конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сергованцева Ольга Григорьевна

Тема урока "Звуки (н), (н"). Буква Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обучение грамоте70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по обучению грамоте

в первом классе.

Учитель: Сергованцева О. Г.

Сентябрь

2008г.

Тема. Звуки (н), (н’), буква Н.

Цели: - познакомить с буквой Н;

           - научить читать прямые открытые слоги (сочетание СГ);

           - формировать умение делать звуковой разбор слова;

           - развивать речь, мышление, зрительную и слуховую память, внимание, интерес к чтению;

            - воспитывать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: таблица гласных букв, карточки для индивидуального опроса,

                           «лента букв», оформление доски, презентация, плакат «Золотая осень», плакат «Правила посадки», слоги с буквой Н.


Ход урока

1. Организация внимания                                                                 1мин.

    (садимся, обращаю внимание на правильную посадку)

2.Повторение пройденного                                                               9мин.

1)  

    -На какие две группы делятся звуки?

   - Как можно определить, что звук гласный?

   - Как можно определить, что звук согласный?

   - Назовите буквы, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?

   - Какие звуки они обозначают?

   - Какие звуки мы называем гласными?

 

2) Работа по «ленте букв»

  - Теперь давайте прочитаем буквы, которые мы уже знаем.

(показываю буквы на «ленте букв», дети их читают)

   

   а    о      у     ы

                        и

3) Работа с предложениями

Запись на доске:

А – а – а!

Ау!

  - Что записано у меня на доске? (предложение)

  - А как вы узнали, что это предложение?

  - Давайте прочитаем.

  -Какие это предложения?

- Ребята, у нас в классе есть дети, которые умеют уже читать большие предложения с разными буквами. Давайте послушате их внимательно, а потом скажите, о чём они читали.

 

  - читает Кузьмина Влада.

  Лес, точно терем расписной,

  Лиловый, золотой, багряный

  Веселой, пестрою стеной

  Стоит над солнечной поляной.

  - О каком времени года говорится в этом стихотворении?

  - Какие слова про осень вы запомнили?

  - Послушаем чтение Бобовой Насти

  Золотая осень

  Землю наряжает

  Начался в деревне

  Праздник урожая.

  - А из стихотворения Насти мы запомним с вами слово «урожай», так как осень всегда богата урожаем овощей и фруктов.

  - А теперь прочитает нам свое стихотворение Ковалев Виталик

  Листья, как чаинки,

  Кружит ветер в лужах

  На лесных тропинках

  Скоро ляжет стужа.

  -Из этого стихотворения мы узнаем о поздней осени, так как наступает стужа.

ИТОГИ.  Молодцы! Все работали хорошо, внимательно слушали чтение детей.

ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

3.Работа над новым материалом                                                15мин.

1)Знакомство со звуками  н ,  н.

   - Сели правильно. Послушали загадку.

  Деревянные подружки

  Пляшут на его макушке

  Бьют его, а он гремит –

  В ногу всем шагать велит.

        (барабан)

  - Давайте ,посмотрим, правы вы или нет? (показ слайда 1)

  - Сейчас мы сделаем с вами неполный звуковой разбор этого слова.

   Взяли простой карандаш.

2) Звуковой разбор слова «барабан»:

  - Произношу слово по частям  ба-ра-ба-н (вместе с детьми показываю в воздухе части ).

 

  -Обозначаю части на письме (дети делают самостоятельно).

  - Проверьте, правильно ли вы обозначили части (показ слайда 2)

    (прохожу, проверяю)

  - Поставьте карандаш на последний звук.

  Произнесем его. (н)

  - Какай это звук? (согласный)

  - А почему он согласный? (произносим с препятствием)

  - А теперь скажите, мягкий он или твердый? (твердый)

  - Обозначьте его на схеме, что он твердый.

  - Проверьте себя. (показ слайда)

  - Поднимите карандаш, у кого так же как на слайде.

  - Давайте ещё раз произнесём и послушаем этот звук. Звонкий он или глухой? (звонкий)

  -Как это показать на схеме?

  -Сравните.

  - Как много мы узнали про этот звук. Давайте сделаем вывод.

   Звук (н) – согласный, твердый, звонкий.

3) Звуковой разбор слова «конь».

  - Сели правильно. Послушали ещё одну загадку.

Говорят, что он строптивый,

Все зовут его «Огонь»,

Но с детьми он терпеливый,

Черногривый друг наш …(конь) (показ слайда 3)

Составление неполной схемы слова «конь».

  -Произношу слово по частям ко нь (показ в воздухе)

  - Обозначаю части на письме (самостоятельно).

  - Проверьте, правильно ли вы обозначили? (показ слайда 4)

  - Поставьте карандаш на последний звук. Произнесем его (н)

  - Какой это звук? (согласный)

  - Мягкий он или твердый? (мягкий)

  - Обозначьте его на схеме.

  - Сравните. (показ слайда 5)

  - Звонкий или глухой? (звонкий)

  - Обозначьте его на схеме.

  - Сравните. (показ слайда 6)

  - Дети, про этот звук мы то же узнали много. Давайте, сделаем вывод.

  - Звук (н)- согласный, мягкий, звонкий.

4) Сравнение звуков  н  н  . (показ слайда 7)

  - Произнесем звуки   н  ,  н  .

  - Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык)

  - Как называются звуки, при произношении которых воздух встречает преграду, задерживается? (согласными)

Произносим еще раз   н  ,  н  .

 

  - Разные это звуки или одинаковые? (разные, звук  н  - твердый,

                                                                                 звук  н  - мягкий)

5) Знакомство с буквой Н.

а)

  - Ребята, мы сейчас слушали и слышали звуки  н  ,  н , но мы ведь еще и читаем , и пишем, и на письме эти звуки обозначаются одной буквой Н (показ слайда 8).

  - Дети, запомните эта буква Н обозначает два звука  н  ,  н  и это зависит от следующей буквы.

б) Работа со справочником. (показываем плакат с буквами)

  - На плакате мы видим печатные и письменные буквы Н. Слева стоят заглавные буквы Н, а справа - строчные.

в) Показ старинной буквы Н (слайд 9)

  - В старину не было печатных станков и книги писали писари гусиными перьями. Начало строки показывали красивыми буквами, их рисовали.

6) ФИЗМИНУТКА

  - Молодцы! Как хорошо вы поработали! Много узнали про букву Н. Давайте, отдохнем!

Наш Мишутка потянулся,

Раз – нагнулся, разогнулся.

Лапы в стороны развел –

Видно меду не нашел,

Мишка в улей влез – и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

Кап! Кап! Кап!

7) Упражнения на запоминание звуков  н  ,  н  и на нахождение их места в словах.

а)

ИГРА «Где спрятался новый звук?»

 

Называю слова, а дети должны определить его место.

 

  - Нос, санки, низко, пятница, спасибо, кони, коньки, ночь, окно, огоньки.

Затем дети называют свои слова, а весь класс, слушает и определяет какой это звук: твердый или мягкий, показывая это карандашами – твердый простой карандаш, мягкий – синий.

б)

Заучивание стихотворения.

На букве Н

Я, как на лесенке,

 Сижу и распеваю

Песенки.

8) Упражнение в чтении

  - А сейчас мы поучимся читать с новой буквой Н. Давайте повторим правило  чтения: вижу «а», читаю «а».

ЧТЕНИЕ ВСЕХ ГЛАСНЫХ НА ДОСКЕ

                                   а

                                    о

                                    у

Н                                 ы             и

  - Ребята, запомните : с буквами  « а о  у ы»  буква Н всегда обозначает твердый согласный   н ,  а с буквой и – мягкий согласный  н  , вот поэтому на «ленте букв» гласная буква И стоит внизу.

Сейчас я познакомлю вас с правилом чтения: перед гласной «а»  н  читается твердо, называю  н  , а рот открываю на «а»  - на.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ ХОРОМ

 

 на     но    ну   ны

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ «И»

  - А вот перед гласной «и» согласный читается мягко.

  - Называю  н  , а рот открываю на «и» - ни.

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ В РАЗБИВКУ

на ны ну но ни

9) В это время читающие дети работают по карточкам.

Кузьмина Влада

 

 Долго ли, коротко ли они бились, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

-Не бей меня, Никитушка, до смерти. Сильнее нас с тобой нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я – в другой.

Ковалев Виталий

  - Хорошо,- сказал Никита.- Надо же прежде межу проложить, чтобы потом промеж нас спору не было.

   Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать.

Бобова Настя

Провел Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

-Землю мы разделили – теперь давай море делить.

Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море да там его и утопил.

10) ФИЗМИНУТКА

  Раз – согнуться, разогнуться.

  Два – нагнуться, потянуться.

  Три – в ладоши три хлопка.

  Головою три кивка.

  На четыре – руки шире.

  Пять, шесть – тихо сесть.

  Семь, восемь – лень отбросим.

11) Закрепление

  Работа на с. 44-45

  -Открыли «Азбуку» на с.44-45.Вот, ребята новая буква Н. Давайте почитаем еще раз слоги с этой буквой.

а)

Чтение слогов:   на но  ну  ны  ни

б)

Беседа по иллюстрации

  - Кого мы видим на рисунке? (Русского богатыря и Змея Горыныча)

  - Кому из вас родители читали сказки о русских богатырях Илье Муромце, Алее Поповиче, Добрыне Никитиче. А вот в нашем классе есть ребята, которые сами сегодня прочитали отрывок из сказки о русском богатыре.

  - Ребята, а почему русский богатырь сражается со змеем? (Он защищает свой родной город, свою Землю)

  - Под картинкой мы видим предложения. Сколько их?

  - Давайте прочитаем.

    Но! Но! Но!

в)

Работа с пословицами

Читаю пословицы.  3-4 пословицы – объясняем смысл

 

Задание детям.

  - Взяли простой и синий карандаш, подчеркнули в пословицах буквы Н, которые обозначают звуки твердые и мягкие.

12.ИТОГИ

  -С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?

  - Что это за буква?

  -Какие звуки она обозначает?

  - Перед какими гласными она читается твердо?

  - Перед каким гласным она читается мягко?

  -Я вам предлагаю с родителями дома прочитать стихотворение на с.45.


Если останется время дети прочитают отрывки из сказки «Никита Кожемяка» по карточкам.

Карточки для самостоятельного чтения

№ 1

  - читает Кузьмина Влада.

  Лес, точно терем расписной,

  Лиловый, золотой, багряный

  Веселой, пестрою стеной

  Стоит над солнечной поляной.

  - О каком времени года говорится в этом стихотворении?

  - Какие слова про осень вы запомнили?

№ 2

  - Послушаем чтение Бобовой Насти

  Золотая осень

  Землю наряжает

  Начался в деревне

  Праздник урожая.

  - А из стихотворения Насти мы запомним с вами слово «урожай», так как осень всегда богата урожаем овощей и фруктов.

№ 3

  - А теперь прочитает нам свое стихотворение Ковалев Виталик

  Листья, как чаинки,

  Кружит ветер в лужах

  На лесных тропинках

  Скоро ляжет стужа.

  -Из этого стихотворения мы узнаем о поздней осени, так как наступает стужа.

№ 4

Кузьмина Влада

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

-Не бей меня, Никитушка, до смерти. Сильнее нас с тобой нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я – в другой.

№5

Ковалев Виталий

  - Хорошо,- сказал Никита.- Надо же прежде межу проложить, чтобы потом промеж нас спору не было.

   Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать.

№6

Бобова Настя

Провел Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

-Землю мы разделили – теперь давай море делить.

Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море да там его и утопил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема....

План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...

«Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]» Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс

Урок обучения грамоте проводится в 1 классе общеобразовательной средней школы по УМК «Перспективная начальная школа».Особенностью этого комплекта  является то, что формирование  стандартных ...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...