Конспект урока русского языка во 2 классе. (УМК «Гармония» по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка  во 2 классе.

 (УМК «Гармония» по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

Тема урока:  знакомство с понятием «Текст».

Дидактическая цель:  дать определение понятию «текст».

Задачи:

                    Предметные:

                1.  Решать орфографические задачи.

                  2.  Анализировать и записывать словарные слова по заданной фонетической транскрипции.

                  3.  Характеризировать предложение по двум основаниям: по цели высказывания и интонации.

                  4.  Различать текст и предложение.

                  5.  Озаглавливать текст с отражением темы.

                  6.  Создать модель текста.

                  7.  Дать определение тексту.    

Метапредметные:

Расширять информационное поле учащихся.

2. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

               3. Формировать умение выделять главное в информации, обобщать; строить логические рассуждения.

                       4. Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

                    составлять  план и последовательность действий.

               5. Развивать коммуникативные умения (умения слышать и слушать).

               6. Развивать основные виды речевой деятельности  учащихся.

Личностные:

1. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

2. Осознавать красоту родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass_sadkova.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  во 2 классе.

 (УМК «Гармония» по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

Тема урока:  знакомство с понятием «Текст».

Дидактическая цель:  дать определение понятию «текст».

Задачи:

        Предметные:

                1.  Решать орфографические задачи.

                  2.  Анализировать и записывать словарные слова по заданной фонетической транскрипции.

                  3.  Характеризировать предложение по двум основаниям: по цели высказывания и интонации.

                  4.  Различать текст и предложение.

                  5.  Озаглавливать текст с отражением темы.

                  6.  Создать модель текста.

                  7.  Дать определение тексту.    

Метапредметные:

Расширять информационное поле учащихся.

2. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

               3. Формировать умение выделять главное в информации, обобщать; строить логические рассуждения.

                       4. Определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

                    составлять  план и последовательность действий.

               5. Развивать коммуникативные умения (умения слышать и слушать).

               6. Развивать основные виды речевой деятельности  учащихся.

Личностные:

1. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

2. Осознавать красоту родного языка.

                  Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент:

Актуализация знаний

Орфографическая минутка

Словарная работа

Изучение нового материала .

Закрепление.

Итог урока.

Рефлексия.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь-задачник, рабочая тетрадь, пенал, конверты 1 – 3.

- Улыбнитесь друг другу, мне. Подарите улыбки нашим гостям.

Орешек знаний тверд,

Но все же мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Этот урок, девиз которого:

- Приготовили конверт № 1.

- У кого сейчас на душе спокойно и он с радостью пришел на урок – покажите зеленый кружок.

- Кто волнуется, на душе тревога – желтый кружок.

- Кому не хотелось идти на урок – красный кружок.

- А сейчас мы будем развивать память.

- Вам предстоит прочитать, запомнить и записать предложение с «окошечками»

- Какие орфографические задачи вы решили в этом предложении?

- Попробуйте объяснить орфограммы в слове коротышки. 

- Поработайте корректором.

- Докажите, что вы записали предложение. Дайте характеристику.

- Кто догадался,  из какого произведения я выписала это предложение? Назовите автора.

- Н. Носов – автор хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазеры» и др. (выставка)

- Особенно любят дети роман-сказку «Приключения Незнайки и его друзей».

- Ребята, что вы можете сказать о Незнайке?

- Действительно, Незнайка – ужасный путаник, растеряшка и неумеха, но он любит своих друзей – коротышек и решил приготовить для них угощение.

- Чем решил Незнайка угостить друзей,  вы узнаете, прочитав слова, которые он записал значками звуков:

                                                                 [ап,ил,с,ин]

                                                                 [арбус]

                                                                [ капуста]

                                                                [ к,иф,ир]

                                                                [ к,ис,эл,]

                                                                [ катл,эта]

                                                                [ малако]

                                                                [ п,ич,эн,й,э]

                                                                 [п,ирок]

                                                                 [сахар]

- Прочитайте слова. Как называются эти слова?

- Зачем надо учить словарные слова?

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Запишите с «окошками»: 1 в. – трехсложные слова,

                                                   2 в. – двусложные слова.

- Поработайте корректорами. Откройте словарики, вставьте зеленой пастой буквы в окошки.

- Сверьте.

- Хорошо поработали – отдохнем.

Музыкальная пауза (танцевальные движения).

- Знайка решил открыть в своем городе лабораторию. А что он собрался изучать в своей лаборатории, вы узнаете, восстановив логическую цепочку слов.

- Возьмите конверт № 2 (слова: ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО).  Работаем в парах.

- Что у вас получилось?

- Какое слово вы поставили на 1 место?

- Почему на 1 месте ЗВУК?

- Что вы поставили на 2 место?

- Почему?

- Что на 3-м месте? Почему?

- Что стоит в конце цепочки? Почему?

- Знайка подумал и поставил в конце цепочки знак вопроса.

- Как вы думаете, что станет объектом исследования Знайки?

- Сегодня объект исследования Знайки – это тема нашего урока.

- Предложите Знайке вопросы для исследования. ( Вопросы на доске  закрыты.  Учитель открывает только те вопросы, которые задали дети ).

Что такое тест?

Из чего состоит текст?

Как должны следовать предложения в тексте?

Зачем нужны тексты?

Что такое тема текста?

Где встречаются тексты?

Сколько должно быть предложений в тексте?

Зачем нужен тексту заголовок?

Какие бывают тексты?

- А я бы задала еще следующие вопросы. (Учитель открывает оставшиеся вопросы, а дети читают)

- Может кто-то уже знает ответы на некоторые вопросы?

- Положите перед собой полоску и запишите номера вопросов, на которые вы можете ответить. Отложите полоску.

- Это вопросы нескольких уроков. А сегодня мы будем искать ответы на вопросы, которые я отмечу красной точкой.

- Для исследования Знайка предлагает рассказ о городе, в котором живут его друзья. Началом рассказа будет предложение, записанное в начале урока.

- Можно ли назвать эту запись текстом?

- Почему?

- А о чем бы вам еще хотелось узнать?

- А может следующее предложение быть, например, таким?

- Почему?

- А каким должно быть следующее предложение?

- То есть, мы должны развить мысль. Прочитаем вывод на стр. 120  учебника.

- Откройте тетрадь-задачник на стр. 53, прочитайте отрывок из упр. 236.

- Решите, теперь предложения продолжают мысль или нет?

- Что нового вы узнали из второго предложения?

- Что вы узнали из третьего предложения?

- Задайте вопрос ко второму предложению, запишите его.

- Ответьте. Прикройте тетрадь-задачник, по памяти запишите ответ.

- Откройте тетрадь-задачник, проверьте.

- На какие вопросы урока мы теперь можем дать ответ?

- Читаем продолжение отрывка из сказки Н. Носова. Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставим после него «+», если нет – ставим «-» . По ходу чтения решаем орфографические задачи.

- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чем говорится в отрывке?

- Можно так назвать отрывок?

- Запишите название перед отрывком.

- На какой вопрос урока мы можем дать ответ?

- Найдите предложение, в котором высказана главная мысль. (Ее раскрывают все другие предложения), поставьте «галочку»

- Можем мы теперь объект нашего исследования назвать текстом?

- Почему?

- Прочитаем правило в учебнике на стр. 120

- На какой вопрос урока можем ответить?

- Давайте создадим модель, которая поможет ответить на вопрос: Что такое текст? Ответы к вопросам нашего урока помогут создать вам эту модель.

- Работая в группе, правильно распределите обязанности.

- Вот модель, которую составили ……

                                                   т

   

(Образцы полученных моделей прилагаются. Приложение 2)

- Что можно добавить в эту модель?

- Положите перед собой полоски. Во второй ряд запишите номера вопросов, на которые вы теперь можете ответить.

- Кто пополнил свои знания на уроке?

- Приготовьте конверт № 3. Жители Цветочного города прислали вам цветы. Поднимите синий цветок те дети, которые все поняли на уроке, желтый – дети, которые все поняли и могут помочь другим, красный – дети, которые нуждаются в помощи.

(Презентация. Приложение 1)

СЛАЙД 1

Хочу все знать! (хором читают дети)

Дети показывают кружки.

СЛАЙД 2

В  . дн. м  сказ. чн. м

гор.д.  жили к.р.тышки.

ЧК – чн пишется без Ь, жи – ши пишется с буквой И, город – словарное слово. Жили на конце И – легко решаемая задача (они).

Безударные гласные О, проверочные слова: коротко, коротенький, парный согласный

ш    проверочное слово – коротышечки.

В предложении появляются буквы.

Это предложение, потому что в нем выражается законченная мысль; слова связаны между собой, есть большая буква в начале и в конце стоит точка.

Предложение по цели высказывания  - повествовательное, по интонации -  невосклицательное.

«Приключения Незнайки и его друзей». Николай Носов.

СЛАЙД 3 (картинка: Незнайка)

Он – смешной, попадает в разные истории.

СЛАЙД 4

Незнайка и коротышки.

СЛАЙД 5   (словарные слова в транскрипции)

Словарные слова.

Чтобы грамотно писать.

Начинаются с гласной или согласной;

по количеству слогов.

Запись слов.

СЛАЙД 6  (словарные слова)

СЛАЙД 7 ( картинка : Знайка

Дети достают слова из конвертов и восстанавливают цепочку.

ЗВУК.

Звук мы слышим.

СЛОГ.

Из звуков состоят слоги.

СЛОВО. Из слогов состоят слова.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Из слов состоят предложения.

ТЕКСТ

Дети задают вопросы.

Дети записывают номера вопросов.

СЛАЙД 8 ( В одном сказочном городе жили коротышки.)

Нет.

Одного предложения мало.

О коротышках, о городе.

СЛАЙД 9 (Предложение:  В особенности Незнайка прославился после одной истории.)

Нет.

Оно не связано с предыдущим предложением.

Оно должно быть связано по смыслу.

Открывают учебник по закладке и читают вывод.

Дети читают.

Да. Предложения продолжают мысль.

Почему коротышек назвали коротышками.

Их сравнили с огурцом.

Почему коротышек так назвали?

Они были очень маленькие.

На 2, 3, 7

Читают отрывок по предложениям.

Маргаритки, ромашки, одуванчики пишу с маленькой буквы. Это не имена собственные.

А сам город называется Цветочным.

Да. Так можно назвать отрывок.

Дети записывают название.

На восьмой вопрос.

В городе у коротышек было красиво.

Да,  можем.

Все предложения связаны между собой и раскрывают главную мысль.

Дети читают правило.

На первый.

Два ученика работают индивидуально. Класс работает по группам.

Дети создают модели.

Рассказ учеников по модели:

Текст – состоит из 2-х или нескольких предложений, предложения должны следовать в определенном порядке, к тексту можно придумать заголовок. Он должен отражать или тему, или главную мысль.

Ребята хорошо потрудились и составили полную модель.

Ответы детей

СЛАЙД 10. (Цветы)

Личностные

Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и умение выделять нравственный аспект поведения.

Познавательные

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные

Вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся.

 

.

Познавательные

построение речевого высказывания в устной форме

.

Регулятивные

Целеполагание

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Регулятивные

Планирование

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

.

Познавательные.

Осмысливать цель чтения и выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные

Управлять поведением партнера, оценивать его действия.

Познавательные.

Преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Регулятивные

 Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результаты работы.

Познавательные

Контролировать и оценивать  результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 1кл. по УМК "Гармония" Авторы учебника М.С.Соловейчик,Н.С.Кузьменко

Урок разработан в соответствие с требованиями ФГОС. Данный урок  направлен на развитие личностных и метапредметных УУД....

Конспект урока русского языка в 4 классе. Учебник: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, "Гармония". Тема: «Объявление».

Данный материал можно использовать для подготовки к уроку русского языка в 4 классе....

План конспект урока математики 4 класс программа "Гармония" по теме "Доли, дроби".

Урок проводится в групповой форме. Этот урок является обобщающим в теме, итог деятельности учащихся на уроке это создание проекта" Математической газеты " каждой группой.В урока учащиеся закрепляют ма...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония "Предметный смысл сложения"

Презентация  и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония. Тема урока "Предметный смысл сложения"...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...