Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» Учитель высшей категории МБОУ СОШ № 5 г.Курчатова Почекаева Наталья Владимировна
УМК «Начальная школа XXI века» Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс / под редакцией С.В.Иванова. М.: Вентана – Граф, 2013. Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, документ-камера, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, видеофильм, карточки с заданиями, планшеты для обратной связи, кружки красного, желтого и зеленого цвета. Тип урока: Урок - проект Форма: Работа в парах, в группах, фронтальная работа. Ведущий метод: Проектный (с опорой на проблемно-поисковый) Учебная задача: Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И Цели: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств. Предполагаемые результаты: предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания; личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции. |
|
|
|
Этапы урока | Слайд | Действия учителя | Действия учеников |
1.Мотивация к учебной деятель-ности
|
№ 1 | - Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
- Минутка чистописания.
Входит Машенька из сказки «Маша и медведь» (плачет): - Миша сказал научиться писать красиво, а у меня не получается… Учитель: - Ну-ка, что тебе задал Миша? нь нья мь мья бь бьи вь вьи - О, так и мы сегодня это пишем. Поможем, ребята? Обратите внимание на соединение Ь и буквы Я. Какое соединение у буквы В и Ь? (верхнее)
- Проверка написанного под документ-камерой (ширина, высота, наклон, соединения)
| Пишут число, Классная работа Один ученик комментирует
Дети заполняют листки по чистописанию
Дети оценивают свою работу и отдают Машеньке. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
|
| - А почему Миша дал Маше такое задание?
- Верно. И у нас сегодня такая же тема урока. Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…
- Кто знает, какие это работы? | - Чтобы научиться писать слова с Ь
Дети слушают
Некоторые дети затрудняются ответить |
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
| № 1 | Постановка учебной задачи - Посмотрите еще раз на строчки по чистописанию. Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ, ВЬ ?
- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать мягко?
- Тогда зачем же в сочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ, ВЬИ стоят рядом и эти гласные и Ь ?
- Верно. А какая? А вот мы сейчас узнаем, если внимательно понаблюдаем. И не просто узнаем, а составим проект «Использование Ь», который поможет учиться не только нам, но и Машеньке. Работать будем по плану. (План на плакате)
План 1 Постановка цели 2. Выдвижение гипотезы 3. Исследование 4. Выводы 5. Проверка на практике 6. Отчет о проделанной работе
|
-Показатель мягкости
- Е, Ё, Ю, Я, И
- Наверное, еще одна работа у мягкого знака
|
4. Реализация построенного проекта.
|
№ 2
№ 3 | -Какая цель у нас? - Да. И еще сравним эти работы.
-_Какие ваши предположения?
- Давайте исследуем это предположение, понаблюдав:
- Запишите эти слова в транскрипции
Коля – колья [кол’а - кол’й’а] полет – польет [пал’от – пал’й’от]
-Что заметили?
- Почему?
- А еще какие буквы могут обозначать 2 звука?
Проверим. Какие звуки обозначают выделенные буквы? Листья, муравьи, соловьи, ночью, бельё, веселье.
- Сделаем вывод.
- А как его проверить?
- Ь – это орфограмма. Мягкий знак надо подчеркивать одной чертой, а следующую за ним гласную – двумя чертами.
- Наблюдаем дальше: мел – мель, семя – семья (карточки на доске)
- Изменилось ли лексическое значение слов с появлением мягкого знака? (если не могут объяснить, обращаемся к толковому словарю) - Выполним задание на листках в паре. Прочитаем задание. (Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму. Сильным детям) (Запишите в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь - разделительным. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами . Слабым детям)
платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба
- Один записывает первый столбик, а другой ученик - второй столбик
- Проверка по экрану или под документ-камерой Платье огоньки гостья просьба жильё лень обезьяна пальто - По какому правилу вы действовали?
| - Выяснить, какие две работы у мягкого знака
- Вторая работа: Ь – разделительный.
Дети записывают на доске и в тетрадях
- Появился звук [ Й’].
- Буквы Е,Я обозначают 2 звука
- Ё,Ю,И
Работают с планшетом
- Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’]
-По учебнику Читают правило на с. 36
- Да (объясняют)
- Дети читают, объясняют, как поняли
Самостоятельная работа
Дети проверяют
- Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова Ь разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И |
5. Первичное закрепление во внешней речи
|
№ 4 видео
| -Начнем заносить в таблицу наши выводы: (заготовлены полоски с фразами, которые вставляются по ходу рассуждений в заранее вычерченную таблицу)
Ь – показатель мягкости | Ь - разделительный | Пишется после согласных перед согласными или в конце слова коньки день | Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. Льёт [ л ‘й’ о т ] | Меняет лексическое значение слов угол - уголь | Меняет лексическое значение слов семя - семья | Это орфограмма | Это орфограмма |
|
|
Физминутка
- Как переносятся слова с Ь ?
- Запишите слова, разделив для переноса: льдина, деньки, ручьи, ульи (льди – на, день – ки, ру - чьи, ульи)
-Дополним таблицу
Ь – показатель мягкости | Ь - разделительный | Пишется после согласных перед согласными или в конце слова коньки день | Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. Льёт [ л ‘й’ о т ] | Меняет лексическое значение слов угол - уголь | Меняет лексическое значение слов семя - семья | Это орфограмма | Это орфограмма | При переносе не отрывается от согласной коль - цо | При переносе не отрывается от согласной вью - га |
|
Дети формулируют высказывания
Выполняют упражнения
- Ь не отрывается от согласного
Один ученик у доски пишет, а остальные в тетрадях
Дополняют последний пункт таблицы
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
№ 5
| - Проверим наши выводы на практике:
1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов 2 ряд – образуй имена по образцу 3 ряд – образуй слово –признак (В каждом ряду есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают)
Проверка по экрану Друг - друзья Наташа - Наталья рога оленя - оленьи рога Дерево - деревья Даша - Дарья лапы зайца - заячьи лапы Брат - братья Таня - Татьяна шубка белки - беличья шубка Сук - сучья Оля - Ольга следы волка - волчьи следы |
Выполняют задание
Проверяют, исправляют ошибки
Отмечают, что в слове Ольга другое значение Ь |
7. Включение в систему знаний и повторение.
| № 6
№ 7
№ 8 | Игра «Найди пару» (антонимы) работа здоровье свет безделье болезнь тьма скука польза враги веселье вред друзья - Составь пословицу из слов: Без, ученья, уменья, нет. (Без ученья нет уменья.) Как вы ее понимаете? Запишите.
Проверим, что же мы усвоили. Тестирование Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки.
Домашнее задание: Записать 10 слов с Ь разделительным или 10 слов с Ь – показателем мягкости. А трое учеников получают индивидуальное задание: найти в словаре значения слов: воскресенье, понедельник и записать в тетрадь
Наш проект - вам в подарок
|
Объясняют и записывают самостоятельно.
Работают устно с планшетами
Забирают домой отпечатанные проекты |
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
|
№ 9
№ 10 | - Теперь Машенька научится правильно писать слова с Ь? - А чему еще она научится, пользуясь нашим проектом – таблицей?
- Проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.
Красный цвет: Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я!
Жёлтый цвет: Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я!
Зелёный цвет: А теперь вперёд! В знаниях уверен я!
Машенька благодарит за урок. | Дети формулируют ответы: -Различать работу Ь, переносить слова с Ь, правильно обозначать звуки в словах…
Показывают кружки |