуальная, так как в школах всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся, надо заметить, он разный. Таким образом, каждый из учеников имеет  индивидуальный характер и склад ума.

  Многие ли из нас в состоянии по почерку сказать что-нибудь о себе или своих знакомых? А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.

  Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.

Гипотеза:

Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eveliny.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Исследовательский  проект

«О чём говорит почерк ученика »

                                                                         Выполнила: Кудаярова Эвелина,  ученица 4 А класса

                                                                Руководитель проекта: Довбня  Светлана Александровна,

учитель начальных классов

                             Кулунда 2014 г.

                                           

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………………….2

II.Литературный обзор по теме……………………………………………………………3-5

   2.1. Общее понятие о графологии………..  ..…………………………………………….3-4

   2.2. Характеристика  почерка……………….…………………………………………….4-5

   

III. Практическая часть…………………………………………………………………….6-8

 3.1. Анкетирование…………………………………  ……………………………………6

3.2.Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ…………..….6-8

3.3. Характеристика почерка учащихся 4 А класса………………………………………

3.4.Выводы

IV. Выводы и рекомендации  ….……………………………………………………….....9-10

V.Используемая  литература ……………………………………………………………..11

VI. Приложение……………………………………………………………………………12-24

 

I.Введение

Актуальность:

  Я считаю, что тема моего исследования интересная и актуальная, так как в школах всех учеников обучают правописанию и красивому почерку одинаково, при этом у учащихся, надо заметить, он разный. Таким образом, каждый из учеников имеет  индивидуальный характер и склад ума.

  Многие ли из нас в состоянии по почерку сказать что-нибудь о себе или своих знакомых? А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга.

  Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.

Гипотеза:

Действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?

Цель: 

 Сравнить, проанализировать, выявить связь  почерка учащихся 4А класса с их характером.

Задачи:

1.Раскрыть понятие графологии.

2.Провести анкетирование письменных работ среди одноклассников.

3.Проанализировать полученную информацию.

4.Провести наблюдение за поведением и характерными чертами учащихся.

Методы исследования:

1.Теоретический (сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)

2.Практический ( наблюдение, статистический учёт, анкетирование).

Предмет исследования:

Тетради учащихся 4 «А» класса

Объект исследования:

Учащиеся 4 «А» класса

Практическая значимость: результаты исследования  помогут понять, как почерк может влиять на характер ученика.

Личный вклад автора:

 Автор проводил опыты и наблюдения,  их описание, анкетирование. Им проведена обработка и обобщение полученных данных.

 II. Литературный обзор

  2.1   Графология – это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

     Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие,  даже приобретённые способности человека.

 

 Графология как наука существует  давно. Первая книга, посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Примерно 200 лет спустя к этой теме вернулись во Франции. Понятия об этом предмете возникли в 17 веке, принято считать французского аббата Мишона (1806-1881) основным инициатором образования графологического общества, он сам написал несколько сочинений на эту тему, выпускались первые специальные журналы по графологии. В 1872 году написал книгу «Система графологии» впервые употребив термин «графо»-писать, «логос»-наука. С помощью почерка можно сделать психологический портрет человека. 3

Что даёт графология? Для умелой ориентировки в жизненных ситуациях просто необходимо осознать себя и свои возможности. С этой целью, конечно же, можно пройти психологическое тестирование. Так теперь часто поступают при приёме на работу в различных предприятиях и фирмах. Можно поступить и иначе. Проявив определённую настойчивость и желание, можно достаточно быстро овладеть начальными знаниями графолога. Затем использовать их для осознания своих личностных особенностей. Знание графологии позволяет каждому овладеть простейшими методами анализа почерка и применять их на практике. В первую очередь, лучше узнать самого себя, осознать свои качества и, если в этом есть необходимость, внести определённые изменения в свои действия. В случае приобретения чужих писем, записок, подписи других людей  мы можем заглянуть на них и выстроить свои отношения.

  По сути, нет ни одной стороны в нашей жизни, где бы графологию нельзя было бы применить с пользой. Её можно применить для коррекции отношений начальника с подчинённым, учителя с учеником. Также используется графология при диагностике спортсменов, в криминалистике, при отборе кандидатов на работу и т.д.

2.2 Характеристика почерка.

Когда ученик испытывает определённое настроение, волнения или другие эмоции, он пишет с более сильным нажимом. Если же человек пишет в большей степени разными почерками, или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми, и имеют много друзей и знакомых, а у кого мелкий почерк, этот человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека  манера письма меняется, так как меняются  обстоятельства жизни и физическое развитие человека. В почерке, как и в поведении, и в речи отражен внутренний мир человека.    

     Начиная с первого класса,  всех учеников  преподаватели учат писать аккуратно и одинаково, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и соединения. Ко всем учащимся требования одинаковы. С каждым годом у учащихся класса почерк становится все более  индивидуальным.

                                                 

Одинаковые интервалы между словами - это признак стабильности в отношениях с людьми. Меняющиеся или неодинаковые интервалы показывают непостоянство в отношениях с окружающими. Узкий пробел указывает на человека, который чувствует себя комфортно  даже в тесном общении. Широкий пробел означает, что ученик большую часть времени предпочитает проводить в одиночестве. А умеренно ровные пробелы -признак зрелости и трезвого ума.

    Интервалы между строками тоже несут много информации. Достаточно большой промежуток между строками (такой, чтобы буквы из одной строки не путались с буквами из другой) говорит о внимательности и сознательности человека. Средний интервал свидетельствует организованности и ясности ума. Путающиеся строки - признак неорганизованного мышления и эмоционального и умственного замешательства.

    Ширина букв в почерке отражает самовосприятие, отношение к себе. Если сами буквы очень узкие, то такой человек с трудом выражает свои чувства и эмоции. Широкие буквы говорят о привычке с лёгкостью относиться к происходящему, всегда с радостью открывать для себя что - то новое и отсутствие чрезмерной самокритичности.

    Почерк  крупный говорит о том, что его обладатель легко находит с людьми общий язык.

    Мелкий  почерк   говорит о замкнутости и скрытности человека.

    Округлые, закруглённые буквы  выдают такое качество характера, как отзывчивость и доброта.

    Угловатые буквы - признак эгоистичности.

    Сильный нажим свидетельствует об усидчивости, силе воли.

    Слабый - неуверенный в себе человек.

    Узорный почерк (чёткий, ровный, правильный, линии букв выведены точно, все завитушки и окончания чётко пририсованы) говорит о том, что перед нами обязательный, аккуратный, но несамостоятельный и бесхарактерный человек.

    Крупный и размашистый  почерк выдаёт натуру энергичную, трудоспособную, общительную. Этот человек умён, но добр и щедр до беспечности, поэтому окружающие активно этим пользуются в своих целях.

    Ровные буквы , без излишеств (завитушки, хвостики и т.д) – спокойствие и уравновешенность человека.

 Неразборчивым почерком обладают  исполнительные, пунктуальные люди, но их деятельность мало успешна.

 Мелкий почерк свидетельствует о  наблюдательности, остром уме, точности в мелочах, хладнокровности и сдержанности. Это тонкие  и умные собеседники, обладают чувством юмора. В экстренных случаях они берут инициативу в свои руки, действуют жёстко и эффективно.

 Слитный почерк (все буквы связаны между собой) говорит о том, что человек обладает логическим складом ума.

 Разрывистый почерк– признак развитой интуиции.

 Если  буквы расположенные выше строки, обладатель такого почерка романтичен и не видит людских недостатков. Если буквы наползают на строку, а затем сползают вниз, значит, человек практичный, материалист и он удачен в коммерческих целях. Почерк наклонен вправо (более40-45градусов), такой человек обидчив и раним. Влево - почерк говорит о завышенной самооценке, желании быть в центре внимании. Строго вертикальный  почерк  характерен  для лидеров, обладающих сильной волей; такие люди всегда знают, чего хотят.

 Переносы могут дать следующую информацию.  Человек, который не любит делать переносы и оставляет в конце строки большие пустые поля, он, скорее всего, слишком осторожен, осмотрителен. Строки, заполненные полностью, и при этом присутствует искажение  последних букв  (что бы уместить в строке), говорит о том, что обладатель такого почерка жаждет сочувствия, любви и понимания. Если  строчки письма к концу поднимаются вверх, значит, человек решителен, но для достижения своих целей он не пойдёт «по головам». Этот человек будет честен  при реализации задуманного. А в случае, когда строка сползает в конце вниз, то  у людей наблюдается апатия,  пессимизм, отсутствие инициативы. Неровная по всей длине строчка - признак спокойствия, рассудительности и здравомыслия. Если ученик оставляет по бокам листа большие поля, значит, он щедр, если же узкие – бережлив. [http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9272/]

               

III. Практическая часть.

3.1. Анкетирование.

Как определить по почерку характерные черты ученика?

Почему же настроение человека связано с его почерком? Каковы её причины?

Первым делом я провела опрос в классе у учеников, так как есть девочки и мальчики, которые пишут аккуратно и неаккуратно. Многие ответили, что устаёт рука, торопились, привыкли так писать, не старались  (неаккуратный почерк).

  Из своих наблюдений, я заметила,  что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств.

Чтобы получше узнать почерк  учеников, я составила анкету из шести вопросов, раздала каждому ученику для того, чтобы они ответили на эти вопросы в письменной  форме. Таким образом, можно понять стремление  к аккуратной прописи у большинство учеников и считают свой почерк разборчивый. (Приложение № 1) 

3.2. Анализ почерка одноклассников с помощью тестирования их работ.

 При проведении анализа почерка учащихся 4А класса  мне потребовались их тетради, прописи,  образцы почерка на чисто белых  листах. При проведении исследования мне потребовалось 10 работ учащихся. Анализируя  их работы, я получила  необходимый результат, который  мне дал понять, о чём говорит почерк ученика.

     Первое, на что я обратила внимание, связанное с наукой  графологии, ясно выражена ширина интервала между словами -  один из показателей отношения ученика к своим одноклассникам и окружающим.

 Из своих наблюдений  я заметила,  что почерк ученика может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других обстоятельств. Например, когда ученик испытывает определённое настроение, волнение или другие эмоции, то он пишет с более сильным нажимом.

Если же человек пишет в большей степени разными почерками  или изменчивым, то это говорит о том, что человек чувствителен  и творчески развит. Размер почерка говорит об общительности человека. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми,  имеет много друзей и знакомых, а обладатель мелкого почерка -  человек скорее замкнутый и скрытный. На протяжении всей жизни человека  манера письма меняется, так как меняются  обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении  и в речи можно раскрыть его внутренний мир.    (Приложение 2).

 При проведении анализа почерка  по рабочим тетрадям моих одноклассников  я пришла к выводу, что не все пишут аккуратно. Глядя на диаграмму,  можно заметить, что  в классе большинство учеников пишут аккуратно,  средний процент менее аккуратный, всего трое учеников пишут неаккуратно. (Приложение 3 )

Характеристика почерка учеников 4А класса:

1.        Размер букв: очень маленький (не более 2-3мм)-3балла,

                      маленькие-7,

                      средние-17,

                      крупные (свыше7мм)-20.

2.        Наклон букв: влево-2балла,

                                    лёгкий наклон влево-5,

        прямое написание-10,

        лёгкий наклон вправо-6,

        вправо-14.

     3.    Форма букв: округлая-9 баллов,

                                   бесформенная-10,

                                угловатая-19.

     4.    Направление строк: ползут вверх-16 баллов,

                                             прямые-12,

                                           ползут вниз-1.

     5.    Сила нажима: лёгкая-8 баллов,

        средняя-15,

        сильная-21.

    6.    Характер соединения букв: склонность к слитному написанию-11 баллов,

        к раздельному-18.

        

    7.    Общая оценка: почерк старательный-13 баллов,

        неровный, одни слова читаются легко, другие-с трудом-9,

        неразборчивый, буквы узнаются с трудом-4.

Сложим полученные баллы.

35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.

52-63: в большинстве жизненных ситуаций этот человек не смел и пассивен. По складу ума романтик и философ.

64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто рискует. Несмотря на лёгкий характер, не лишён чувства собственного достоинства.

76-78: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.

88-98: самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществлёнными), смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

99-109: индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одарённые личности, склонные к творчеству, изобретательству.

110-121: скорее всего это личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.

         

  Из 16-ти учащихся моего класса от 64-75 баллов набрали 9 учеников. Обладатели такого почерка решительны, хоть и часто пасуют перед опасностью. Несмотря на лёгкий характер, не лишены чувства собственного достоинства.

  Четверо учащихся класса набрали от  76-87(Белан С., Долишняк И., Кожемякин М., Кудаярова Э.). Их почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.

Признак почерка

Его значение

Наклон

Вперёд

Назад

Вертикальные

Различные направления

Тёплая, дружелюбная, эмоциональная  натура.

Интеллект контролирует эмоции.

Равновесие между умом и сердцем.

Человек подвержен резким сменам настроения.

Строка

Идёт вверх

Идёт вниз

Идёт прямо

Оптимизм.

Пессимизм.

Равновесие.

Поля

Широкие слева

Широкие с право

Широкие на верху и внизу

Расточительность, с которой человек борется.

Щедрость наряду с рассудительностью.

Щедрость, рассудительность, хороший вкус.

Форма букв

Округлённые, мелкие

Округлённые, крупные

Угловатые, мелкие

Угловатые, крупные

Смесь угловатых и округлённых

Человек склонен к сотрудничеству.

Человек не склонен к самоутверждению.

Ум специалиста, терпеливость.

Напористая, честолюбивая натура.

Человек любит удовольствия, комфорт и роскошь.

Нажим

Сильный, мелкий почерк

Сильный, крупный почерк

Лёгкий, мелкий почерк

Лёгкий, крупный почерк

Средний нажим, смесь лёгкого и сильного нажима

Экстраверт, интерес к новому.

Экстраверт, страстный, активный.

Интроверт, дисциплинированный ум.

Интроверт, альтруист.

Амбиверт.

Размер букв

Мелкие,  ровные

Крупные, ровные

Средние

Способность к концентрации, сдержанность.

Экспансивность, агрессивный натиск.

Необходимо учитывать другие показатели.

Соединение букв в словах

Раздельные

Слитные

Сочетание того и другого

Человек полагается на интуицию.

Логический ум, вдумчивый анализ.

Человек обладает и логикой, и интуицией.

  Трое учениц набрали от 88-98 баллов (Негода К., Опанасенко А., Гардт Д.). Это самая распространённая группа. Характерные признаки - честность и инициатива, обилие новых идей ( которые нередко так и остаются неосуществлёнными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора. ( Приложение №4)

Процесс анализа:

Вывод:

  Таким образом, протестировав учеников 4А класса, я получила разные характеристики почерка  ребят. Вследствие  чего пришла к выводу, что  изучая особенности почерка, можно  понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, можно определить и понять личность любого человека.

 

 

IV. Выводы.

 Я, ученица 4А класса, проанализировала теоретические работы, посвящённые анализу почерка, выяснила, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовала почерк одноклассников и пришла к следующим выводам:

  1. Основы почерка закладываются в детстве.
  2. На чёткость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
  3. У каждого человека свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что я и доказала при исследовании нашего почерка.

  Большинство учеников 4А класса считают свой почерк разборчивым и хотели бы, чтобы он стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написания текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно. Красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нём веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, даёт положительный психологический заряд своей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Рекомендации:

  Полученные данные мною в моей работе могут использовать учителя, воспитатели для проведения классных часов и внеклассных мероприятиях, кружков и факультетов по предмету.

  В дальнейшем я решила продолжить изучать и исследовать  графологию  и расширять знания по данной теме.

 

V. Используемая литература:

1.Дороти Сара. Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера. –М,: Вече, АСТ, 1998.-160с.(« Познай себя »).

2.Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.

3.Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.

4.Дудаева Е. Как исправить почерк.

5.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Москва 2000 года.

6. Источник: http: // shkjlazhizni/ ru/ archive/0/ n-9272/

7.Википедия.

8. Интернетресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ученики стесняются говорить на языке и как преодолеть этот барьер.

Многие дети говорят, что стесняются сделать ошибки,поэтому предпочитают промолчать. Откуда же у детей возникает этот барьер и как с ним справиться?Ребенок понимает, что чем меньше он говорит, ...

Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"

Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию  гостей предлагается «многосе...

Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"

На чём строится воспитательная работа в классе...

Книга Ф.Адель " Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили"

Книга, полезная как для родителей, так и для учителей....

НПК " О чём говорит почерк ученика"

Работая над плохим почерком, ученик воспитывает в себе следующие черты характера: трудолюбие, терпение, собранность, аккуратность....

Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали

Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке."Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой"."Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли"."Ученики полность...