Различение и правописание слов с удвоенной согласной
план-конспект урока по русскому языку по теме

Акишева Людмила Алексеевна

Тема: «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня».

Цель:

1. Познавательные УУД:

- закрепить понятие корень и приставка;

- формировать умение применять свои знания на практике; 

- формировать умение развить мышление и внимание;

- развивать умения анализировать и обобщать полученные знания

2. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

- развивать умение высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения.

3. Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия  по образцу (правило);

-формирование  умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

4.Личностные результаты:

- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.

 Оборудование: Алгоритм « Когда писать удвоенную согласную на стыке приставки и корня»;  схемы частей слова: приставка, корень; словарные слова с пропущенными удвоенными согласными; толковый словарь Даля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichenie_i_pravopisanie_slov_s_udvoennoy_soglasnoy_.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Акишева Л.А.  учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

Тема: «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня».

Цель:

1. Познавательные УУД:

- закрепить понятие корень и приставка;

- формировать умение применять свои знания на практике;  

- формировать умение развить мышление и внимание;

- развивать умения анализировать и обобщать полученные знания

2. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

- развивать умение высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения.

3. Регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия  по образцу (правило);

-формирование  умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

4.Личностные результаты:

- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала.

 Оборудование: Алгоритм « Когда писать удвоенную согласную на стыке приставки и корня»;  схемы частей слова: приставка, корень; словарные слова с пропущенными удвоенными согласными; толковый словарь Даля.

Ход урока

1.Орг.  момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять-

Будем грамотно писать.

- Что значит  писать грамотно?

  - В толковом словаре Даля говорится «Грамота– умение читать и писать,

Грамотой - называлось всякое царское письмо, писание владетельной особой»

Книги на Руси были рукописные, каждую буковку, каждое слово надо было красиво написать. Таких людей почитали и уважали. И мы с вами постараемся сегодня на уроке красиво и грамотно писать.

- Чтоб красиво написать надо пальчики размять (пальчиковая гимнастика)

(Дети записывают число и классная работа)

2. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний

- Внимательно прочитайте стихотворение Эммы Машковской

Мы малышку А..у

Положили в  ва..у,

А..а плавает, хохочет

Вылезать она не хочет.

- Сочетание,  каких букв пропущено? (удвоенные согласные НН, ЛЛ)

- Как называется эта орфограмма? (удвоенные согласные в корне)

- Запишите, сочетание букв  целую строку, чередуя.

3. Словарная работа.

- Есть и другие слова с этой орфограммой. А помогут нам их вспомнить загадки. Отгадки пишем в тетрадь через запятую.

1.Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный… (кла..)

2.Вдоль дороги тут и там

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее

Этот путь зовут … (а..ея)

3. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется… (шо..е)

4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное –эр содержит он

И называется …(пе…он)

5. Нам не труден пересказ

Если маленький … (ра..каз)

6. Проста загадка и легка:

Пишут всегда через два – ка

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хо..ей)

- Что вы можете рассказать о этих словах?

     - все с удвоенной согласной

     - все словарные

- Подчеркните орфограмму.

- все ли слова одинаковы? (рассказ  отличается) 

- расскажите, что заметили?

- Обозначьте корень в словах.

3. Проблемная ситуация. Составление алгоритма детьми.

- Какое слово будет лишним и почему? (рассказ)

-  В какой части слова пишется удвоенная согласная? Докажи (у доски)

- С чего начнёшь?

Разбор по составу:

Рассказ – сказка, сказать, пересказать.

на стыке

 - Где пишется удвоенная согласная?  на стыке приставки и корня (на доске вывешивается 

- Что обозначает это слово?

- Составим алгоритм рассуждения: (каждый пункт прикрепляется к доске)

1. Подбираю однокоренные слова

2. Нахожу корень.

3. Нахожу приставку

4. Делаю вывод.

5. Орфограмму подчеркиваю.

- Придумайте предложение с этим словом:

- Запишите своё или то, которое больше понравилось. (1 у доски)

Проверка.

Только ли в этом слове пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня, мы узнаем, когда отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята мы были такими подвижными, что у нас рассыпались слова на части. Попробуем их собрать.(части слов пишутся на карточках)

рас

ать

чихал

держ

рас

под

сердил

ся

 Работа в парах (устно)

- Запишите свои слова в строчку. Объясните письменно написание орфограммы (можно по одному человеку у доски с объяснением, опираясь на алгоритм)

     рассердил                    поддержал                                               расчихался

     сердится                       держать                                                    чихнёт

     сердитый                      держит                                                      чих

- Почему в последнем слове нет этой орфограммы?

- Почему необходимо знать эту орфограмму?

- Объясните значение слова рассердился

- Какие синонимы можно подобрать?

- Посмотрим, что нам предлагают авторы учебника стр.109 синяя рамка

- Что происходит со значением слов? (усиление действия)

- Чтобы этого не произошло, мы должны человека... (успокоить, поддержать)

Гимнастика для глаз

4. Первичное закрепление

- Проверим, как вы научились различать, в каких словах пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня, а в каких нет

Стр.109, упр.162

I группа – выписать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и  корня

II группа - выписать слова с удвоенной согласной в корне

Ш группа - выписать слова с приставками

Взаимопроверка

5. Итог:

Блиц   опрос

  1. Части слова – это….
  2. Орфограммы – удвоенные согласные в корне могут находиться….
  3. Чтобы правильно написать удвоенную букву согласного, нужно выделить…
  4. Орфограммы – удвоенные согласные в корне нужно…

- Как бы вы схематически показали  изучаемую орфограмму?

- Назовите ключевые слова  нашего урока - (приставка, корень, удвоенная согласная)

- Оцените себя.

- Спасибо за урок!

6.Д/ з * В учебнике лит-ры найти фрагмент со словами, где пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня, списать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.

Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; -...

Тестовые задания по теме "Правописание слов с удвоенными согласными в корне слове"

Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, "Школа 2100"). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с...

Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе ФГОС по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными  согласными» для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС....

Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...

Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."

Данный урок предназначен для учителей начальных классов...

Правописание слов с удвоенной согласной в корне слова

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с удвоенной согласной в корне слова"  Урок открытия новых знаний, на котором формируется  умение правильно писать слова данной ор...