«Русские пословицы и поговорки»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок в рамках ФГОС. Место в планировании: послебукварный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_ur_pisma_poslovitsy_1kl.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Карповская СОШ
Открытый урок по письму в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: «Русские пословицы и поговорки»
дата проведения: 13.02.2013
учитель Степанцова Е.Б.
Цель: дать понятие о происхождении и значении пословиц и поговорок.
Задачи:
образовательные: продолжать знакомство с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать каллиграфические умения; формировать умение ориентироваться в пространстве тетрадной страницы, списывая слова и предложения;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в парах, познавательный интерес; устную речь учащихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений;
воспитательные: воспитывать любовь к родному народу через знакомство с его языковым наследием; воспитывать любознательность, культуру общения; критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для сохранения зрения и правильной осанки уч-ся.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент | ||
Предлагает детям игру-диалог: У - На урок зачем идём? Д- Знания новые найдём. У –А зачем вам много знать? Д – Чтоб о жизни всё узнать, Чтобы человеком стать Умным, сильным, добрым! У -Зарядим друг друга улыбкой. | Образуют круг перед классной доской, отвечают на вопросы учителя, дарят друг другу улыбку. | Цель: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс (УУД регулятивные, коммуникативные) |
II. Актуализация знаний | ||
Учитель предлагает учащимся прочитать «высказывание»: Сперва аз да буки, а там и науки. -Как вы можете объяснить смысл этого предложения? Записывают на одной строке: Аа Бб Вв Гг Дд -Какая буква лишняя?(А-гласная) -Что обозначают слова аз, буки? Записывают на другой строке: Аз Буки Веди Глаголь Добро -Какое слово лишнее? (Аз-1слог) 2. Восстановление пропущенных букв. Списывание предложения с рукописного образца. Азбуку уч…т – на всю избу крич…т. -Как объясните смысл этого предложения? -Какие буквы пропущены, и какое правило поможет нам их вставить? -Что вы должны сделать, чтоб правильно списать это предложение? | Пытаются объяснить смысл данного высказывания. Определяют отличительные признаки среди букв. Вспоминают из курса Азбуки, что такое аз и буки. Определяют отличительные признаки среди слов. Объясняют смысл поговорки. Вспоминают правописание сочетаний ЧА; правила списывания. Копируют предложение, соблюдая правила каллиграфии. Выполняют взаимопроверку в парах. | Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для повторения ранее изученного материала и изложения нового знания. (УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
Физминутка (звучит песня) «…А,б,в,г,д,е,ж. Буквы знаем мы уже. Буквы знаем мы давно. З,и,к,л,м,н,о!» | Выполняют танцевальные движения | (УУД регулятивные, коммуникативные) |
III. Проблемное объяснение нового знания | ||
1. Определение темы, цели урока. - Что вы можете сказать о двух высказываниях, с которыми мы работали? -Какова тема этого урока? -Какую цель мы ставим перед собой? - А ещё мы должны разобраться: кто создаёт поговорки и пословицы? 2. Открытие нового знания. 1) Списывание пословиц с печатного текста Азбуки. (Изд. «Просвещение» 2012г., Ч.2, с.95) - На каком уроке вы уже встречали пословицы? Давайте их прочитаем. Как вы поняли их смысл? -Какой автор подобрал для детей эти пословицы? - Как вы думаете, мог ли Ушинский создать эти пословицы? -Возможно, вы правы. Но настоящий исследователь не может делать вывод, изучив всего 2 пословицы. Что бы вы посоветовали? -Правильно, нужно продолжить наблюдение за пословицами. 2) Работа в группах. Вниманию уч-ся предлагается презентация «Пословицы и поговорки в картинках». 3) Подведение итогов работы в группах. -Как вы думаете, может один человек, даже учёный знать обо всём на свете? -Так под силу одному или двум людям создать тысячи пословиц и поговорок, которые собраны в разных книгах? (демонстрирует Словарь пословиц) -Правильно! Поэтому в нашем Словаре так и написано: Русские народные пословицы и поговорки. | Высказывают предположения о данных высказываниях. - Пословицы, поговорки - Читать и записывать пословицы и поговорки. Списывают пословицы с печатного текста. (Дополнительно выполняют звуковой анализ слов по индивидуальным карточкам) Вспоминают смысл изученных пословиц. - К.Д. Ушинский. Высказывают свои предположения, делают попытки их обосновать. Вносят предложения по исследованию данного материала. Читают пословицы и поговорки. Рассматривают иллюстрации к ним. По ходу презентации уч-ся располагают на доске слова: УЧЕНИЕ, ЧТЕНИЕ, ДРУГ, ЛЮДИ, МАМА, ПРИРОДА, ЖИВОТНЫЕ, ПОГОДА, ТРУД в соответствии с очерёдностью высказываний об этих предметах. Подытоживают: пословицы и поговорки бывают обо всём на свете. -Пословицы созданы многими людьми-НАРОДОМ. | Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, обозначение проблемы. Цель: овладевать логическими действиями и операциями; совершенствовать каллиграфический навык; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. (УУД личностные, регулятивные, познавательные, логические, коммуникативные)
|
Физкультминутка Руки вверх мы поднимаем, Низко к полу опускаем, Вправо-влево разведём А потом в локтях согнём. Вращаем вперёд, И вращаем назад. Вот и получили мы Бодрости заряд! | Выполнение двигательных упражнений | (УУД регулятивные, коммуникативные) |
IV. Закрепление | ||
1. Письмо предложения по памяти -Смогли бы вы без ваших рук выполнить эту физминутку? А вот что нам говорит такая поговорка: Без наук, как без рук. - Что нужно сделать, чтобы правильно записать предложение по памяти? - Запишите предложение в тетради в следующей строке. Учитель проходит по рядам, наблюдает за выполнением задания учащимися. -Проверьте правильность выполнения задания, если есть ошибки, исправьте их. -А теперь сравните свою запись с данным предложением. | Отвечают на вопрос учителя, объясняют смысл поговорки. Учащиеся предлагают свои варианты ответов: - Внимательно прочитать, чётко произнося каждую букву. Запомнить, какие знаки встретились. Выяснить, сколько слов в предложении. ещё раз прочитать. Самостоятельное письмо Самопроверка, коррекция | Цель: уметь копировать и запись, трансформировать печатные буквы в строчные и прописные, сравнивать свои записи с образцом, аккуратно исправлять ошибочное написание; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость аккуратность. (УУД – личностные, регулятивные) |
V.Итог урока | ||
- Узнать, кто создаёт поговорки и пословицы? Читать и записывать пословицы и поговорки.
| Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке. | Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные) |
Презентация на сайте viki.rdf.ru (Автор: Берестовская Наталья Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 61 п. Персиановский, Октябрьского района, Ростовской области)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
Конкурсная программа «Доброе слово сказать - посошок в руки дать» (по русским пословицам и поговоркам)
Одним из важнейших признаков современного образованного и воспитанного человека является правильная, грамотная литературная речь. В настоящее время ни средства массовой информации, ни окружающая...
Викторина в3 кл."Русские пословицы и поговорки"
Викторины очень нравятся детям. В игровой непринуждённой обстановке материал усваивается лучше, а знания откладываются в долговременную память. Данная викторина имеет и воспитательную ценность. Решени...
Понимаешь ли ты русские пословицы и поговорки?
знание русских пословиц...
Исследовательская работа «Число 7 в русских пословицах и поговорках»
Изучая на уроках русского языка тему «Имя числительное», мы узнали, какую огромную роль играют числа первого десятка. Название «числительное» произошло от слова «число». Насколько ча...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...