Урок"Обучение грамоте.Буква "М".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 имени О.Казанского

Разработка урока по обучению грамоте

в 1 классе «А»

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока:

«Знакомство с буквой М,м»

 

                                                                         подготовила

                                                          учитель начальных классов

                                                                             Антонова Л.Ю.

ст. Егорлыкская, 2013

Тема урока:   «Знакомство с буквой М,м».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала («Знакомство с буквой М, м»)

Задачи урока:

  • образовательные:

учить выполнять звукобуквенный анализ слов; писать буквы М и м;

плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

  • развивающие:

развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);

создать условия для развития фонематического слуха; мелкой моторики рук, внимания;

способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

  • воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения, воспитывать дружеские отношения между окружающими  собой и окружающими.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают букву М,м, научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные – высказывать своё мнение,подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость,самостоятельность, дисциплинированность.

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока.

  1. Организационный момент

 

  1. Прозвенел сейчас звонок, начинается урок – урок обучения грамоте.
  2.  Приветствие гостей.

 - Посмотрите, сколько гостей пришло к нам на урок, поприветствуйте их.

Ваши воспитатели очень соскучились по вас и решили прийти в школу, чтобы не только встретиться с вами, но и порадоваться вашим успехам. А ребята – узнать вместе с вами что – то новое и интересное.

3. Героями нашего урока станут (Букварь, с. 62)

- Рассмотрите картинку. Кто изображён? Как их зовут? Кто догадался?

Маша и Миша – друзья, и они играют. Давайте поиграем вместе с ними.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему.

 - Рассмотрите картинки.

Дом, рак, утка, жуки, барабаны, аист

Выделите 1 – й звук в каждом слове.

 (дети называют звук, переворачивают картинку, а там написана соответствующая буква)

-Прочитайте слово, которое у нас получилось.  (Дружба)

-Как понимаете слово – дружба?

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

  1.  Постановка учебной задачи.

- Ребята, вы знаете, во время игры Миша с Машей поспорили и поссорились.  Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша – с разных. Давайте поможем  им разобраться  с этой проблемой и заодно помириться.

  1. Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания (чтение)

  1. Звуковой анализ слов «Маша» и «Миша»

-Произнесите слово – Маша. Сколько в нём звуков?

 - Произнесите слово – Миша. Сколько в нём звуков?

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Маша».

-Он гласный или согласный? Докажите.

-Звонкий или глухой.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

- Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Миша».

- Он гласный или согласный? Докажите.

-Звонкий или глухой.

- Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

- Какую возьмём фишку для обозначения звука?

- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']?

 - Правильно - это буква эм.

 - Рассмотрите эти буквы - Сравните их.

 - На что похожи буквы?

Стихи о букве

                         - Вот качели – буква М!

                           Здесь качаться можно всем!  

 

                         - Взялись за руки друзья

                           И сказали: «Ты да я –

                           Это мы».

                           А между тем

                           Получилась буква М.

- Ребята, скажите, почему две буквы?

-А какую букву выберете вы для обозначения звуков [м] и [м'] в словах Маша и Миша? Почему?

  1. Разрешение проблемы

Итак, с одинаковой ли буквы начинаются слова Миша и Маша?

 Кто же прав, Миша или Маша?

  1. Вывод

Буква М обозначает 2 звука: согл, звонк, твёрд [м]  и  

согл, звонк, мягк [м']

- Спасибо вам, ребята , Миша с Машей помирились и решили, что

если дружбой дорожить,

можно спорить и дружить.

И не вспыхнет ссора из любого спора.

  1. Чтение слогов
  • Игра «Стрелки»

- Почему же так происходит, буква одна, а звуков два - [м] и [м']?

- С какими гласными звук [м] будет твёрдым, а с какими гласными – мягким?

 - Миша предлагает поиграть в игру «Стрелки» и образовать  слоги.( хором)

А                          я

О                          ё

У                           ю

Ы            м            и

Э                            е

  • Маша предлагает прочитать эти слоги  в букваре, с.62 ( цепочкой)

  1. Физминутка ( под  песню «Улыбка»)

- С чего начинается дружба? – с улыбки

- Встаньте все, улыбнитесь друг другу. Предлагаю немножко повеселиться и потанцевать.

  1. Открытие новых знаний (письмо)

- Маша предлагает Мише поучиться писать буквы М и м в прописях на с.  4 и 5.

  • Образец
  • показ учителем
  • прописывание букв в воздухе
  • письмо букв в прописях

  1. Физминутка

- Ребята, а давайте покажем нашим гостям, как можно помириться.

Миша с Машей помирились,

Их мизинчики скрестились,

Зацепившись друг за друга:

Ты – подруга, а я – друг!

Больше ссориться не будем

И игрушки отнимать,

Все обиды позабудем – вместе веселей играть!

  1. Закрепление.
  1.  - На доске записано выражение прочитайте его.

Друзья – водой не разольёшь.

 - Как вы его понимаете?

  1.  - А сейчас послушайте стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья» и ответьте на вопрос – действительно ли герои стихотворения такие друзья, что водой не разольёшь?

С виду мы 
Не очень схожи: 
Петька толстый, 
Я худой, 
Не похожи мы, а все же 
Нас не разольешь водой! 
Дело в том, 
Что он и я - 
Закадычные друзья! 
Все мы делаем вдвоем. 
Даже вместе... 
Отстаем! 
Дружба дружбою, 
Однако 
И у нас случилась драка. 
Был, конечно, важный повод. 
Очень важный повод был! 
Помнишь, Петя? 
— Что-то, Вова, 
Позабыл! 
— И я забыл... 
Ну, неважно! Дрались честно, 
Как положено друзьям: 
Я как стукну! 
— Я как тресну! 
— Он как даст! 
— А я как дам!.. 
Скоро в ход пошли портфели. 
Книжки в воздух полетели. 
Словом, скромничать не буду - 
Драка вышла хоть куда! 
Только смотрим - что за чудо? 
С нас ручьем бежит вода! 
Это Вовкина сестра 
Облила нас из ведра! 
С нас вода ручьями льется, 
А она еще смеется: 
— Вы действительно друзья! 
Вас водой разлить нельзя!

 - Кто же герои этого стихотворения?

 - Можно ли их назвать друзьями – что водой не разольёшь? Почему?

-А друзья ли они вообще?

-А для чего нужны друзья?

  1. Рефлексия.

 - Ещё, чтобы помогать узнавать что-то интересное, новое, поучительное.

 - Скажите, с какой буквой мы помогли познакомиться Мише?

 - Какие два звука обозначает буква М?

- Понравился ли вам урок? Что понравилось ?

 - Мише и Маше понравилось с вами играть и на память об уроке они  дарят вам игру – закрась все части, где есть буква М и получите рисунок.

- А ещё друзья нужны для того, чтобы помогать друг другу в трудную минуту - так, например, как мы помогли сегодня помириться Маше и Мише.

В заключение нашей встречи предлагаю вам построить мостик дружбы. Все встаньте, образуйте большой круг, возьмитесь за руки, ощутите их тепло, поднимите руки вверх – вот он мостик дружбы.

 

Запомните, ребята, что если у вас будет вот столько много друзей, и вы будете крепко держаться друг за друга, то обязательно всё у вас будет хорошо.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...