Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Определение темы и целей урока.

- Вспомните, что такое грамматика.

- Внимательно прослушайте стихотворение О Высоцкой «Веселая грамматика». О каких, известных вам, частях речи в нем говорится?

                    Веселая грамматика

Существительное _ школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

 И ни часу не терять!

После школы, как известно,

 Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи!

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной именной частью речи – имя числительное.

- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. Сделайте вывод о том, что изучает эта часть речи.

- Прочитайте тему урока и скажите, какую цель мы сегодня должны достичь.

3.Исследовательская работа

1) Работа с заданием под звездочкой на с.143.

        - Рассмотрите предложения в трех колонках.

- В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов, число, порядок предметов при счете?

- Найдите числительные.

- Определите падеж числительных.

2)Составление определения

На доске таблица:

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

1. часть речи

1. часть речи

2. обозначает предмет

2.обозначает признак предмета

3. отвечает на вопросы кто? 

    Что?

3.отвечает на вопросы какой? 

   Чей?

- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.

- Назовите сходства и различия между этими частями речи.

- Сравните свое определение и определение в учебнике (с.139).

4.Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

  1. Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (33года)
  2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? (семь)
  3. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь)
  4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением « очень похожи, одинаковые»? (две)
  5. Сколько коробов можно наврать? (три)
  6. Сколько должно быть зайцев, чтобы за ними погнаться и ни одного не поймать? (два)
  7. Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? (семь)

- На какой вопрос отвечают эти числительные?

- Что они обозначают?

- Такие числительные называются количественными. Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Найдите в учебнике такие числительные (с.144).

  1. Упражнение 345 (комментированное письмо)

- Определите падеж числительных.

- У каких числительных можно определить род? Обоснуйте ответ.

- Объясните тире в двух последних предложениях.

  1. Игровая минутка.

- Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное.

        Двойной, тройной, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.

  1. Итог урока.

Работа с сигнальными картами.

- Я буду зачитывать вам тезисы, если вы с ними согласны, поднимите карточку.

                        Тезисы.

  1. Числительное может обозначать количество предметов.
  2. Числительное может отвечать на вопрос что?
  3. Все числительные могут отвечать на вопрос какой?
  4. Количественные числительные обозначают номер по порядку.
  5. Числительное изменяется по падежам.

Домашнее задание: найти как можно больше фразеологизмов с числительными; выполнить упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Имя числительное – часть речи». 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Дидактическая цель: создать условия для открытия нового знания учащимися...

Урок русского языка "Имя числительное как часть речи" 3 класс УМК Занкова

Данный урок является первым в изучении темы "Имя числительное как часть речи", К конспекту урока прилагаются слайды и карточки, использованные на уроке...

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Части речи. Имя числительное" по УМК "Школа России"

Презентация  помогает учащимся понять новую тему, дать определение имени числительному и закрепить полученные знания....

Конспект урока по русскому языку :«Имя числительное как часть речи».4 класс

Урок проведён в 4А классе согласно рабочей программе. По счету это первый урок в системе уроков по теме "Имя числительное как часть речи". Следующий за ним урок: «Простые и соста...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя числительное - часть речи".

Целостная картина урока оформлена с помощью технологической карты. Урок несёт проблемный и развивающий характер, что способствует формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. В данном ур...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

Части речи: глагол, имя числительное.

Тип урока: повторение и закрепление изученногоФорма урока: урок - путешествиеЦель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и числительном....