Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сафина Марина Викторовна

Конспект урока рускогоязыка по теме Части речи. Развивающая прграмма Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой. Урок составлен с применением технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Части речи

Цель:  ознакомление с грамматическими группами слов (частями речи).

Предметные результаты:

  • находить и отличать грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.

Личностные результаты:

  • формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные результаты:

- Познавательные УУД

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • поиск и выделение необходимой информации.

- Регулятивные УУД

  •  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  •  планировать реализацию учебной задачи;
  •  контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие  коррективы в их выполнение.

     - Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;
  • формирование умения работать в группах.

Оборудование: компьютер, листы А3,  

Использование технологий: ТРКМЧП, ИКТ

Этапы

Ход урока

Примечание

Организационный  момент

Вызов

Осмысление

Рефлексия

- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся с вами в необычный город, в котором живут необыкновенные жители. С некоторыми из них вы уже знакомы. Но нам многое ещё предстоит о них узнать. Хотите поскорее с ними познакомиться? Тогда в путь!

- Улыбнемся друг другу, чтобы наше путешествие было радостным.

- Ребята, пока я с вами  разговаривала,  буквы в названии города рассыпались.

- Давайте попытаемся собрать их в понятные слова и узнать, как же называется город.

(ИТЧАС    ИЧЕР)

- Где-нибудь вы уже слышали такое сочетание слов?

- Итак, мы в городе  «Части речи». Это и будет  темой  нашего урока.  А кто живет в этом городе, как вы думаете?

- Совершенно верно, нас ждет встреча с разными группами слов и в грамматике они называются – части речи. Может быть, вы уже что-нибудь знаете о частях речи?

- Какую цель мы поставим перед собой, чтобы наше путешествие по городу «Части речи» было не только радостным, но и полезным?

- Откроем тетради, запишем число.

Мин. чистописания: пропишем орфограмму, которая встретилась нам в названии данного города. ча

Слайд 2

-И сейчас я вам предлагаю обсудить в группах следующее шутливое предложение:

 Чистенький чистильщик  чистит чисто.

- Обсудите в группах:

- Чем похожи и чем различаются  слова в этом предложении?

(Имеют одинаковый корень, отличаются составом, значением, вопросами, которые можно задать к словам).

- Не смотря на то, что данные слова имеют одинаковый корень -  это слова разных частей речи.

- А сейчас вы познакомитесь поближе с каждым жителем этого города:  работая в группе,  исследуете одно слово из этого предложения, а затем  из предложенного набора слов,  необходимо выбрать те, которые являются, на ваш взгляд, той  же частью речи, что и исследуемое слово.

Слайд 3

Яблоко, ходят, быстро, пушистый, берёзка, скоро, красивая, девочка, играл,  приехали, вправо, большой.

(Работа в группе)

- Понаблюдайте за словами, определите, что у них общего?

- Проверим, какие слова отобрала каждая группа.

1) Яблоко, березка,  девочка.

- Что  объединят вашу группу слов?

2) Пушистый, красивая, большое.

- Что  объединят вашу группу слов?

3) Ходят, играл, приехали.

- А вы что заметили общего?

4) Быстро, скоро, вправо.

- Что  объединят вашу группу слов?

- Итак, у нас получилось 4 группы слов, 4 части речи, но как они называются мы знаем? (Нет).

- А хотите узнать о них побольше и проверить, верно ли мы распределили слова  в группы – части речи? (Да).

-Предлагаю вам прочитать грамматические сказки о частях речи. Прочитав их,  вы расскажете классу о вашем жителе города Части речи. Работать будем в соответствие с инструкцией, которая на слайде и у вас на столе.

Слайд 4

Инструкция:

  1. Прочитайте грамматическую сказку.
  2. Найдите информацию для ответа. Составьте рассказ о вашей части речи по следующему плану:
  1. Как называется ваша часть речи.
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Что обозначает?

3. Заполните граф.

     4.Проверьте свои слова из группы

  1. Выберите выступающего.

Распределите пожалуйста роли в группе, кто будет  читать сказку, кто заполнять граф, кто выступать.

Работа с информацией в группах.

Слайд 5

- Выступление групп.

Сделайте вывод, как определить  какой частью речи является слово? Вернитесь к своим словам, верно вы их выбрали?

(Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово).

-Давайте подтвердим правильность своих рассуждений правилом в учебнике с. 61

Физ. мин. Я предлагаю слова разных частей речи, а вы если это ваша часть речи стаете и хлопаете в ладошки.(Санки, вяжет, радостно, белый, часто, разговаривают, белка, гостеприимные)

-А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы познакомились с жителями города, сможете ли вы их узнать «в лицо»?

Предлагаю вам слова разных частей речи, а вы будете записывать их в тетрадь в 4 столбика.

 сущ.               прил.          гл.              нар.

Слайд 6

Зелень, сильный, весело, шьёт, утро, жарко, петь, ловкая, крик, пишет, справа, умные.

Проверьте и оцените себя по эталону на слайде.

сущ.                   прил.                гл.              нар.

зелень              сильный        шьёт            весело

утро              ловкая            петь             жарко

крик              умные          пишет             справа

-Если вы выполнили задание без ошибок, нарисуйте рядом солнышко.  С 1-2 ошибками – ветерок. Более 2 ошибок – тучку.

- Не у всех получилось верно определить часть речи, узнать жителя города «в лицо». Не расстраивайтесь, впереди у нас ещё много уроков, на которых мы более подробно будем знакомиться с каждым жителем.

 - Вспомните,  какие цели вы ставили перед собой?

- А что мы сегодня исследовали?

- Научились ли определять части речи? Что для этого нужно сделать? (задать к слову вопрос, определить значение )

- Над чем еще нужно поработать?

- Сейчас я предлагаю в группах или в парах составить синквейн на тему части речи.

Например:

Части речи

Нужные, важные

Обозначают, дополняют, украшают

Используем в жизни каждый день

Слова

Домашнее задание на выбор:

  1. Нарисовать свой город «Части речи». Возможно,  вы найдете дополнительную информацию и поселите других жителей.
  2. Попытаетесь определить части речи в необычном предложении, которое составил известный лингвист Л.В.Щерба более 100 лет назад. Я вам раздам листочки, а вы подпишите знакомые вам части речи.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Всем спасибо, урок окончен!  

Работа в группах со словами (слова на листочках для каждой группы)

Сказка об имени существительном

Было это давным- давно. В словах города Части речи была полная неразбериха – никакого порядка!

Попытались слова как-то построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Позовем-ка мы на помощь принцессу Морфологию!»

- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.

-Мы обозначаем предмет, ответили одни. Но мы еще можем обозначать явления природы (вьюга, радуга), состояния (лень, волнение), географические названия (Россия, Урал).

-На какие вопросы вы отвечаете?

- Кто? и что?

- А какие формы у вас есть?

-Род, число, падеж.

А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим.

- Становитесь под знамя «Имя существительное»!- приказала Принцесса Морфология.

Сказка об имени прилагательном.

Было это давным- давно. В словах города Части речи была полная неразбериха – никакого порядка!

Попытались слова как-то построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Позовем-ка мы на помощь принцессу Морфологию!»

- Что вы обозначаете? -  спросила Морфология у скромной группы слов.

- Мы обозначаем признаки предметов.

- А на какие вопросы вы отвечаете?

-Отвечаем на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

А что вы ещё умеете делать? – спросила Морфология.

-А ещё мы можем изменяться по родам, числам и по падежам, но только повторяем форму существительного,  с которым связаны в предложении.

И вообще именно мы делаем нашу речь красивой, живописной, разнообразной. Мы занимаем третье место по частоте употребления различных слов.

- Становитесь под знамя «Имя прилагательное»! – приказала Морфология!

Так и появилось в городе «Имя прилагательное». Тут и сказке конец, кто читал,  тот – молодец!

Сказка о глаголе

Жил-был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Долго ли, коротко ли он шёл, вдруг оказался в огромном сказочном городе Части речи. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили  его очень  дружелюбно. Стали все спрашивать,  на какие он вопросы отвечает, что обозначает. Глагол ответил:

- Отвечаю я на вопросы: что делать? что делает?  что сделает? что будет делать? А обозначаю я действия предметов. Очень трудолюбивым оказался Глагол, умел он и плясать и прыгать, и летать и строить,  и пригласили его работать в Предложении. Чаще всего в предложении Глагол является сказуемым. Глагол занимает второе место по употреблению в речи.

-А ещё Глагол умеет изменяться по временам, лицам, числам и родам.  Так с тех пор Глагол и живет в этом замечательном городе и трудится на благо всем остальным жителям.

Грамматическая сказка о наречии

Было это давным- давно. В словах города Части речи была полная неразбериха – никакого порядка!

Попытались слова как-то построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Позовем-ка мы на помощь принцессу Морфологию!».

Увидела она одну группу слов и очень удивилась. Как они только не стояли. Кто вверху, кто внизу, кто хорошо, кто плохо. А некоторые вдвоем, втроем, в обнимку и вскачь, вдогонку, слишком быстро. Очень они ей понравились.

-Откуда вы такие взялись? - спросила Морфология.

-А мы самые молодые слова, проявились в русском языке позже других частей речи. Нам уже ничего не осталось и пришлось  приманивать к себе чужие слова из других частей речи.

- Так что же вы обозначаете? – спросила Морфология.

- Обозначаем мы признаки действия или признаки признаков.

-На какие вопросы отвечаете?

- Как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?

- Будете называться Наречием, сказала Морфология. И повелеваю вам не изменяться. Так с тех пор и живут Наречия в городе Части речи неизменяемыми: нет у них ни рода, ни числа, ни падежа, ни склонения.

Примерный вид денотатного графа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"

Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....