Русский язык "Путешествие в страну Фразеологию"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Путешествие в страну Фразеологию»
Оборудование.
1. Плакаты с надписями «Этимология – наука о значении и происхождении слов» и «Фразеология – наука о значении и происхождении устойчивых выражений».
2. Эмблемки в виде букв А и Б.
3. Карточки с заданиями.
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка.
Класс делится на две команды: А и Б. За каждый правильный ответ команда получает одну эмблемку со своей буквой. Выигрывает та команда, у которой к концу игры будет больше эмблемок.
II. Ход игры-соревнования.
- Разминка.
- Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.
Для команды А | Для команды Б |
Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа) | Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Следы проливает. Дети их читают и стирают. (мел и доска) |
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь) | Человечки чёрные, умные, учёные, друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят. (буквы) |
- Объяснить смысл пословиц.
Для команды А | Для команды Б |
Аппетит приходит во время еды. | Скупой платит дважды. |
Делано наспех – сделано не смех. | Без грамматики нет и математики. |
- Слово–змейка.
Один человек от команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Для команды А | Для команды Б |
Адрес, салют,…. | Колос, сапог,…. |
- Минутка отдыха. (ученик читает наизусть стихотворение)
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: - Не дерись,
Не дразнись, не петушись!
Поспеши, уже пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
- Объяснить смысл фразеологических оборотов.
Для команды А | Для команды Б |
- бить баклуши; - знать назубок; - рукой подать; - морочить голову; - прикусить язык. | - зарубить на носу; - шиворот-навыворот; - в час по чайной ложке; - во весь дух; - ни пуха, ни пера. |
- Закончить предложения. (один человек из команды)
Для команды А | Для команды Б |
Голоден как…(волк) Труслив как… (заяц) Здоров как… (бык) Упрям как… (осёл) | Изворотлив как… (уж) Нем как… (рыба) Грязный как … (свинья) Колючий как… (ёж) |
- Загадки-складки «Доскажите словечко».
Для команды А | Для команды Б |
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой… (не разольёшь) Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто… (по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни уши… (вянут) | Мы исходили городок Буквально вдоль и… (поперёк) И так устали мы в дороге, Что еле… (волочили ноги) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… (медвежью услугу) |
- Театральная минутка.
Можно разыграть следующее стихотворение С. Маршака.
Знаки препинания.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура!
- Долой!
- Караул!
- Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто?
- Кого?
- Откуда?
- Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
- Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие…
- Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
- То есть как!?
И сказала точка,
Точка-одиночка:
- Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
- Что это?
Для команды А | Для команды Б |
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос) | Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то прослушали; не бельё, а их развешивают чересчур доверчивые и любопытные. (уши) |
- Замените фразеологизмы словами-синонимами. (один человек из команды)
Для команды А | Для команды Б |
В час по чайной ложке - (медленно). Рукой подать – (близко). Повесить нос – (загрустить). | Раз, два – и обчёлся – (мало). Куры не клюют – (много). Кожа да кости – (худой). |
- Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву. (один человек из команды)
Для команды А | Для команды Б |
Трус своей лени боится. Сашу маслом не испортишь. | Терпение и пруд всё перетрут. Два сапога – тара. |
- Диктант (по одному человеку из команды). А остальные пока составляют слова из букв слова грамматика.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Русский язык помогает нам дружить.
- Объясни значение и происхождение (образование) слов.
Для команды А | Для команды Б |
Пылесос Водоворот Паровоз | Самолёт Вездеход Вертолёт |
III. Подведение итогов. Вручение призов.
Победителям вручаются медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-73412-1632983553.jpg)
Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"
Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-122230-1426422387.jpg)
Дидактический материал по русскому языку по теме "Фразеология"
Один из интереснейших разделов русского языка и самый сложный в изучении для учащихся , материал помогает разнообразить подготовку к урокам по данной теме....
Проект "Страна фразеология"
Проект разработан для детей 3-4 классов. Целью данного проекта является знакомство с фразеологизмами – одним из лучших средств украшения нашей речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/07/picture-263425-1594150075.jpg)
Конспект урока русского языка. КВН. Страна Словария.
Подбор игровых заданий для закрепления изученного за год....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-738893-1456579641.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Фразеологию"
Методическая разработка внеклассного мероприятия....
Проект образовательного события Путешествие в страну "Фразеология"
Проект ОС Путешествие в страну "Фразеология"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/29/picture-1032378-1609225851.jpg)
Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»
Сборник содержит дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»....