«Русские пословицы и поговорки»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Степанцова Елена Борисовна

Урок в рамках ФГОС. Место в планировании: послебукварный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_ur_pisma_poslovitsy_1kl.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Карповская СОШ

Открытый урок по письму в 1 классе

(УМК «Школа России»)

Тема: «Русские пословицы и поговорки»

дата проведения: 13.02.2013

учитель Степанцова Е.Б.

Цель: дать понятие о происхождении и значении пословиц и поговорок.

Задачи: 

образовательные: продолжать знакомство с  русскими народными пословицами и поговорками;  отрабатывать каллиграфические умения; формировать умение ориентироваться в пространстве тетрадной страницы, списывая слова и  предложения;

развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в парах, познавательный интерес; устную речь учащихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений;

воспитательные: воспитывать любовь к родному народу через знакомство с его языковым наследием; воспитывать любознательность, культуру общения; критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для сохранения зрения и правильной осанки уч-ся.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Предлагает детям игру-диалог:

У - На урок зачем идём?

Д- Знания новые найдём.

У –А зачем вам много знать?

Д – Чтоб о жизни всё узнать,

       Чтобы человеком стать

       Умным, сильным, добрым!

У  -Зарядим друг друга улыбкой.

Образуют круг перед классной доской, отвечают на вопросы учителя, дарят друг другу улыбку.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

(УУД регулятивные, коммуникативные)

II. Актуализация знаний

  1. Написание образцов букв, слов.

Учитель предлагает учащимся прочитать «высказывание»:

Сперва аз да буки, а там и науки.

-Как вы можете объяснить смысл этого предложения?

Записывают на одной строке:

Аа Бб Вв Гг Дд

-Какая буква лишняя?(А-гласная)

-Что обозначают слова аз, буки?

Записывают на другой строке:

Аз Буки Веди Глаголь Добро

-Какое слово лишнее? (Аз-1слог)

2. Восстановление пропущенных букв. Списывание предложения с рукописного образца.

Азбуку уч…т – на всю избу крич…т.

-Как объясните смысл этого предложения?

-Какие буквы пропущены, и какое правило поможет нам их вставить?

-Что вы должны сделать, чтоб правильно списать это предложение?

Пытаются объяснить смысл данного высказывания.

Определяют отличительные признаки среди букв.

Вспоминают из курса Азбуки, что такое аз и буки.

Определяют отличительные признаки среди слов.

Объясняют смысл поговорки.

Вспоминают правописание сочетаний ЧА; правила списывания.

Копируют предложение, соблюдая правила каллиграфии. Выполняют взаимопроверку в парах.

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для повторения ранее изученного материала и изложения нового знания.

(УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Физминутка (звучит песня)

«…А,б,в,г,д,е,ж. Буквы знаем мы уже.

Буквы знаем мы давно. З,и,к,л,м,н,о!»

Выполняют танцевальные движения

(УУД регулятивные, коммуникативные)

III. Проблемное объяснение нового знания

1. Определение темы, цели урока.

- Что вы можете сказать о двух высказываниях, с которыми мы работали? 

-Какова тема этого урока?

-Какую цель мы ставим перед собой?

- А ещё мы должны разобраться: кто создаёт поговорки и пословицы?

2. Открытие нового знания.

1) Списывание пословиц с печатного текста Азбуки. (Изд. «Просвещение» 2012г., Ч.2, с.95)

- На каком уроке вы уже встречали пословицы? Давайте их прочитаем. Как вы поняли их смысл?

-Какой автор подобрал для детей эти пословицы?

- Как вы думаете, мог ли Ушинский создать эти пословицы?

-Возможно, вы правы. Но настоящий исследователь не может делать вывод, изучив всего 2 пословицы. Что бы вы посоветовали?

-Правильно, нужно продолжить наблюдение за пословицами.

2) Работа в группах.

Вниманию уч-ся предлагается презентация «Пословицы и поговорки в картинках».

3) Подведение итогов работы в группах.

-Как вы думаете, может один человек, даже учёный знать обо всём на свете?

-Так под силу одному или двум людям создать тысячи пословиц и поговорок, которые собраны в разных книгах? (демонстрирует Словарь пословиц)

-Правильно! Поэтому в нашем Словаре так и написано: Русские народные пословицы и поговорки.

Высказывают предположения о данных высказываниях.

- Пословицы, поговорки

- Читать и записывать пословицы и поговорки.

Списывают пословицы с печатного текста. (Дополнительно выполняют звуковой анализ слов по индивидуальным карточкам)

Вспоминают смысл изученных пословиц.

- К.Д. Ушинский.

Высказывают свои предположения, делают попытки их обосновать.

Вносят предложения по исследованию данного материала.

Читают пословицы и поговорки. Рассматривают иллюстрации к ним. По ходу презентации уч-ся располагают на доске слова: УЧЕНИЕ, ЧТЕНИЕ, ДРУГ, ЛЮДИ, МАМА, ПРИРОДА, ЖИВОТНЫЕ, ПОГОДА, ТРУД в соответствии с очерёдностью высказываний об этих предметах.

Подытоживают: пословицы и поговорки бывают обо всём на свете.

-Пословицы созданы многими людьми-НАРОДОМ.

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, обозначение проблемы.

Цель: овладевать логическими действиями и операциями; совершенствовать каллиграфический навык;  формировать  умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

(УУД

личностные, регулятивные, познавательные, логические, коммуникативные)

 

Физкультминутка

Руки вверх мы поднимаем,

Низко к полу опускаем,

Вправо-влево разведём

А потом в локтях согнём.

Вращаем вперёд,

И вращаем назад.

Вот и получили мы

Бодрости заряд!

Выполнение двигательных упражнений

(УУД регулятивные, коммуникативные)

IV. Закрепление

1. Письмо предложения по памяти

 -Смогли бы вы без ваших рук выполнить эту физминутку? А вот что нам говорит такая поговорка: Без наук, как без рук.

- Что нужно сделать, чтобы правильно записать предложение по памяти?

- Запишите предложение в тетради в следующей строке.

Учитель проходит по рядам, наблюдает за выполнением задания учащимися.

-Проверьте правильность выполнения задания, если есть ошибки, исправьте их.

-А теперь сравните свою запись с данным предложением.

Отвечают на вопрос учителя, объясняют смысл поговорки.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов:

- Внимательно прочитать, чётко произнося каждую букву.

Запомнить, какие знаки встретились. Выяснить, сколько слов в предложении. ещё раз прочитать.

Самостоятельное письмо

Самопроверка, коррекция

Цель: уметь копировать и запись, трансформировать печатные буквы в строчные и прописные, сравнивать свои записи с образцом, аккуратно исправлять ошибочное написание; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость аккуратность.

(УУД – личностные, регулятивные)

V.Итог урока

  • Какая цель была поставлена на уроке?

      - Узнать, кто создаёт поговорки и пословицы? Читать и записывать пословицы и поговорки.

  • В чём вы испытывали затруднение на уроке?

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные)

Презентация на сайте viki.rdf.ru (Автор: Берестовская Наталья Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 61 п. Персиановский, Октябрьского района, Ростовской области)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)

Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В  настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая...

Викторина в3 кл."Русские пословицы и поговорки"

Викторины очень нравятся детям. В игровой непринуждённой обстановке материал усваивается лучше, а знания откладываются в долговременную память. Данная викторина имеет и воспитательную ценность. Решени...

Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»

Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа  первого десятка.  Название «числительное» произошло от слова «число».  Насколько ча...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...