Соединительнын гласные О и Е в сложных словах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soedinitelnye_glasnye_o_i_e_v_slozhnykh_slovakh.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ

Цели урока:

  • Усвоение орфограммы «Соединительные гласные о и е  в сложных словах;
  • Профессиональная ориентация учащихся;
  • Развитие памяти, наблюдательности, внимательности, сообразительности.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Повторение изученного.

- Среди  способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их.

(Учащиеся вспоминают о сложении основ. Показываем запись на доске:

     Пар, возить – паровоз

    Пять, угол – пятиугольник.

Учащиеся называют еще один способ: сложение целых слов. Запись на доске:

     Школа, интернат – школа-интернат

    Бел, город – Белгород.)

- Образованные таким образом слова называются сложными, т.к. состоят из двух и даже трех корней: грязеводолечебница, маслосырозавод, нефтегазопровод.

3. Объяснение нового материала  

Запишите  названные слова и выделите в них корни.

- Давайте теперь понаблюдаем, чем связываются корни в сложных словах.

- О,е,и, или соединительных гласных нет.

- Как говорит поговорка, «на нет и суда нет». С и встретимся , когда займемся именами числительными, так что остались О и Е. Они и будут сегодня героями нашего урока. Наша задача: усвоить новую орфограмму и развить в себе качества, которые так необходимы и в учебе, и в жизни. Вы мечтаете о самых разных профессиях, для всех них нужны сообразительность, память, наблюдательность, внимание. Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете сами оценить себя. Будьте к себе предельно строги. Двоек не будет, но если вы правильно определите, какие качества у вас развиты недостаточно, вы будете знать, что вам надо делать дальше. Оценивать себя  будем с помощью знаков «+» и «-«; когда будет нужно делать пометки на карточке, вы услышите.

Итак, первое испытание для сообразительных. Отгадайте две загадки:

  1. Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор –

      глотает он и пыль и сор. (пылесос)

  1. Хвостом пьет, а клювом отдает. (водопровод)

- Угадали? Все? Тогда отмечайте «+» за сообразительность.

   А вот один мальчик написал отгадку так (на доске): пылисос, вадаправод.

    Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он, конечно, просил его не выдавать. Я и не собираюсь называть его имя. Вы его узнаете по приметам. Он носит «яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

   Да, это Незнайка – герой Н.Носова, вы узнали его по описанию одежды («+» или «-« в графу «наблюдательность»). Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка? ( учащиеся исправляют слова и называют орфограммы «Проверяемые гласные в корне слова», «Гласные и согласные  в приставках, кроме приставок на З и С».

     Подготовленный ученик объявляет рекламную паузу.

Фирма «Грамматикус» предлагает лучшее средство от орфографических ошибок – учебник русского языка!

Изучайте правила, и ошибок в ваших работах станет в 10 раз меньше!

Орфограмма под № 30 избавит вас от неприятностей в школе и дома! Изучайте орфограмму «Соединительные О и Е  в сложных словах»!!!

- Давайте понаблюдаем, где О, а где Е. ( наблюдение по учебнику, вывод – правило; обращение к таблице – подсказке.)

- Очень серьезное правило! Сколько всего нужно знать!  Надо уметь находить корни в сложных словах, определять мягкость и твердость согласных, знать шипящие. Но нет ничего невозможного на свете. Сейчас вы услышите сказку, которая вам поможет. По ходу чтения сказки выполните задания, которые даны вам на оборотной стороне карточек:

  1. Запишите незнакомое слово.
  2. Назовите фразеологизмы.
  3. Назовите сложные слова.

(Запись по ходу чтения делают на черновиках).

               Как простые слова стали сложными?

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е – сбежали из алфавита,

Стали словам  нашептывать сердито:

 «Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы просты с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

 

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

Говорят:» Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапку снимают перед нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

   (одновременно показываем рисунки)

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О и Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

 

   (Вывод на таблице.)

После мягких согласных, шипящих и Ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

- Итак, проверим задание: сложные слова- луноход, водопад, птицелов; отмечайте «+» или «– » за сообразительность и память; фразеологизмы – за наблюдательность; незнакомое слово репутация. Объясним его с помощью толкового словаря.

- А у вас какая репутация? Очень хочется, чтобы общественное мнение о вас, ребята, было хорошим, чтобы о вас говорили: «У них отличная репутация!»

- Еще раз посмотрим на рисунки: почему из-за забора выглядывают с рогатками И и А?  какая репутация у тех, кто имеет рогатки? Правильно, это забияки, задиры, драчуны.

4. Закрепление изученного материала

1)  - Устали? Давайте играть. Мяча у нас нет , но нам часто его заменяют слова. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова – это проверка памяти:

Лес, рубить – лесоруб

Каша, варить – кашевар

Общий, жить – общежитие

Атом, ходить – атомоход

Буря, ломать – бурелом

- Запишите в тетради полученные слова. Оцените свою память. (открываем контрольную запись на доске)

2)        - А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задание в билетике (вставьте пропущенную букву) и постарайтесь на нужной станции заменить билет на красный квадрат. Тогда можно будет ставить «+» в графу «внимание».

- Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная (ведь нам надо подкрепиться перед дорогой).

Ученики сдают карточки со словами: пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, овощерезка, скороварка.

- Следующая станция Природоведческая. (Солнцепек, листопад, снегопад, ледоход, землетрясение)

- Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение)

- Осторожно, двери закрываются, следующая станция  Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много сделал он для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и не море.( слова кораблестроитель и полководец)

        -        На станции Историческая находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век… Чем это занимаются первобытные люди? (Земледелие и скотоводство)

- Возвращаемся через станцию Литературную. О, сколько здесь народу! Монах Нестор, автор первой русской летописи; герой «Повести временных лет»; герой сказки «По щучьему веленью»; дедушка Крылов. (летописец, баснописец, лежебока, кожемяка). (Если ученики «не проспали» нужную станцию, они ставят «+» в графе «внимание».)

3)        - Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше – добра или зла? Придумайте  сложные слова с корнями добр(о) и зл(о).

Учащиеся выполняют задание по вариантам и ставят «+» в графу «память», если вспомнили такие слова. Учитель помогает тем, кто работает со словом добро: нужно, чтобы добро победило зло.

4)        Последнее испытание: повтори правило (пометка в графе «память»).

5.Итог урока

Выводы:

- Итак, мы сегодня выучили орфограмму № 30, проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Соединительные гласные о и е в сложных словах"

Урок русского языка в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся выделяют неизученное, формулируют учебную задачу. В ходе групповой работы выясняют, когда пишутся соединительные гласны...

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...