Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Ход урока:
- Орг. момент.
- Определение темы и целей урока.
- Вспомните, что такое грамматика.
- Внимательно прослушайте стихотворение О Высоцкой «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?
Веселая грамматика
Существительное _ школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
бьет числительное – семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – имя числительное.
- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.
- Прочитайте тему урока и скажите, какую цель мы сегодня должны достичь.
3.Исследовательская работа
1) Работа с заданием под звездочкой на с.143.
- Рассмотрите предложения в трех колонках.
- В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете?
- Найдите числительные.
- Определите падеж числительных.
2)Составление определения
На доске таблица:
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
1. часть речи | 1. часть речи | |
2. обозначает предмет | 2.обозначает признак предмета | |
3. отвечает на вопросы кто? Что? | 3.отвечает на вопросы какой? Чей? |
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.
- Назовите сходства и различия между этими частями речи.
- Сравните свое определение и определение в учебнике (с.139).
4.Запишите ответы на вопросы, используя числительные.
- Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (33года)
- Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? (семь)
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь)
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением « очень похожи, одинаковые»? (две)
- Сколько коробов можно наврать? (три)
- Сколько должно быть зайцев, чтобы за ними погнаться и ни одного не поймать? (два)
- Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (семь)
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
- Такие числительные называются количественными. Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Найдите в учебнике такие числительные (с.144).
- Упражнение 345 (комментированное письмо)
- Определите падеж числительных.
- У каких числительных можно определить род? Обоснуйте ответ.
- Объясните тире в двух последних предложениях.
- Игровая минутка.
- Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.
Двойной, тройной, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.
- Итог урока.
Работа с сигнальными картами.
- Я буду зачитывать вам тезисы, если вы с ними согласны, поднимите карточку.
Тезисы.
- Числительное может обозначать количество предметов.
- Числительное может отвечать на вопрос что?
- Все числительные могут отвечать на вопрос какой?
- Количественные числительные обозначают номер по порядку.
- Числительное изменяется по падежам.
Домашнее задание: найти как можно больше фразеологизмов с числительными; выполнить упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Имя числительное – часть речи». 4 класс
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Дидактическая цель: создать условия для открытия нового знания учащимися...
Урок русского языка "Имя числительное как часть речи" 3 класс УМК Занкова
Данный урок является первым в изучении темы "Имя числительное как часть речи", К конспекту урока прилагаются слайды и карточки, использованные на уроке...
Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Части речи. Имя числительное" по УМК "Школа России"
Презентация помогает учащимся понять новую тему, дать определение имени числительному и закрепить полученные знания....
Конспект урока по русскому языку :«Имя числительное как часть речи».4 класс
Урок проведён в 4А классе согласно рабочей программе. По счету это первый урок в системе уроков по теме "Имя числительное как часть речи". Следующий за ним урок: «Простые и соста...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное - часть речи".
Целостная картина урока оформлена с помощью технологической карты. Урок несёт проблемный и развивающий характер, что способствует формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. В данном ур...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "
к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные ...
Части речи: глагол, имя числительное.
Тип урока: повторение и закрепление изученногоФорма урока: урок - путешествиеЦель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и числительном....