Урок "Обучение грамоте. Строчная буква Ч"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме

Яковлева Лариса Михайловна

Цель урока: познакомит со звуком [ч'] и буквой ч.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

часы ч ерепаха ч айник

Слайд 2

г ласный ? согласный звонкий ? глухой твердый ? мягкий

Слайд 3

Ч

Слайд 4

мяч ручка

Слайд 5

ч ч ч ч ч ч ч ч ч ч h ч ч

Слайд 6

Выбери правильный ответ: - Звук [ч] согласный - Звук [ч] гласный - Звук [ч ] звонкий - Звук [ч] глухой - Звук [ч] всегда твердый - Звук [ч] всегда мягкий - Звук [ ч] парный - Звук [ч] непарный

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Этап урока

Формирование УДД

(универсальных учебных действий)

Речь и деятельность учителя

Речевой и иллюстративный материал

Речь и деятельность обучающихся

№ слайда и действия по слайду

Организационный момент

-«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

«Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И наверно не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет»

    -Ребята! Сегодня к нам  на урок пришли гости.

-Повернитесь, пожалуйста, к ним и поздоровайтесь.

-   Займите свои рабочие места и проверьте свою осанку.

дети поворачиваются к гостям и здороваются с ними кивком головы.

Активизация знаний

-Ребята, а сейчас, послушайте пословицы и подумайте над их смыслом:

- «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»

-Про кого так можно сказать?

-Слушаем следующую пословицу:

-«Делу  время, потехе час».

-Когда так говорят?

-И мы с вами тоже не будем терять время  и приступим к работе.

дети слушают пословицы и объясняют их смысл

- про очень трудолюбивого человека, про человека , который постоянно что-то делает, помогает другому.

-сначала выполни работу, а потом иди гулять, отдыхать.

Послушайте и разгадайте загадки:

  1. Идут лет 200,

              И всё на месте.

             Шагают так: «Тик-так, тик-так».

  1. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит…

  1. Он круглый, но не шар.

Медный, не монета.

Им вода согрета.

-дети слушают и разгадывают загадки.

-часы;

-черепаха;

-чайник.

Слайд №1

-появляется картинка предмет- отгадка с надписями

Работа по теме урока

-Скажите, на какой звук начинаются отгадки? (часы, черепаха, чайник)

-Подумайте и скажите, какая будет тема нашего урока?

-Правильно.

-А больше узнать о звуке[ч’] и букве ч нам поможет азбука.

-Откройте «Азбуку» страница 5.

-Посмотрите в азбуку и скажите:

-Что мы должны узнать про этот звук и эту букву?

-Правильно.

-Чему научимся?

-Давайте вместе произнесём  этот звук [ч’]

- А теперь давайте дадим характеристику звуку.

-Звук  [ч’] гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

-Внимание!.

-Посмотрите на ленту букв.

 -Что мы можем сказать об этом звуке?

-Да.

 -Этот звук всегда мягкий.

-Что еще  скажете о звуке?

-Правильно.

- Он непарный.

- на звук [ч’];

- звук [ч’] и буква  ч

-дети открывают учебник и определяют задачи урока.

-мы должны узнать, какой это звук:

-гласный или согласный;    

 -звонкий или глухой;

-твердый или мягкий;

-ударный или безударный

-давать характеристику звуку

- читать слова с новой буквой

-научимся правильно записывать строчную букву по образцу

- произносят звук, четко артикулируя его.

Отвечают:

 -согласный, потому что звук образуется с преградой;

- глухой, потому горлышко «не вибрирует».

- дети смотрят на ленту букв и отвечают:

-звук [ ч’] всегда мягкий.

-звук[ ч’ ]непарный.

Работа по теме урока

 -На доске слайд с печатной буквой Ч.

-Каким цветом мы раскрасим букву и почему?

-Правильно.

-Ребята возьмите листы с заданием и раскрасьте эту букву, а один ученик пойдёт к доске для выполнения задания

-А сейчас, дайте  полную характеристику звуку [ч’]:

- зелёным, обозначает мягкий [ч’]

- один ученик выполняет задание на доске ,остальные на листе

-ответы детей

-звук[ч’]- согласный, глухой, всегда мягкий, непарный

Ребята, а сейчас задание для групп :

-первая группа называет слова  со звуком [ч’] в начале слова;

-вторая- в середине слова;

-третья группа- со звуком [ч’]в конце слова

 

-чайник, чемодан, часы, чайка, чёлка;

-туча, печать, плечо, речка

-мяч, ключ, трубач, матч, ночь и др.

Дети встают в круг, обсуждают, показывают свою готовность ( руки у всех подняты вверх)

-А сейчас внимание на доску.

-Прочитаем слоги.

-дети читают слоги хором

(ча чо че чу чи

ач оч еч уч ич)

Интерактивная доска

Звуко-буквенный анализ слов

-А теперь следующее задание. Составьте схемы слов:

МЯЧ, РУЧКА

 - Обратите внимание на буквосочетание ЧК, запомните, как оно пишется.

-Подчеркните сочетание ЧК зеленой ручкой.

-один ученик работает у доски, остальные дети на листах.

-Посмотрите в «Азбуку»  в верхний правый угол.

- Какая это буква?

-Скажите, на что похожа печатная буква Ч?

-Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

 Игра «Внимательные глазки».

Возьмите зеленый карандаш и обведите в кружок все правильные буквы ч.

-печатная буква ч

- на цифру 4, перевернутый стул.

-один ребёнок работает у доски, остальные обводят правильные буквы ч на листах.

Физ.минутка

Чок-чок-чок

Покручусь я как волчок.

Чок-чок-чок

Ставлю ручки на бочок.

Чу-чу-чу я плечами покручу, покручу.

Каблучками постучу, постучу.

Вправо влево наклонюсь, наклонюсь

И тихонечко сажусь.

 Послушайте и  повторите за мной «Скороговорки»

Ча-ча-ча-горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – я колесами стучу.

Чо-чо-чо – ручкам стало горячо.

-дети повторяют скороговорки

-А сейчас,  внимание новое задание.

-Узнаем, как правильно писать строчную букву ч.

-(Работа с электронной доской.)

-Скажите! Сколько элементов у строчной буквы ч?

-(После просмотра. Разбор написания буквы по элементам)

-Точка-вверх-волна-крючок

-Давайте пропишем в воздухе букву одновременно с доской.

-А сейчас представьте, что вы дирижёры!

-Пропишем в воздухе двумя руками

-Мы готовы к письму?

-Откройте прописи стр. 27

-Приготовьтесь писать

-Возьмите ручку правильно:

-«Двумя держу, на третий положу»

-( учитель по необходимости оказывает помощь)

-смотрят на доску;

-два элемента;

- дети прописывают в воздухе букву ч;

-да

-дети самостоятельно по образцу прописывают букву ч

Видео написания буквы ч

- Возьмите конверт

- Сложите букву из предложенных деталей

-Какая буква получилась?

- дети открывают конверты

- из деталей складывают букву ч

- получилась строчная буква ч

Рефлексия

Мини тест для умных деток:

- Выбери правильный ответ:

- Звук [ч’]согласный

- Звук [ч’] гласный

- Звук[ ч’] звонкий

- Звук[ч’] глухой

- Звук[ч’] всегда твердый

-Звук [ч’]  всегда мягкий

- Звук [ч’]– парный

Звук [ч’] непарный

-дети на рабочем листе ставят  в квадратики галочки.

А сейчас, встаньте, пожалуйста, повернитесь к гостям и попрощайтесь.

- дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".

Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100"...

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Урок обучения грамоте. "Строчная "т"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа" "Строчная "т" (обучение грамоте)....

Разработка урока по русскому языку . Обучение грамоте "Строчная буква ё"

Бинарный урок по чтению и письму в 1 классе "Строчная буква ё"...

Урок обучения грамоте "Строчная и заглавная буквы И, и"

Урок предназначен для учащихся 1-ого класса на период обучения грамоте. Разработка данного урока поможет моим коллегам подготовиться к уроку, увлечь детей образовательным процессом....

Урок обучения грамоте "Строчная буква з"

Цель данного урока: формирование  первоначального графического навыка при написании строчной  буквы «з», её соединений с другими буквами в словах.Планируемые результаты:Пред...