Главные вкладки

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса. УМК "Школа России"
    рабочая программа (русский язык, 1 класс) на тему

    ) Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2012г) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pismo.doc263.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

        1) Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2012г) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

    В букварный  период осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

    Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе бучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.

    Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

    Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

    Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

    Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

    Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

    Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

    Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

       Цели и задачи программы по обучению грамоте соответствуют целям и задачам школы и МО.

          2) Программа создана на основе:

        1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года.

        2. Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.

         3. Авторской программы  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. -  М: «Просвещение»,  2012г.

           3)  Данная программа классифицируется как компилятивная.

     

           4) Место и роль учебного курса.

    Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    • орфография и пунктуация;

    • развитие речи.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

           5) Рабочая программа рассчитана на 115ч. в год:5 часов в неделю, составлена на основе авторской программы Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

         6) Список научно-методической литературы для ученика:

        1.  Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А.. Учебник: Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.

        2.  Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Тесты. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2012г

    Список научно-методической литературы для учителя:

    1. Жиренко О.Е.  Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. М.: «ВАКО», 2012г.
    2. Горецкий В. Г. Обучение грамоте и развитию речи. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2012 г.
    3. Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя - М.: Просвещение, 2012 г.

    4.Горецкий В.Г., Федосова Н.А., Пропись 1,2,3,4 к «Русской азбуке».-М.:Просвещение, 2012г.

    5.Малахова М.М.Русский язык в загадках. 1—4 классы: разрезные карточки.  - Волгоград: Учитель, 2012г.

    6.Субботина О.В.Русский язык: тематические и обобщающие тесты. - Волгоград: Учитель, 2012 г.

    7.Сухин Н. Г. Азбучные игры. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2012 г. 

                                                         

                                                             

                                                                    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

    №п/п

    Наименование разделов

    Кол – во

    часов

    Планируемые результаты

            Элементы содержания раздела

    Система оценки

    Дата проведения

    1

    Подготовительный этап

    25

    Знать гигиенические правила письма, рабо чую строку.

    Уметь обводить по контуру предметы;  писать по образцу эле менты букв .

    Письмо по образцу элементов букв. Разви тие мелких мышц паль цев и свободы движе ния руки. Пространст венная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Письмо букв по образцу

    02.09-11.12

    2

    Букварный этап

    79

    Знать формы всех изу ченных письменных букв.

    Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы; писать слова и пред ложения с изучены ми буквами, ставить ударение, делить сло ва на слоги; диффере нцировать парные звонкие и глухие сог ласные; соотносить печатную и письмен ную буквы

    Написание слогов и слов с изученными бук вами. Слоговой и зву кобуквенный анализ слов. Запись слогов и слов, предложения.

    12.12-20.02

    3

    Послебукварный этап

    11

    Уметь составлять пре дложения из слов; на ходить имена сущест вительные в тексте, слова, обозначающие действие предмета и слова, обозначающие признаки предметов

    Составление предложе ний и запись их. Упот ребление прописной буквы в начале предло жения, в именах собст венных. Слова, обозна чающие предметы.Сло ва, обозначающие дей ствие предмета. Слова, обозначающие призна ки предметов.

    21.02-11.03

                                     КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ВСЕГО- 115 часов, В НЕДЕЛЮ – 5 ч

    Дата

    п/п

    Тема урока

    Кол –во

    часов

    Тип урока

    проведения

    план

    фак

    1

    2

    3

    4

    5

    6

            

            Добукварный период  ( 25 ч)

    Пропись 1

    1

    История возникновения письма

               1

    Комбинированный

    02.09

    2

    Знакомство с новым предметом

    1

    Комбинированный

    03.09

    3

    Гигиенические правила письма

    1

    Комбинированный

    04.09

    4

    Гигиенические правила письма

    1

    Комбинированный

    05.09

    5

    Рабочая строка

    1

    Комбинированный

    06.09

    6

    Рабочая строка

    1

    Комбинированный

    09.09

    7

    Письмо наклонных прямых

    1

    Комбинированный

    10.09

    8

    Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

    1

    Комбинированный

    11.09

    9

    Письмо наклонной прямой с закруглением вверху и внизу

            1

    Комбинированный

    12.09

    10

    Письмо удлиненной петли вверху и внизу

    1

    Комбинированный

    13.09

    11

    Письмо полуовалов «левых» и «правых

    1

    Комбинированный

    16.09

    12

    Письмо овалов

    1

    Комбинированный

    17.09

    Пропись2

    13

    Строчная буква а

    1

    Комбинированный

    18.09

    14

    Прописная буква А

                     1

    Комбинированный

    19.09

    15

    Письмо изученных букв.

                     1

    Комбинированный

    20.09

    16

    Строчная буква о. Прописная буква О

    1

    Комбинированный

    23.09

    17

    Строчная буква о. Прописная буква О

    1

    Комбинированный

    24.09

    18

    Строчная буква и

    1

    Комбинированный

    25.09

    19

    Прописная буква И

    1

    Комбинированный

    26.09

    20

    Письмо изученных букв.

                     1

    Комбинированный

    27.09

    21

    Письмо буквы ы

    1

    Комбинированный

    30.09

    22

    Письмо буквы ы

    1

    Комбинированный

    01.10

    23

    Строчная буква у

                     1

    Комбинированный

    02.10

    24

    Прописная буква У.

    1

    Комбинированный

    03.10

    25

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    04.10

    Букварный период  ( 79 ч)

    26

    Строчная буква н

    1

    Комбинированный

    07.10

    27

    Прописная буква Н

    1

    Комбинированный

    08.10

    28

    Строчная и прописная буквы с, С

    1

    Комбинированный

    09.10

    29

    Строчная и прописная буквы с, С

    1

    Комбинированный

    10.10

    30

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    11.10

    31

    Строчная буква к

    1

    Комбинированный

    14.10

    32

    Прописная буква К

    1

    Комбинированный

    15.10

    33

    Строчная буква т.

    1

    Комбинированный

    16.10

    34

    Прописная буква Т.

    1

    Комбинированный

    17.10

    35

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    18.10

    36

    Строчная буквы л.

    1

    Комбинированный

    21.10

    37

    Прописная буква Л

    1

    Комбинированный

    22.10

    38

    Строчная буква р

    1

    Комбинированный

    23.10

    39

    Прописная буква Р

    1

    Комбинированный

    24.10

    40

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    25.10

    41

    Строчная  буква в.

    1

    Комбинированный

    28.10

    42

    Прописная буква В

    1

    Комбинированный

    29.10

    43

    Строчная буква е 

    1

    Комбинированный

    30.10

    44

    Прописная буква Е 

    1

    Комбинированный

    31.10

    45

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    11.11

                                                                                    Пропись3

    46

    Строчная буква п

    1

    Комбинированный

    12.11

    47

    Прописная буква П

    1

    Комбинированный

    13.11

    48

    Строчная буква м

    1

    Комбинированный

    14.11

    49

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    15.11

    50

    Прописная буква М

    1

    Комбинированный

    18.11

    51

    Строчная буква з

    1

    Комбинированный

    19.11

    52

    Прописная буква З

    1

    Комбинированный

    20.11

    53

    Строчная и прописная буквы б,Б

    1

    Комбинированный

    21.11

    54

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    22.11

    55

    Строчная и прописная буквы б,Б

    1

    Комбинированный

    25.11

    56

    Строчная и прописная буквы д,Д

    1

    Комбинированный

    26.11

    57

    Строчная и прописная буквы д,Д

    1

    Комбинированный

    27.11

    58

    Строчная и прописная буквы я,Я

    1

    Комбинированный

    28.11

    59

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    29.11

    60

    Строчная и прописная буквы я,Я

    1

    Комбинированный

    02.12

    61

    Строчная буква г

    1

    Комбинированный

    03.12

    62

    Прописная буква Г

    1

    Комбинированный

    04.12

    63

    Строчная буква ч

    1

    Комбинированный

    05.12

    64

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    06.12

    65

    Прописная буква Ч

    1

    Комбинированный

    09.12

    66

    Буква Ь – знак мягкости.

    1

    Комбинированный

    10.12

    67

    Буква Ь в середине слова

    1

    Комбинированный

    11.12

    Пропись № 4

    68

    Строчная буква ш

    1

    Комбинированный

    12.12

    69

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    13.12

    70

    Прописная буква Ш

    1

    Комбинированный

    16.12

    71

    Строчная и прописная буквы ж,Ж

    1

    Комбинированный

    17.12

    72

    Написание слов жи-ши

    1

    Комбинированный

    18.12

    73

    Строчная буква ё 

    1

    Комбинированный

    19.12

    74

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    20.12

    75

    Прописная буква Ё

    1

    Комбинированный

    23.12

    76

    Буква й. Слова с буквой й

    1

    Комбинированный

    24.12

    77

    Буква й. Слова с буквой й

    1

    Комбинированный

    25.12

    78

    Строчная и прописная буквы х, Х

    1

    Комбинированный

    26.12

    79

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    27.12

    80

    Строчная и прописная буквы х, Х

    1

    Комбинированный

    09.01

    81

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    10.01

    82

    Строчная и прописная буквы ю, Ю

    1

    Комбинированный

    13.01

    83

    Письмо строчной буквы ю после соглас ных

    1

    Комбинированный

    14.01

    84

    Строчная и прописная буквы ц, Ц

    1

    Комбинированный

    15.01

    85

    Строчная и прописная буквы ц, Ц

    1

    Комбинированный

    16.01

    86

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    17.01

    87

    Строчная буква э

    1

    Комбинированный

    20.01

    88

    Прописная буква Э

    1

    Комбинированный

    21.01

    89

    Строчная и прописная буквы щ, Щ

    1

    Комбинированный

    22.01

    90

    слог ща,  щу 

    1

    Комбинированный

    23.01

    91

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    24.01

    92

    Строчная и прописная буквы ф, Ф

    1

    Комбинированный

    27.01

    93

    Строчная и прописная буквы ф, Ф 

    1

    Комбинированный

    28.01

    94

    Буквы Ь, Ъ

    1

    Комбинированный

    29.01

    95

    Буквы Ь, Ъ

    1

    Комбинированный

    30.01

    96

    Письмо изученных букв

    1

    Комбинированный

    31.01

    97

    Алфавит

    1

    Комбинированный

    03.02

    98

    Алфавит

    1

    Комбинированный

    04.02

    99

    Повторение по теме «Парные согласные звуки».Списывание печатного текста

    1

    Комбинированный

    05.02

    100

    Повторение по теме «Парные согласные звуки».Словарный диктант

    1

    Комбинированный

    06.02

    101

    Письмо слов, предложений о Родине

    1

    Комбинированный

    07.02

    102

    Ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного

    1

    Комбинированный

    17.02

    103

    Способы обозначения звука (Й) на письме    

    1

    Комбинированный

    18.02

    104

    Повторение по теме «Слог», «Ударение»

    1

    Комбинированный

    20.02

    Послебукварный этап (11 ч)

    105

    Оформление предложений в тексте

    1

    Комбинированный

    21.02

    106

    Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»

    1

    Комбинированный

    22.02

    107

    Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

    1

    Комбинированный

    26.02

    108

    Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

    1

    Комбинированный

    27.02

    109

    Диктант «На лугу»

    1

    Комбинированный

    28.02

    110

    Правописание жи-ши

    1

    Комбинированный

    01.03

    111

    Правописание ча-ща

    1

    Комбинированный

    04.03

    112

    Правописание чу-щу

    1

    Комбинированный

    05.03

    113

    Правописание чк-чн, щн

    1

    Комбинированный

    06.03

    114

    Заглавная буква в именах собственных

    1

    Комбинированный

    07.03

    115

    Контрольное списывание « Сёстры»

    1

    Контрольный

    11.03


                                   ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1.Печатные пособия: плакаты по письму; алфавит;

    2.Экранно – звуковые пособия: диски;

    3.Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART»;

    4.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
    5.Касса букв и сочетаний.
    6.Технические средства обучения
    7.Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
    8.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо). ФГОСы второго поколения

    Рабочая программа составлена с  краткой пояснительной запиской в соответствии с требованиями к тематическому планированию Федерального компонента государственного стандарта начального образования...

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")...

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо, чтение), русскому языку. "Школа России", В.П.Канакина

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, в которой совмещены календарно-тематические планирования по обучению грамоте: письмо и чтение....

    Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс УМК "Школа России"

    Рабочая программа написана в соответствии с ФГОС. В учебно - тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся.  Программа к УМК "Школа России" 1 класс...

    Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс, "Школа России"

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса, УМК "Школа России"...