Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" по программе "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Почекаева Наталья Владимировна

Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" по программе "Начальная школа 21 века" Автор учебника Иванов С.В. Тип урока: Урок - проект

Форма: Работа в парах, в группах, фронтальная работа.

Ведущий метод: Проектный (с опорой на проблемно-поисковый)

Учебная задача: Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И

Цели: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств

.Предполагаемые результаты: предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;

личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разделительный мягкий знак32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак»

Учитель высшей категории МБОУ СОШ № 5 г.Курчатова

Почекаева Наталья Владимировна

УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Русский язык: 2 класс / под редакцией С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2013.

Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, документ-камера, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, видеофильм, карточки с заданиями, планшеты для обратной связи, кружки красного, желтого и зеленого цвета.

Тип урока: Урок - проект

Форма: Работа в парах, в группах, фронтальная работа.

Ведущий метод: Проектный (с опорой на проблемно-поисковый)

Учебная задача: Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И

Цели: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.

Предполагаемые результаты: предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;

личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

                             

Этапы урока

Слайд

Действия учителя

Действия учеников

1.Мотивация к учебной деятель-ности

№ 1

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Минутка чистописания.

Входит Машенька из сказки «Маша и медведь» (плачет):

- Миша сказал научиться писать красиво, а у меня не получается…

Учитель: - Ну-ка, что тебе задал Миша?

                               

                                нь нья мь мья бь бьи вь вьи

- О, так и мы сегодня это пишем. Поможем, ребята?

Обратите внимание на соединение Ь и буквы Я.

 Какое соединение у буквы В и Ь? (верхнее)

  1. Проверка написанного под документ-камерой (ширина, высота, наклон, соединения)

Пишут число, Классная работа

Один ученик комментирует

Дети заполняют листки по чистописанию

Дети оценивают свою работу и отдают Машеньке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности    

- А почему Миша дал Маше такое задание?

- Верно. И у нас сегодня такая же тема урока.

Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…

- Кто знает, какие это работы?

- Чтобы научиться писать слова с Ь

Дети слушают

Некоторые дети затрудняются ответить

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

№ 1

Постановка учебной задачи

- Посмотрите еще раз на строчки по чистописанию. Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ, ВЬ ?

- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать мягко?

- Тогда зачем же в сочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ, ВЬИ стоят рядом и эти гласные и Ь ?

- Верно. А какая? А вот  мы сейчас узнаем, если внимательно понаблюдаем. И не просто узнаем, а составим проект «Использование Ь», который поможет учиться не только нам, но и Машеньке. Работать будем по плану.

                               (План на плакате)                      

                                                            План

                                           1 Постановка цели    

                                           2. Выдвижение гипотезы    

                                           3. Исследование

                                           4. Выводы

                                           5. Проверка на практике

                                           6. Отчет о проделанной работе

-Показатель мягкости

- Е, Ё, Ю, Я, И

- Наверное,  еще одна работа у мягкого знака

4.  Реализация построенного проекта.

№ 2

№ 3

-Какая цель у нас?

                                      - Да. И еще сравним эти работы.

-_Какие ваши предположения?

- Давайте исследуем это предположение, понаблюдав:

- Запишите эти слова в транскрипции

   Коля – колья               [кол’а  - кол’й’а]

  полет – польет            [пал’от – палй’от]

-Что заметили?

- Почему?

- А еще какие буквы могут обозначать 2 звука?

Проверим. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

Листья, муравьи, соловьи, ночью, бельё, веселье.

- Сделаем вывод.

- А как его проверить?

- Ь – это орфограмма.  Мягкий знак надо подчеркивать одной чертой, а следующую за ним гласную – двумя чертами.

- Наблюдаем дальше:  мел – мель, семя – семья    (карточки на доске)

- Изменилось ли  лексическое значение слов с появлением  мягкого знака?

(если не могут объяснить, обращаемся к толковому словарю)

- Выполним задание на листках  в паре. Прочитаем задание. (Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму.  Сильным детям)

(Запишите в один столбик слова с Ь – показателем  мягкости, а в другой  с Ь - разделительным.  Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами . Слабым детям)

платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба

 - Один записывает первый столбик, а другой ученик  - второй столбик

- Проверка по экрану или под документ-камерой

        Платье             огоньки

        гостья             просьба

        жильё               лень

        обезьяна         пальто  

 

- По какому правилу вы действовали?

- Выяснить, какие две работы у мягкого знака

- Вторая работа:  Ь – разделительный.

Дети записывают на доске и в тетрадях

- Появился звук [ Й’].

- Буквы Е,Я обозначают 2 звука

- Ё,Ю,И

Работают с планшетом

- Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’]

-По учебнику

Читают правило  на с. 36

- Да  (объясняют)

- Дети читают, объясняют, как поняли

Самостоятельная работа

Дети проверяют

- Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова

Ь разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И

5.  Первичное закрепление во внешней речи

№ 4

видео

-Начнем заносить в таблицу наши выводы: (заготовлены полоски с фразами, которые вставляются по ходу рассуждений в заранее вычерченную таблицу)

Ь – показатель мягкости

Ь - разделительный

Пишется после согласных перед согласными или в конце слова

коньки

день

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’].

Льёт [ л ‘й’ о т  ]

Меняет лексическое значение слов

угол - уголь

Меняет лексическое значение слов

семя - семья

Это орфограмма

Это орфограмма

Физминутка

- Как переносятся слова с Ь ?

- Запишите слова, разделив для переноса: льдина, деньки, ручьи, ульи

                        (льди – на,  день – ки,   ру - чьи,  ульи)

-Дополним таблицу

Ь – показатель мягкости

Ь - разделительный

Пишется после согласных перед согласными или в конце слова

коньки

день

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’].

Льёт [ л ‘й’ о т  ]

Меняет лексическое значение слов

угол - уголь

Меняет лексическое значение слов

семя - семья

Это орфограмма

Это орфограмма

При переносе не отрывается от согласной

коль - цо

При переносе не отрывается от согласной

вью - га

Дети формулируют высказывания

Выполняют упражнения

- Ь не отрывается от согласного

Один ученик у доски пишет, а остальные в тетрадях

Дополняют последний пункт таблицы

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 5

- Проверим наши выводы на практике:

1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов

2 ряд – образуй имена по образцу

3 ряд – образуй слово –признак

(В каждом ряду есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают)

Проверка по экрану

    Друг - друзья          Наташа -   Наталья     рога оленя -  оленьи рога

   Дерево - деревья    Даша -    Дарья                лапы зайца - заячьи лапы

   Брат - братья        Таня -   Татьяна              шубка белки -  беличья шубка

   Сук - сучья                Оля -   Ольга                    следы волка - волчьи следы

Выполняют задание

Проверяют, исправляют ошибки

Отмечают, что в слове Ольга другое значение Ь

7.  Включение в систему знаний и повторение.

№ 6

№ 7

№ 8

Игра «Найди пару»   (антонимы)

работа                   здоровье

свет                       безделье

болезнь                         тьма

скука                        польза

враги                     веселье

вред                         друзья

       

- Составь пословицу из слов:  Без, ученья, уменья, нет.  (Без ученья нет уменья.) Как вы ее понимаете? Запишите.

Проверим, что же мы усвоили.

Тестирование

Выберите правильный ответ.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2.  Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Домашнее задание: Записать  10 слов с Ь разделительным или 10 слов с Ь – показателем мягкости. А трое учеников получают индивидуальное задание: найти в словаре значения  слов: воскресенье, понедельник  и записать в тетрадь

Наш проект - вам в подарок

Объясняют и записывают самостоятельно.

Работают устно с планшетами

Забирают домой отпечатанные проекты

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

№ 9

№ 10

- Теперь Машенька научится правильно писать слова с Ь?

- А чему еще она научится, пользуясь нашим проектом – таблицей?

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям:

зелёный, желтый,  красный.

Красный цвет:

Стоп!  Вперед  нельзя!

Повторять  усядусь  я!

Жёлтый цвет:

Здесь  –  внимание!  

Сомневаюсь ещё  я!

Зелёный цвет:

А   теперь   вперёд!    

В  знаниях  уверен  я!

Машенька благодарит за урок.

Дети формулируют ответы:

-Различать работу Ь, переносить слова с Ь, правильно обозначать звуки в словах…

Показывают кружки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать  работу учащихся  с группой приставок, в которых пишется буква а;  учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...

Урок русского языка.2 класс. Тема"Устаревшие слова".УМК "Начальная школа XXI века".

На данном уроке учащиеся знакомятся с устаревшими словами,их употреблением в современном русском языке.Прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок русского языка 2 класс "Основа слова" по программе "Начальная школа XXI века"

Урок русского языка по программе "Нчальная школа 21 века" 2 класс по теме "Основа слова" . Урок изучения нового материала....