Безударные окончания имен существительных I и II склонения в единственном числе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Левинская Ирина Ивановна

конспект урока по русскому языку УМК "ПНШ"(первый урок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

города Донецка Ростовской области

Конспект урока

по русскому языку

Тема: « Безударные окончания имён существительных

I  и II склонения в  единственном числе»

3 класс

Подготовила учитель начальных классов

                                                                                                                         Левинская Ирина Ивановна

                                                                                                                                     

2014 год

Предмет «Русский язык», авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова

УМК «ПНШ»

Класс: 3

Тема « Безударные окончания имён существительных

I  и II склонения в  единственном числе»

Цель: сформировать умение грамотно записывать окончание имён существительных I и II склонения в  единственном числе.

Задачи:

- уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;

- уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- освоить  первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Технология: «Развивающее обучение»

Формирование УУД:

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Регулятивные:  сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью детей, учителя; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Этап урока

Цель этапа

Содержание деятельности

Результат этапа

Методы, приёмы

1.Организационный

Проверка учащихся к уроку

Готовность к уроку.

2. Мотивационный

Формирование познавательного интереса к изучению русского языка

- Сегодня на уроке будем изучать новый материал. А какая тема, вы скажете сами. Но для этого сделаем грамматическую разминку .

Сформирован познавательный интерес

Словесный метод

3. Повторение изученного.

Подготовка к изучению нового:

повторить падежные вопросы и предлоги.

Работа с классом. Грамматическая разминка.

Игра « Узнай падеж».

- Я называю падежные вопросы, а вы показываете соответствующие карточки.

- Предлоги падежей. ( по, к, около, между, через, о, над)

- Сущ-ые в каком падеже употребляются только с предлогом?

- У какого падежа нет предлогов?

Работа с классом.

-Я приготовила для вас интересное задание.

- Прочитайте  слова записанные на доске.

Тетрадка, березка, кошка, лопатка.

- Сравните их. В чём отличие?

 ( Одушевлённые и неодушевлённые предметы, количество слогов и т. д.)

- Что их объединяет? Перечислите общие грамматические признаки.

( Сущ-ые, нарицательные , в ед. числе, в именит. падеже, т. е.  начальная форма, женский род,

 1 склонение, окончание).

- Преобразуйте данные сущ-ые 1 склонения-  в сущ-ые 3 склонения.

- Преобразованные сущ-ые запишите в определённых падежах.

1 вариант- в дательном падеже.

2 вариант- в родительном падеже.

- Проверяем! Вопросы. Окончания.

- Повторим правила. Что такое склонение?

- Вставь пропущенные буквы. Определи падеж, склонение и выдели окончания.

гулял около деревн.

нап.сала для сестр.

свитер из шерст.

отб.жал от забор

появился из рощ.

- Что  объединяет данные словосочетания?

( сущ.+глагол, сущ-е  в род. падеже и т. д.)

- Отличие? ( окончания)

- Падеж одинаковый, а окончания разные. Почему? Предположите! ( Разное склонение)

- А как мы определяем склонение?

( по родам)

 

- Сегодня познакомимся с новыми существительными,которые имеют подвижное и неподвижное ударение выполнение упр.42 с.42,запись слов в два столбика

Знают падежные вопросы и предлоги

Самостоятельно мыслят

Сравнивают, доказывают

Преобразовывают Самостоятельно работают

Доказывают

Обобщают

Предполагают

Творчески мыслят

Самостоятельная работа.взаимопощь

Метод  беседы

Игровой метод

Метод мозгового штурма

5.  Целеполагание.

Сформулировать тему урока  

-Проблемная ситуация

-Послушайте шуточное стихотворение Э.Мошковской(упр.43.с.43)

-Что вы заметили?

-правильно,здесь рифмуютсяпоследние слова каждой строчки,мы слышим [- ай]

Окончания имён сущ-х в творит. падеже1 скл ед. числа.

Умение определить тему урока

Аналитически мыслят

Проблемная ситуация

6. Музыкальная физминутка.

Активный отдых

 - Чтобы хорошо понять новый материал

зарядимся.

Отдохнули

7. Изучение нового материала.

Сформировать внутреннюю позицию к деятельности

Сформировать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

Сформировать умение

определять окончания имён сущ-х в род. падеже множ. числа

- Мы сейчас с вами проведём исследование.

-Спишем текст по правилам стихотворения упр.43

- Подчеркните сущ-ые в форме косвенных падежей ед.числа. Выделите окончания.

Под подушкой,с кукушкой,с лягушкой,опушке

- Какие окончания у сущ-х ? (-ой,-е)

- Что объединяет эти сущ-ые?

 ( Они женского рода)

-Укажите склонение,род,число этих существительных

( Они женского рода)

Вывод. Составление таблицы.

 1 скл.

Мужской род

Женский род

Средний род

Т.п

П.п

- ом

- ой

-ом,-ем

- Посмотрите на таблицу и ответьте, как легче запомнить данные окончания?

( сущ-ые мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания в Т.п ,в П.п. Везде одинаковое окончание)

Сформированность внутренней позиции к деятельности (Л)

Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей(Р)

Умение

определять

окончания имён сущ-х

Анализ

Учит позиции собеседника(К)

Исследовательская работа

Словесный метод

Учебный диалог

8. Закрепление.

Формировать умение планировать учебное сотрудничество

- Познакомимся с упр.44

-назовем устно проверочные слова для 8 слов с безударными гласными кв корне слов

Сравнение

Умение планировать учебное сотрудничество(К)

Работа в парах

(взаимопроверка)

9. Рефлексия.

Проверка знаний по новой теме

  Самостоятельное выполнения упр.44

Усвоили написание окончаний имён сущ.

ИКТ

10. Самопроверка

Самооценка

-Сравните свои результаты

с результатами на экране.(Упр.44 на экране),исправление ошибок-взаимопроверка

Способность адекватно себя оценивать

Самостоятельная работа

11. Итог урока.

Сформировать

уметь оценивать результат своей деятельности.

Сформировать умение устанавливать значимость познавательной деятельности.

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чему научились на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что понравилось на уроке?

Самооценка (подсчёт баллов)

Способность  оценивать результат своей деятельности.

Способность устанавливать значимость познавательной деятельности.

13.Инструктаж по выполнению д/з

Дать представление о выполнении д/з

Упр.45

-Списать по правилам стихотворения.

-Выписать сущ.с пропущенными оконч.в нач.форме.

-Подчеркнуть сложные слова

Умение выбирать и преобразовывать

Критерии оценивания: на каждом этапе учащиеся сами себя оценивают по пятибалльной системе( на отдельном листочке)

Список использованной литературы:

  1. Бакулина  Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка», Москва,

« Владос», 2011.

  1. Волина В.В. «Весёлая грамматика», Москва, «Знание».2005.
  2. Миронов А.В. «Как построить урок в соответствии с ФГОС»,Волгоград, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - ярмарка "Правописание безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

Конспект этого урока получил диплом второй степени во Всероссийском конкурсе "Лучший урок по русскому языку"(Информационно-методический центр "КЛИиО", Методическое объединение учителей "Эврика2)...

Контрольная работа "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения", 3 класс.

Задания для проведения письменной контрольной работы по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения"....

Правописание безударных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения

Урок русского языка в 4 классе по Рамзаевой Т.Г....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числеЦели урока: Повторить и систематизировать знания: о членах предложения; о склонения...

Безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе

В данном конспекте отражены все упражнения по данной теме. УМК "Перспективная начальная школа"...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонений в единственном числе»

Содержание конспекта урока направлено на знакомство с написанием безударных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений в единственном числе....