Урок русского языка в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Медведева Марина Анатольевна

Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russky_10.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов.

Основные цели: развитие умений наблюдать за образованием имён прилагательных от основ имён существительных и прилагательных, устанавливать способ образования, определять значение, которое вносит суффикс.

Тип урока: Урок развития умений.

Оборудование: презентация, учебник

Оформление доски:

План:

  1. Орг. момент
  2.    Словарная работа
  3.   Введение в тему урока с постановкой основного вопроса урока.
  4. Актуализация изученного

      5  Открытие новых знаний.

  6. Развитие учебно-языковых умений.

  7.  Итог урока

  8.Домашнее задание.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

-Здравствуйте! Садитесь! Для урока нам понадобятся: ручка, карандаш, учебник и тетрадь.

-Здравствуйте!!!! Проверяют

2. Словарная работа

3.Введение в тему урока с постановкой основного вопроса
урока.

4.Актуализация изученного.

5.Открытие новых знаний.

-Сгруппируйте словарные слова (с. 94):

1-я группа: слова с буквой безударного гласного о; 2-я группа: все остальные слова.

  • Прочитайте ключевые слова темы на с. 98.

- Какие из этих слов ещё не звучали на наших уроках по теме «Имя прилагательное»?

  • Словообразование имён прилагательных. Это и будет тема нашего урока.
  • Что вы уже знаете о словообразовании? Попробуйте определить задачи урока.

Наблюдение на материале текстов упражнений.

Упр. 338 - наблюдение за образованием имён прилагательных от основ имен существительных.

  • Прочитайте имена прилагательные, которые образовались от основ имён существительных с помощью суффиксов. (Грязный, умный, конный.)
  • Какой суффикс помог образовать эти имена прилагательные? (н)
  • Сравните слова грязный и конный. Что вы заметили? (В слове конный - 2 буквы н.)
  • Как вы думаете, почему пишется удвоенная буква н в слове конный?

Продолжим наблюдение.

  • Как ещё могут образовываться имена прилагательные? (От основ имён существительных с помощью суффикса и приставки.)
  • Назовите суффиксы и приставки.
  • Какие слова напишете на месте вопросительных знаков? (Настольный, длинный, лунный, сонный.)
  • Какие из них будут образованы с помощью суффиксов, а какие с помощью суффиксов и приставок?
  • Как напишете слова, образованные с помощью суффиксов? (С удвоенной буквой н.) Почему? (Корень оканчивается на н, и добавляется суффикс -к-.)
  • Где написана удвоенная буква согласного в этих словах? (На стыке корня и суффикса.)
  • Запишите слова с этой орфограммой и разберите по составу.

-        Приведите примеры других слов. (Пустынный, коронный, блинный...)

Упр. 339 - наблюдение над образованием имён прилагательных от основ имен прилагательных.

  • Прочитайте исходное слово. (Новый.)
  • Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного ,нов,ый с помощью суффикса -еньк-.)
  • Какое дополнительное значение вносит в слово новенький суффикс -еньк? (Ласкательное.)
  • Какие образуете слова на месте вопросительных знаков? (Беленький, бледненький.)
  • Какое у них всех будет значение? (Ласкательное.)
  • Как образовалось прилагательное красноватый?
  • Какое значение вносит суффикс -оват? (Оттенок «немного».)
  • Какие слова должны быть на месте вопросов? (Коричневатый, голубоватый, седоватый.)
  • Запишите эти пары, графически покажите, как шло образование слов.

-        Подчеркните буквы безударных гласных. Их надо запомнить. Историческая (этимологическая) справка:

Знаете ли вы, что слово коричневый образовалось от слова корица, т.е. кора? Что же у этих слов общего? (Кора коричневого цвета, т.е. коричневый - цвет коры.) А голубой цвет получил своё название по цвету оперения шейки голубя.

3. Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные? (От основ существительных при помощи суффикса -н- или приставок (по-, над) и суффикса -н-; от основ прилагательных - при помощи суффиксов -еньк-, -оват.)

- Образование, разбор по составу

- Как образуются имена прилагательные? От каких основ, с помощью каких суффиксов?

6.Развитие учебно-языковых умений.

7.  Итог урока

8. Домашнее задание.

1.        Игра-эстафета.

Каждая команда (ряд) получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков):

карман -        честь -        ячмень-
машина -        ужас -
        мина -
кость -        конь -        вкус -
грусть -        картон -        месть -
скука -        звук -        молоко -
удача -        небеса -        век -

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передаёт карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно выполнит задания.

2.         Сочинение по опорным сочетаниям слов.
Упр. 343.

  • Прочитайте словосочетания.
  • Какова будет тема текста? (Грибы в осеннем лесу.)

-        Составьте предложения так, чтобы получился рассказ. (Прослушивается 2-3 варианта рассказа.)

-        Написание текста.

-        Рассмотрите схемы. Подпишите вместо вопроса часть речи.

,гл.,        +        тель        =        ?        (сущ., например писатель)

,сущ,        +        к        =        ?        (прил., например сонный)

.сущ,        +        ёньк        =        ?        (сущ., например доченька)

прил,        +        еньк        =        ?        (прил., например синенький)

-С.91 Упр.333


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...