Главные вкладки

    Проект урока развития речи в специальной коррекционной школе II вида по теме "Конструирование сложносочинённых предложений по теме "Осень"
    план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) на тему

    Прект предлагается для  специальных коррекционных школ II вида (2-3 класс). Тема "Осень. Конструирование сложносочинённых предложений с союзами и. а" Проект предполагает использование частично поискового, исследовательского методов, самостоятельный поиск новых знаний в разных источниках и дальнейшее их закрепление..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx1004.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    КГБОУ «Озёрская общеобразовательная школа-интернат»

    Проект урока развития речи в 3 классе

    по теме «Осень. Конструирование сложносочинённых предложений с союзами а, и

                                                                                     

    Составила Максименко Л.А.,

    учитель начальных классов

    С. Озёрки

    2016-2017 уч. г.

    Урок развития речи

    Тема: «Осень» Конструирование сложносочинённых предложений с союзами:  и,  а .

    Цель: Формировать умение конструировать сложносочинённые предложения с союзами: и, а.

    Задачи: Уточнять и систематизировать знания учащихся по теме «Осень», активизировать аспектный словарь.

                    Формировать представление о смысловом значении союзов и, а в

                    сложных  предложениях, умение осознанно употреблять их при  

                    конструировании сложных предложений.

                    Развивать монологическую речь, умение строить высказывания-

                    рассуждения, доказательства.

                    Развивать концентрацию и переключение внимания, объём  

                    словесной памяти, умение переносить имеющиеся знания на новую

                    учебную ситуацию.

                    Прививать интерес к учебному предмету, внимание к слову.  

                    Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

    Оборудование: мультимедийная презентация, таблички.

    Словарь: сложное предложение, союз.

    Ход урока

    1. Орг. момент:
    1. Эмоциональный настрой на совместную деятельность

    - Давайте встанем в круг и пожелаем друг другу удачи.

    (Уч-ся встают в круг и, передавая друг другу игрушку с табличкой «Желаю удачи!» делятся хорошим настроением и добрыми пожеланиями)

    1. Речевой момент (за экраном)

    - Какое время года сейчас?

    - Назовите осенние месяцы.

    - Ноябрь – это ранняя осень. Верно?

    - Середина осени – это золотая осень. Верно?

    - Когда бывают первые заморозки?

    - Ранней осенью бывает снегопад. Верно?

    - Осенью бывают туманы, изморозь. Верно?

    1. Фонетическая зарядка.

    - Какой сегодня дежурный звук? «С»

    А) - Будем читать слоги.

    -АС –АСА –СА –АСКА –АСКЛА –АСАСКЛА –АСНСК

    Б) К\разв. игра на развитие словесной памяти и фонематического слуха   «Осенние слова»

    ( уч-ся встают в круг и, передавая букет осенних листьев, называют слова об осени  со звуком «С»)

    (листопад, разноцветные листья, покраснели, последние листочки, сентябрь, солнце, слякоть, пасмурно)

    В) Конструирование простого распространённого предложения из деформированного текста.        

    (последние, упали, с берёзы, листочки, в октябре)

    (вариативность речи)

    -В октябре с берёзы упали последние листочки.

    - Последние листочки упали с берёзы в октябре.

    - С берёзы в октябре упали последние листочки.  

    II. Работа по теме урока.

    1. Определение темы урока.

    К/ разв. упр. на развитие концентрации и переключение внимания.

    Шифровка    «ОСЕНЬ»                                                                Слайд 1.

    - Расшифруйте тему урока.

    - Итак, тема урока …?

         2. Актуализация знаний.               Видеоролик «Осень»              Слайд 2.

    - Посмотрите ролик, послушайте песню на стихи К.Д. Бальмонда «Осень»

    - Какие приметы осени отражены в песне?

     3. Целевая установка.

    - Как думаете, что будем делать?

    - Сегодня будем сравнивать.   Сейчас урок  математики? (Нет.)

    -Спросите у меня, чему будем учиться сегодня на уроке?

    - Сегодня будем учиться составлять сложные предложения с союзами: и, а.

    - Сложные предложения состоят из двух простых и соединяются союзами:     и или а.

    - На Д\З я предложила вам самостоятельно найти нужную информацию, когда пишется союз а, а когда и. Где вы нашли такую информацию?

    (М. – Мы с Захаром расспрашивали старшеклассников.

    К. –Я с папой нашёл в справочнике для школьника.

    Р.- Мы с мамой нашли в интернете.)

    - Что вы узнали?

    (Союз и пишутся, когда ……              союз а пишется, когда……)

    1. Новый материал.

    1).Синонимы союзов  и  и  а.      (жестовая речь)                                     Слайд 3.

    ( похоже, одинаково, так же, наоборот, другое, противоположное)

    2). Исследование исходного материала.                                                      Слайд 4.

    -Почему в первом сложном предложении простые предложения соединены союзом и?

    - А во втором - союзом а?

    3). Комментирование – рассуждение                                                           Слайд 5.

    - Как думаете, какими союзами нужно соединить эти простые предложения, чтобы составить правильные сложные предложения?

    4).Упражнения в применении полученных знаний.

    А). Осень в неживой природе.                                                              Слайд 6.

                                     

    - Как думаете, какие «осенние» слова можно использовать?

    ( похолодало, пасмурно, вода стынет, холодная, прохладно, солнце греет слабо, изморозь, заморозки, моросит дождь, туман, первый снег)

    Составление сложных предложений из двух простых.

    - Составьте сложные предложения, подобрав к одному из предложений первого столбика подходящее предложение из второго столбика. Подумайте, каким союзом нужно их соединить?

    Слайд 7.

    Б). Растения осенью.          

    Слайд 8.

               

                   

    -Какие «осенние» слова можно использовать в этой теме?

    Найдите таблички с этими словами, размещённые по классу.

                                  (двигательный режим – физминутка)

    (изменилась окраска листьев, покраснели, пожелтели, листопад, кружатся листья, опадают листья, опали листья…)

    - Прочитайте предложение, подумайте, правильно ли употреблён союз? 

    (Ранней осенью в лесу много ягод и грибов, и поздней осенью уже нет ягод и грибов.)

    _ В чём ошибка?

    Дополнение предложений.                                                                           Слайд 9.

    -Предлагаю вам дополнить сложные предложения, обращая внимание на содержание одной части и на предложенный союз между простыми предложениями. 

    В). Животные и птицы осенью.                                                                     Слайд 10.

    - Какие слова можно использовать?

    ( меняют окраску шубки, делают запасы, запасают корм, готовят жилища, улетают, никак не готовятся к зиме, впадают в спячку)

    - Отгадайте загадки: 

    • Летом серый, зимой белый.  (заяц)

    - Кокой зверёк ещё меняет окраску шубки на зиму?

     (Белка летом рыжая, зимой серая)

    • Всю зиму спит, с боку на бок переворачивается, лапу сосёт.

    (медведь)

      - Кто ещё осенью впадает в спячку?

    (Насекомые, лягушки, змеи)

    • - Что происходит в жизни птиц осенью?

    (Улетают в тёплые края.)

    Работа в парах. Самостоятельное конструирование предложений.

    -Составьте сложные предложения по картинкам.

    Индивидуально-дифференцированный подход: М. и К. -  самостоятельно,

    З. и Р. – составить предложения из деформированного текста. 

    ( - Перелётные птицы улетают в тёплые края, а вороны, воробьи    

        остаются зимовать у нас.

    - Барсук готовит себе нору, а волк никак не готовится к зиме.

    - Белка сушит грибы, собирает орехи, и мыши делают запасы на зиму.

     - Насекомые впадают в спячку, и медведь укладывается спать в берлогу.)

    III.  Итог урока.

    - Чему мы учились сегодня?

    - Что было трудно?

    - Над  чем надо ещё работать?

    - Вам нравится осень? Почему?

    - А мне нравится осень, потому что я снова встретилась со своими ребятами в школе.

    - На следующих уроках мы будем учиться составлять такие сложные предложения.                                                                                                       

    Оценки

    Д\З. Предлагаю вам найти в разных источниках информацию, как составляются такие предложения.

    Слайд 11.

    МОЛОДЦЫ!

    Яне

    1.  Осень в неживой природе

            Подчеркни нужное слово.

    Солнце греет всё  сильнее / слабее .

    На улице стало холоднее / теплее .

    Вода в реке тёплая / холодная.

    Часто бывают  туманы / дождь,  заморозки,  снег,  изморозь,  град.

    1. Растения.

    Соедини названия деревьев с листочками. Раскрась листья .

    Дуб                   сосна                берёза                рябина

    1. Животные и птицы.

    А) (Дневник наблюдений 1-2 кл. , с. 16)

         Раздели картинки птиц на две группы.

    Б) Дополни предложение (подчеркни слова) .

    - Осенью впадают в спячку:  змея, заяц, медведь, лягушка, лиса, ёжик, жуки, червяки, мухи, белка, волк.

    - Осенью меняют шубку _________________, __________________  .

    Собирает орехи, сушит грибы _________________  .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

    В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

    Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

    Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

    Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.

    Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании   слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...

    Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

    Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

    Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

    •Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...

    Урок письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе на тему "Соединение слов предлогами"

    Урок письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII видаТема: «Соединение слов предлогами»Цели: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими сл...

    Урок развития речи 2 класс коррекционная школа VIII вида "Гигиена тела: кожа, волосы, ногти"

    Разработка содержит презентацию по правилам гигиены и разработку урока, соответствующую слайдам презентации....