Урок русского языка 1 класс "Бльшая буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок русского языка по программе Л.В.Занкова с описанием УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка с описанием формирования УУД 1 класс

Тема урока . «Большая буква в написании имён собственных».

Цель. На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

Задачи. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имён собственных; начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении; активизировать знания о порядке букв в алфавите, развивать универсальные учебные действия.

Оборудование. Учебник «Русский язык» 1 класс авт. Н.В. Нечаева, таблички со словами, выставка книг.

                                                  Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети.    На улице наступила весна.

           - Ярко светит солнышко.

           - Что-то интересное ждёт впереди.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

Учитель.  Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

II. Постановка проблемы, её решение.

Учитель.  Девочка, сотри, пожалуйста, с доски!

(Ученица подходит к доске.)

- Извини, я не к тебе обратилась с просьбой…(ученица садится на своё место), а  к тебе (подходит другая ученица).

- Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?

Дети. Наталья Александровна, вы попросили, а не назвали!

Учитель.  Дети, а что я должна назвать?

Дети. Имя или фамилию.

- Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно и фамилию назвать.

Учитель. Да, в вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. А какие имена вы можете назвать? Зачем нужны имена?

Дети. Чтобы обратиться к человеку.

           - Имя нужно, чтобы написать записку.

           - Когда разговариваешь по телефону, нужно имя.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

Учитель. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» - поётся в песенке из знакомого мультфильма. С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь. Можно прославить своё имя в веках, а можно покрыть его несмываемым позором. Но ведь и само имя может влиять на своего владельца.

III. Чистописание.

На доске написаны заглавные буквы: К Р В Ф Д А

Учитель. Что вы можете сказать об этих буквах?

Дети.  Здесь написаны только заглавные буквы.

          - Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного – А.

 Учитель. Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.

Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.

Учитель. Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?

Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

Учитель. Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

IV. Физкультминутка.

Дети встают. Называю имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат имена собственные, не хлопают – если другие существительные. По мере называния на доске появляются слова:

собака, дежурный, Петя, котик, Лена, Шарик.

Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).

V. Использование нового материала в письменной речи.

Учитель.  Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Дети.     Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трёхсложные.

- Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и   с маленькой.

Учитель. А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети. Имена собственные пишутся с большой буквы, а несобственные – с маленькой.

Учитель.  Ребята, какое  задание выбираете?

Дети. Задание на группировку слов с большой и маленькой буквы. Оно больше подходит к нашему уроку. Мы же говорим об именах собственных.

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД).  

Дети выполняют задание: делят слова на два столбика. На доске появляются  группы слов: собака, дежурный, котик

        Петя, Лена, Шарик

Дети. Слово Шарик можно написать и с маленькой, и с большой буквы.

Учитель. Составьте предложения со словами Шарик и шарик.

Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме (коммуникативные и познавательные УУД).

VII. Работа с учебником.

Учитель. Ребята, нравится ли вам наш учебник по русскому языку? Чем?

Дети. В нём много интересного и нового.

         - В учебнике есть иллюстрации.

         - Там много загадок и ребусов.

Учитель  Кто автор учебника?

Дети. Н.В. Нечаева.

Учитель. Н.В. – инициалы. А как могут звать автора?

Дети высказывают предположения, владеют монологической и диалогической формами речи (коммуникативные и личностные УУД).

Учитель.  А где в учебнике можно найти такую информацию?

Есть предположение посмотреть в конце учебника.

Дети находят и читают: Наталия Васильевна Нечаева.

Учитель.  Предлагаю вам открыть учебник на странице 59 и найти упражнение 135.

- Давайте прочитаем, какое задание нам предлагает Наталия Васильевна, чтобы мы сегодня стали ещё умнее и находчивее, чем были вчера?

Учащиеся читают задание.

Учитель. Всем понятно, что мы  сейчас делаем? Выполняйте.

 Дети выполняют задание, записывают предложения: Прилежный Олег пишет красиво. Прилежная ученица пишет красиво.

Учитель. Что означает – прилежный ученик? Это хорошо – быть прилежным?

Дети. Да, хорошо!        

        - Прилежный ученик старается, тренируется писать.

        -Он много трудится, выводит каждую букву…

Учитель. Как вы думаете, кого из наших ребят имели в виду, когда писали второе предложение?

Дети называют имена учениц.

- Но у нас в классе есть и прилежные ученики!

Дети называют имена тех учеников, чьи тетради регулярно попадают на выставку.

Учитель. Ребята, а кто тоже хочет писать красиво? Спросите тех, кто, на ваш взгляд, пишет красиво, - как они этого достигли?

Дети. Я тщательно вывожу буквы.

- А я стараюсь следить за соединениями, за наклоном.

Учитель. Я верю, что каждый станет прилежным, научится красиво, разборчиво писать. Напишите предложение со своим собственным именем.

Дети выполняют задание самостоятельно. 

Учитель. Скажите, это только в нашем классе имена пишутся с большой буквы?

Дети. Нет, всегда и везде.

Учитель. Да, это закон русского языка, а мы с вами законопослушные люди. Давайте точно сформулируем правило.

Дети. Имена девочек и мальчиков пишутся с большой буквы.

        - Имена людей…

        - Ещё имена животных пишутся с большой буквы.

        - А ещё отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило (познавательные и регулятивные УУД).

Учитель. Посмотрите в учебнике, какое правило написала нам Наталия Васильевна Нечаева.

VIII. Первичное закрепление.

Учитель. Исправьте ошибки.

бабушка поля вернулась с поля.

коля арбузов принёс домой пять арбузов.

Учитель. Запишите в тетрадь понравившееся предложение. Подчеркните опасные места.

Дети учитывают выделенные учителем ориентиры действия, строят рассуждения, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).

IX. Рефлексия деятельности.

Учитель. Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв.

Сергей, Максим, Эльдар и Саша,

Никита, Миша, Зульфия, Наташа,

Лиза, Юля, Лерник, Маша,

А ещё Роман, Илья, Марина,

Альфия, Рузалия, Элина,

Владислав, Алина, Екатерина!

- Я большой семьи родитель.

Догадались? Я – учитель.

- Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!

- То, чему я хотела бы вас научить,

Точно яблоня, покрытая листвою.

То, что я при этом знаю, -

Всего лишь веточка в кроне.

То, что я при этом говорю, -

Всего лишь яблоко на ветке,

А то, что у вас остаётся, -

Всего лишь плодовое зёрнышко,

Но из него иногда яблоня вырастает.

Хочется верить, что из каждого вырастет достойный человек, ведь уже сегодня вы были внимательны друг другу, дружны между собой, вам было присуще стремление к познанию, вам нравится учиться.

- Наш с вами урок подошёл к концу. Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям?

- А как вы думаете, а завтра вы будете умнее, чем сегодня?

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

На уроке русского языка первоклассники выяснили существенные признаки имён собственных, установили причинно-следственные связи, строили умозаключения на основе полученной информации, принимали её или подвергали сомнению, перепроверке. Все задания урока позволили работать над формированием универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нестандартный урок в виде игры-путешествия в СТРАНУ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ. Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...

Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" (с заданиями для интерактивной доски)

Урок закрепления изученного материала по теме "Заглавная буква в именах собственных" в 1 классе содержит технологическую карту, задания для ИД и раздаточный материал. Составлен в соответствии с требов...

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс

Урок - путешествие в страну заглавных букв.Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к познавате...

Презентация к уроку русского языка "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Цели и задачи материала: активизация познавательной деятельности учащихся; помо...

Урок русского языка «Заглавная буква в именах собственных»

Конспект урока русского языка на тему «Заглавная буква в именах собственных»...