Развитие речи учащихся специальных коррекционных классов
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Мария Григорьевна Квочка

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать  свои суждения – все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового и речевого развития. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно- психическом и речевом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся специальных коррекционных классов

     Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать  свои суждения – все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового и речевого развития. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно- психическом и речевом развитии детей. По данным статистики, число речевых расстройств постоянно растет. Своевременное выявление речевых нарушений у детей, их коррекция, становится актуальной задачей. Увеличивается количество детей не справляющихся со школьной программой, и среди них учащиеся специальных коррекционных классов.

     Современная школа должна не только начинать диагностировать и корректировать имеющиеся у детей недостатки развития речи, но и следить за усвоением учащимися основ теории языка для коммуникативных целей.

     Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятель6ность каждого человека. Поэтому, сколько бы ребенок ни читал и ни слушал правильную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта.

     Казалось бы, все это понимают. И все – таки еще живуче мнение о том, что связной речи можно обучить. Я считаю, что можно лишь создать условия, благоприятные для освоения средств устной и письменной речи. Для создания этих условий я изучила уровень умственного развития учащихся своего класса, уровень речевого развития, познакомилась с психологическими особенностями развития детей. Практически у всех учащихся класса  диагностирована задержка речевого развития, что влечет за собой за собой трудности понимания многих речевых  конструкций, речевых форм выражения пространственных отношений.  У детей страдает также и грамматический строй речи: учащиеся практически не используют развернутые фразы, не согласуют слова между собой.

    Обучение учащихся специальных коррекционных классов осложняется такими явлениями, как  неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, неумение тормозить свои желания, неспособность к волевому усилию, замедленный темп мышления и деятельности. Ограниченная способность к организованной целенаправленной  деятельности, недостаточная выраженность познавательных интересов, слабая мотивация учебной деятельности, сочетаясь с недостатками восприятия, памяти, внимания, работоспособности, речевыми особенностями, предполагают использование форм и методов работы с учащимися, направленных на учет индивидуальных особенностей, организацию помощи детям, создание благоприятного эмоционального климата на уроке.

     Развитие речи учащихся происходит на всех  предметах школьной программы. А для наибольшей результативности и решения тех или иных частных обучающих, воспитательных или коррекционно – развивающих задач в ход урока включаются дидактические игры.

      Присутствие игры как  средства первоначальной  организации учебного процесса, метода и приема обучения и воспитания, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в детском развитии правомерно и необходимо в педагогическом процессе в начальной школе. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач.

      Особенно актуальна игра в первом классе, в период обучения грамоте.

       Многие учащиеся специальных коррекционных классов пришли в школу с неликвидированными логопедическими проблемами. От звукового оформления речи зависит ее эмоциональность, ее способность воздействовать на слушателей. Поэтому работа над звуковой стороной речи является одним из этапов работы над развитием  речи детей. К тому же , от уровня развития  произносительно – звуковой культуры речи школьников (дикция, четкость, ударение в слове) зависит дальнейшая орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся.

     Разнообразные речевые и игровые упражнения я включаю в уроки обучения грамоте при изучении нового звука и буквы. Вот некоторые примеры таких заданий.

  1. Фонетическая зарядка:

- что просит сказать доктор, когда смотрит горло больного ( а – а – а – а – а )

- покажите, как гудит пароход ( у – у –у )

- как блеет барашек  (бе – е – е – е)

- как гудит пароход ( га – га – га )

2. Отработка  звука в слогах с одновременным образование слога

Ш – А,  Ш – О,  Ш – У,  Ш – Е

3.Чтение цепочек слов с четким произношением звуков

СА  - СО – СУ- СЫ

АС – ОС – УС – ЫС – ИС – ЕС – ЯС – ЮС

4. Чтение цепочек слогов с изменением темпа чтения ( от медленного к быстрому)

СТА – СКО – СКА – СКАЗ

5. Чтение чистоговорок  для отработки звука в речи, развития голосового аппарата

( чтение тихое, громкое, шепотом), темпа речи ( чтение медленное, быстрое, умеренное)

СА – СА – СА – САНИ,  САХАР,  КОЛБАСА

СО – СО – СО – СОСКА, КОЛОСОК, ПЕСОК

СЫ – СЫ – СЫ – ОСЫ,  КОСЫ,  СЫН,  ЧАСЫ

ШИ – ШИ – ШИ,  ШИ – ШИ – ШИ

ЧТО – ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

6. Скороговорки

БЕГАЮТ ДВЕ КУРИЦЫ ПРЯМО ПО УЛИЦЕ

У СОНИ САНИ ЕДУТ САМИ

7.  Выразительное чтение.

Выразительное чтение оказывает большое влияние на общее развитие учащихся. Оно способствует развитию художественных способностей, эмоциональной сферы, нравственных и эстетических качеств учащихся, а также может быть эффективным средством чистоты произношения. Например, детям предлагается прочитать стихотворение и интонацией показать юмористическую его часть.

Что в лесу на букву Ш

Что в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

Ну, а если полон рот морошки –

Широежки и шороконожки!

                                                        ( М. Яснов)

Развитию фонематического слуха способствуют игровые задания, которые можно сочетать с физкультминуткой.

  1. Хлопните в ладоши (покажите пальчиками руки) 1 раз, если услышите звук [ с  ]  в начале слова, 2 раза – если в середине слова, и 3 раза, если на конце слова.

СЫР, КАПУСТА, НОС, КОМПАС, САНКИ, ГЛОБУС, ПОСУДА, КАКТУС, БУСЫ, САМОЛЕТ, СУНДУК, КОЛЕСО, МАСКА, ПОЯС.

  1. Сосчитайте, сколько раз звук [ а] встречается  в слове и сделайте столько же приседаний.

  ВОДОЛАЗЫ, САМОЛЕТЫ, АВТОМАТЫ, ПАРОХОДЫ, САМОВАРЫ, ШАРОВАРЫ.

  1. Использование игровой физкультминутки для отработки  произношения звуков

        (например [ ж ]  -  [ ш ]

       На лужайке, на ромашке

      Жук лежал в цветной рубашке.

      Жу – жу – жу,  жу – жу – жу,

      Я с ромашками дружу.

      Тихо по ветру качаюсь,

      Низко – низко наклоняюсь

Словарная работа – главное направление в развитии речи учащихся.

Основной уровень общения в школьной системе образования – вербальный. Чтобы учащиеся понимали учителя, успешно усваивали учебный материал, нужно добиваться высокого уровня развития лексики. Проблема понимания речи тесно связана с проблемой внимания: учащийся не понимает смысла слова, предложения – отключается его внимание. Если ученик не понимает значения  хотя бы одного слова в предложении,  то он не понимает смысла всего предложения. Не понимая части,  учащийся не понимает и целое. Ученик, не приученный вникать в лексическое значение слова, не понимает его значение, а, следовательно, будет страдать от непонимания учебного материала. У большинства учащихся специальных коррекционных классов скудный словарный запас. Эта особенность препятствует успешной учебной работе учеников. Отсюда следует, что работа над лексическим значением, правильным написанием слов – одна из главных задач учителя. А для учащихся осмысление, понимание лексического значения слова позволяет включить его в активный словарный запас.

  1. На начальном  этапе работы со  словом  использую игры «Доскажи словечко», «Слово заблудилось».

В КОРИДОРЕ ТОПОТ НОГ,

ТО ЗОВЕТ ВСХ В КЛАСС… (ЗВОНОК)

ИЗ УПРЯМСТВА НИ НА  ШАГ

НЕ ПРОДВИНЕТСЯ  … ( ИШАК)

 

ЗАКРИЧАЛ ХОХТНИК : «ОЙ!

ДВЕРИ (ЗВЕРИ) ГОНЯТСЯ ЗА МНОЙ!»

  1. «Волшебные цепочки». Превращения слов.

РОЛЬ – СОЛЬ – МОЛЬ – БОЛЬ – ТОЛЬ

РОВ – РОГ –ЛОГ – ЛУГ

  1. Объяснение смысла пословиц и поговорок

ПОЗДНО ПОДНЯЛСЯ – ДЕНЬ ПОТЕРЯЛ

ПИШУТ НЕ ПЕРОМ, А  УМОМ

  1. Объяснить употребление в речи крылатых слов и выражений.

РУКОЙ ПОДАТЬ  - БЛИЗКО

СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА – БЕСКОНЕЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

  1. «Наборщик». Составить слова из букв другого слова.

СПОРТ  (порт, сорт, сор, спор,  рот…)

Продолжается работа по развитию речи на  основе предложений( анализ и синтез) и текстов. Ученикам предлагается материал с пропущенным словом в предложении (вставить слово, вставить слово с определенным заданием, сосчитать слова  в предложении). Затем дети составляют рассказы по картинкам. Этот вид работы обогащает словарь учащегося и приучает его к логическому изложению мысли.

  1. Сосчитать слова в предложении

ТАНЯ ЧИТАЕТ КНИГУ.

2.Указать первое (второе, третье) слово в предложении.

БОРЯ РИСУЕТ ЯБЛОКО.

  1. Составить предложение по данному образцу.

ЮРА ДЕРЖИТ ШАР.

ВАНЯ КУПИЛ …

ЗИНА СОБИРАЕТ…

СОБАКА ГРЫЗЕТ …

ЛЮБА МЕТЕТ

  1. Вставьте нужное слово.

ВИТЯ … УРОКИ,

ПТИЦА ВЬЕТ  … .
…  ШЬЕТ РУБАШКУ

ДЕТИ … С ГОРЫ.

  1. Составить предложение ( рассказ ) по картинке
  2. Пересказ текста
  3. Сочинение рассказа из личного опыта
  4. Составление рассказа – описания
  5. Составление рассказа по его началу ( концу ).

Использую в работе материал для преодоления наиболее часто встречающихся у детей с задержкой речевого развития форм аграмматизма: выпадние или замена в предложении  предлогов и союзов; отсутствие согласования слов в предложении; ошибки в роде и числе имен существительных, местоимений, глаголов при их употреблении.

  1. Закончите предложения.

      БЕЛКА СИДИТ (ГДЕ?)

      МАЛЬЧИК ВЛЕЗ  (КУДА?)...

      РАБОЧИЕ ИДУТ…

      ЖЕЛУДИ РАСТУТ…

      ПАЛЬТО ВИСИТ…

  1. Вставьте пропущенные предлоги.

ВАСЕ СКУЧНО … БРАТА

ДЫМ ВЬЕТСЯ  … ЗАВОДОМ.

ЧИЖИК СИДЕЛ  …  КЛЕТКЕ.

ВОВА СТОИТ … ЗОНТИКОМ.

  1. Подставьте к этим словам  ОН, ОНА, ОНО, по данному образцу.

 Мальчик – он.

Пила – она.

Море – оно.

КОТ  -

МИСКА –

ОКНО –

СОБАКА – и т. д.

  1. Составьте предложения со словами, используя слова первого и второго столбика.

БАБОЧКА                       ПИШЕТ
ПТИЦЫ                            СКАЧУТ

УЧЕНИК                           ПРЫГАЕТ

ЛОШАДИ                          ПИЩАТ

БЕЛКА                                ПОЮТ

МЫШИ                              ЛЕТИ

Детей специальных коррекционных классов отличает моторная неловкость, недостаточная сформированность  движений, малая их координированность,  особенно мелких мышц руки. Это все вызывает необходимость серьезно заниматься ликвидацией данных проблем, и в частности, укрепление и развитием мышечной системы рук. Психологи установили, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно  сказывается на становлении детской речи.

Для работы я использовала для упражнения пальцев и кистей различные предметы (пуговицы, фасоль, палочки, карандаши, клубки ниток и т.п.), пальчиковую гимнастику в сопровождении речевых считалок, графические диктанты.

   Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью,  ребенок  приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют формированию навыков чтения, письма и других знаний. Как реакция на это – изменяются черты характера  ребенка: появляются страхи, неуверенность в собственных силах, ребенок замыкается, ограничивает речевое общение, что влияет на развитие психики ученика. Предупреждение речевых нарушений, формирование грамматического строя речи способствует  гармоничному развитию личности ребенка, развитию его творческого потенциала, и здесь важна ведущая роль учителя. Задача педагога – не допустить негативного развития психики ребенка с нарушением речи, предупредить возникновение проблем усвоения учебного материала, целенаправленно, планомерно и кропотливо корректировать и устранять речевые  ошибки .

ЛИТЕРАТУРА.

1.В. В. Волина.  Занимательное азбуковедение. М:. Просвещение, 2000.

2. Е.В. Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, «Академия развития»1997.

3. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. М:. ВАКО,2008.

4.Т.Ф. Пожидаева, Т.А. Грибкова. Дидактическая игра на уроках  русского языка в начальной школе. Ростов – на Дону, Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2008.

5. Е.В. Юрова. 250 упражнений для развития устной речи. М:. Аквариум,2000.

6. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Санкт – Петербург, Дельта, 2005.

7. В.В. Никифорова. Графические диктанты.М:. ВАКО. 2012.

8. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.

Стигисы - это уникальная развивающая  игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....

Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.

Стигисы - это уникальная развивающая  игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....

Урок письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе на тему "Соединение слов предлогами"

Урок письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII видаТема: «Соединение слов предлогами»Цели: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими сл...

Проект урока развития речи в специальной коррекционной школе II вида по теме "Конструирование сложносочинённых предложений по теме "Осень"

Прект предлагается для  специальных коррекционных школ II вида (2-3 класс). Тема "Осень. Конструирование сложносочинённых предложений с союзами и. а" Проект предполагает использование частично по...