Урок русского языка в 4 классе "Связь слов в словосочетании. Примыкание"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Суслова Елена Анатольевна

1.     Цель урока: - знакомство с типом связи слов в словосочетании примыканием.

2.     Задачи урока: - определить признаки типа связи слов в словосочетании примыкании;

                        - развивать  критическое мышление учащихся, используя приёмы  технологии развития критического мышления;

                        - развитие орфографической зоркости;

                        - воспитание коллективизма, уважения к одноклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_slovosochetanii.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительная информация:

  1. Учитель: Суслова Елена Анатольевна.
  2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 г. Кинеля Самарской области.
  3. Предмет: Русский язык.
  4. Класс: 4.
  5. Тема: «Связь слов в словосочетании. Примыкание».
  6. Урок-изучение нового материала.
  7. Цель урока: - знакомство с типом связи слов в словосочетании примыканием.
  8. Задачи урока: - определить признаки типа связи слов в словосочетании примыкании;

                        - развивать  критическое мышление учащихся, используя приёмы  технологии развития критического мышления;

                        - развитие орфографической зоркости;

                        - воспитание коллективизма, уважения к одноклассникам.

План-конспект урока:

Фаза урока

Приём ТРКМ (технологии развития критического мышления)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В

Ы

З

О

В

Приём «Верные и неверные утверждения»

  1. Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях?
  2. Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная?
  3. Верите ли вы, фразеологизм является словосочетанием?
  4. Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете?
  5. Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
  6. Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
  7. Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании?

1.  Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Ваша задача на уроке  - получить новые знания по теме «Словосочетания».

2. Поиграем в игру «Верите ли вы…». Перед вами листочки с таблицами, на которых вы будете отмечать «+»  - если верите, и «-» - если не верите на второй строчке таблицы.

Включается презентация слайд 1

слайд 2

Заполняют таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

3. Работа с учебником.

Стр. 119 учебника Рубрика «Давай подумаем» Прочитайте задание и выполните в парах.

Прочитай оставшиеся словосочетания. Будет ли в них меняться форма зависимого слова при изменении формы главного?

Подумай: может ли вообще меняться форма зависимого слова в этих словосочетаниях?

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Выполняют в парах упражнение.

- Нет, не будет.

- Нет, не может, это неизменяемые слова.

слайд 3

- О новом типе связи в словосочетании.

О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е

Приём «Сводная таблица»

Согласование

Управление

Линии сравнения

Примыкание

При изменении формы главного слова должна измениться форма зависимого слова

При изменении формы главного слова форма зависимого не изменяется

Функции главного и зависимого слова

Главное и зависимое слова связаны по смыслу.

Имя прилагательное, имя существительное, местоимение,  имя числительное

Глагол, имя существительное, местоимение

Части речи

глагол, наречие, существительное, местоимение

прил.+сущ., мест.+сущ., числ.+сущ.

глаг.+сущ., глаг.+мест., сущ.+сущ.

Схемы

глаг.+нар., нар.+сущ., нар.+мест.

4. Работа с таблицей.

-А сейчас заполните таблицу, работая в парах. Посмотрите внимательно, обо всех ли частях речи мы говорили?

Вам поможет в поиске знаний учебник -  на стр.120, продолжите заполнение таблицы. На ней три линии сравнения.

      - Теперь рассмотрим сводную таблицу на доске, помогайте мне заполнять таблицу.

-Какой новый тип связи в словосочетании мы рассмотрели?

5. Физ.минутка

Под музыку дети выполняют ритмичные упражнения.  Затем массаж активных точек на голове, руках.

слайды 4, 5, 6, 7, 8

Работают в парах, заполняют таблицу.

Связь слов в словосочетании – примыкание.

слайд 9

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

6. Поиск словосочетаний с типом связи примыкание. Выполните упр.2 с.120 учебника в парах. Проверьте себя с помощью доски.

7. Составление вопросов по теме.

  Составьте по 2-3 вопроса по нашей теме. Вопросы могут быть простыми (с одним ответом)- «тонкие вопросы», и «толстые вопросы», предполагающие наличие полных, но неоднозначных ответов. Задайте друг другу эти вопросы, а наиболее, на ваш взгляд, интересные, задайте всему классу.

слайд 10

Выполняют упражнение, сверяют написанное с доской.

Составляют «тонкие» и «толстые» вопросы.

Отвечают на вопросы.

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Приём «Верные и неверные утверждения»

  1. Верите ли вы, что есть три типа связи в словосочетаниях?
  2. Верите ли вы, что в словосочетаниях связь сочинительная?
  3. Верите ли вы, фразеологизм является словосочетанием?
  4. Верите ли вы, что есть тип связи, о котором вы еще не знаете?
  5. Верите ли вы, что в каждом словосочетании есть зависимое и главное слова?
  6. Верите ли вы, что главное и зависимое слова могут быть связаны только по смыслу?
  7. Верите ли вы, что наречие может быть главным словом в словосочетании?

8. Игра «Верите ли вы…»

Итак, вернёмся к началу нашего урока. Мы играли в игру «Верите ли вы…» . Сейчас проверим с вами, насколько вы сведущи в данной теме. Перед вами таблица с верными ответами, а вы проверяете себя, и в третьей строке записываете верный ответ, если он был неправильным.

Теперь посмотрите свои таблицы.

Если у вас 1-2 ошибки, вы получаете фишку зелёного цвета (хорошо, но хотелось бы лучше).

Если 3-4 ошибки, вы получаете фишку жёлтого цвета (внимание, следует повторить знания по теме).

Если более 4 ошибок, вы получаете фишку красного цвета (старайся, изучай, думай, повтори пройденное, и всё получится!)

Ну, а если у вас нет ни одной ошибки – вы молодцы, правильно оценили ситуацию на уроке! Я вами горжусь.

слайд 11

Проверяют таблицу, корректируют её.

1

2

3

4

5

6

7

+

-

-

+

+

+

-

 

Получают фишки, мысленно оценивают свою работу на уроке.

9. Выводы по уроку.

- А теперь скажите, всё ли вы знаете о словосочетании? Как вы думаете, есть ли правила написания слов в словосочетаниях? Какие это правила, на чём основаны? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: 

Упражнение 3 или упражнение 4 на стр.121по выбору.

слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. . Тема. Словосочетание.

познакомить с сочинительной связью между однородными членами предложения,...

конспект урока русского языка с презентацией по теме "Словосочетание". 3 класс.

урок  русского языка в 3 классе  к УМК "Перспектива"....

Открытый урок по русскому языку на тему: « Слово и словосочетание». 3 класс

Цель: формирование понятия словосочетание, способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к др...

Презентация к уроку русского языка 4 класса "Слово.Словосочетание. Предложение." по учебнику С.В.Иванова

Презентация создана для демонстрационного сопровождения на уроке русского языка в 4 классе в редакторе Microsoft Office 2010. Переход на следующий слайд осуществляется щелчком мыши....

Презентация для проведения урока русского языка, тема:" Правописание слов в словосочетаниях"

Данная презентация будет полезна на уроке русского языка. Представлена пословица,которая будет актуальна в начале  и взята девизом урока. После чего представлена словарная работа. На следующем сл...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слово и словосочетание"

Тип урока: урок отработки умений и рефлексииТема: «Слово и словосочетание»...