Главные вкладки

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо, чтение), русскому языку. "Школа России", В.П.Канакина
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

    Лалуева Марина Евгеньевна

    Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, в которой совмещены календарно-тематические планирования по обучению грамоте: письмо и чтение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_kanakina.doc420.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

                        Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с «Положением о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов»,  разработана на основе

    • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,2011;
    • Планируемых результатов начального общего образования, 2010 ;
    • Оценки достижения планируемых результатов в начальной школе, 2011;
    • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ МООШ№ 18
    • Учебного плана на 2015 – 2016 учебный год;
    •  Авторской программы Канакиной В.П. «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

                 

                 Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

    Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматикоорфографическая пропедевтика.

               После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Место предмета в учебном плане

    На изучение курса «Русский язык» в 1 классе  отводится 5 ч. в неделю. Программа рассчитана на  165 ч (33 учебные недели), из них на обучение грамоте/ обучение письму – 115 ч.

    На изучение курса «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 132 ч (33 учебные недели), из них на обучение грамоте/ обучение чтению – 92 часа. То есть на обучение грамоте отводится 207 часов (обучение письму – 115 ч. и обучение чтению – 92 часа)

     2.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Содержание курса

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности учащихся и универсальные учебные действия

    Обучение грамоте (207 ч)

    Фонетика

    Звуки    речи.    Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

    Различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

    Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения

    Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове, фиксацией звуков фишками. Количество  и  последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак—рак). Особенность гласных звуков.

    Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твёрдые и мягкие согласные).

    Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги.

    Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы

    Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука  в слове.

    Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н—м, р—л, с—ш и др.). Подбирать слова с заданным звуком.

    Различать звуки неродной речи.

    Контролировать этапы своей работы,   оценивать   процесс и результат выполнения задания.

    Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию; гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного.

    Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

    Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

    Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука

    Графика

    Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

    Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

    Знакомство с русским алфавитом

    Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. Функция букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные звуки. Функция букв ь и ь.

    Русский алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов

    Сравнивать:    соотносить звук и соответствующую ему букву.

    Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков.

    Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з—с, ж—ш, с—ш, з—ж, р—п. ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, X—ж, ш—т, в—д и т. д.).

    Объяснять функцию букв ь и ъ.

    Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.

    Восстанавливать алфавитный порядок слов

    Чтение

    Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений    и    коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

    Знакомство с орфоэпическим чтением (переход к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание)  как  средство

    самоконтроля при письме под диктовку и при списывании

    Овладение способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

    Отработка техники чтения.

    Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

    Два вида чтения - орфографическое и орфоэпическое. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами

    Читать слоги с изменением буквы гласного.

    Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

    Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

    Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

    Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

    Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения.

    Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям.

    Читать орфоэпически правильно.

    Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи

    Письмо

    Усвоение    гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев  и  свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

    Гигиенические требования к положению тетради, ручки к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание   единства   звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного   образа   этой   буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает

    Анализировать поэлементный состав букв.

    Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

    Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора  различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

    Сравнивать    написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтами.

    Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

    Выкладывать   слова   из разрезной азбуки.

    Списывать с печатного и письменного текста.

    Переносить слова по слогам.

    Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции.

    Списывать слова, предложения   в   соответствии   с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

    Слово и предложение

    Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.   Наблюдение   над значением слова.

    Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

    Слово как объект изучения, материал для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы.     Слова,     называющие действия. Слова, называющие признаки. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдение над значением слов.   Понимание  значения слова в контексте. Включение слов в предложение. Наблюдение над родственными словами (без введения терминологии).

    Работа  с  предложением: выделение слов, изменение их порядка. Коррекция предложений, содержащих смысловые    и    грамматические ошибки

    Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы,   слова,   называющие признаки, слова, называющие действия).

    Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

    Моделировать предложение.

    Наблюдать: определять количество слов в предложении.

    Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

    Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

    Орфография

    Знакомство  с  правилами правописания и их применение:

    •        раздельное     написание слов;

    •        обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу— щу);

    •        заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

    •        перенос слов по слогам без стечения согласных.

    Знаки препинания в конце предложения

    Раздельное написание слов.

    Гласные после шипящих в ударных слогах (жи—ши, ча—ща, чу—щу).

    Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.

    Деление слов на слоги

    Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу— щу.

    Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

    Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

    Оформлять начало и конец предложения.

    Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

    Развитие речи

    Понимание   прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам  собственных  игр, занятий, наблюдений

    Составление рассказов по серии  сюжетных  картинок. Использование прочитанных слов для построения связного рассказа. Практическое овладение диалогической формой речи.  Работа  над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. Сочинение небольших рассказов повествовательного  характера  по материалам собственных игр, занятий, наблюдений

    Составлять текст по серии сюжетных картинок.

    Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

    Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

    Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

    Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

    Обосновывать собственное мнение

    3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

    Личностными результатами изучения русского языка являются:

    осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Метапредметными результатами изучения русского языка являются:

    умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения русского языка являются:

    овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила

    постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

    4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Название раздела

    Количество часов

    на обучение грамоте/обучение письму

    Количество часов на обучение грамоте/обучение чтению

    Добукварный период

    15

    12

    Букварный период

    74

    61

    Послебукварный период

    26

    19

    Итого: 115 часов

    Итого: 92 часа

    Русский язык:

    Литературное чтение – 40 часов

    Наша речь

    2

    Текст. Предложение. Диалог

    3

    Слова, слова, слова…

    4

    Слово и слог. Ударение

    6

    Звуки и буквы

    34

    Итого: 50 часов

    ИТОГО: 165 часов

    ИТОГО: 132 часа


    5. Календарно-тематическое планирование


    п /п

    Дата

    Тема


    п /п

    Дата

    Тема

    Обучение грамоте (обучение письму)

    Обучение грамоте (обучение чтению)

    Добукварный период

    1

    Ознакомление с прописью.

    1

    Ознакомление с «Азбукой».

    2

    Гигиенические правила письма.

    2

    Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков

    3

    Написание прямых наклонных линий

    4

    Написание полуовалов.

    3

    Предложение.

    5

    Рабочая строка. Написание полуовалов

    4

    Предмет и слово

    6

    Рабочая строка.  Элементы букв с,э,х,ж

    5

    Устная речь

    7

    Рабочая строка. Дуги.

    6

    Письменная речь. Слог, ударение

    8

    Рабочая строка. Элементы букв г, р, п,т

    9

    Рабочая строка. Деление слова на слоги

    7

    Закрепление (слово, слог, ударение).

    10

    Рабочая строка. Письмо петель

    8

    Слог, ударение

    11

    Рабочая строка. Письмо петель

    9

    Деление слов на слоги. Потешки.

    12

    Рабочая строка. Письмо элементов букв з, д , в, у

    10

    Гласные и согласные звуки. Слияние

    13

    Рабочая строка. Письмо элементов букв В, Б, К,Н

    14

    Рабочая строка. Письмо элементов букв Г,Р,П,Т

    11

    Гласные и согласные звуки. Слияние

    15

    Рабочая строка. Письмо элементов букв А,Л,М

    12

    Ознакомление с алфавитом. Обозначение звуков

    Букварный период

    16

    Письмо  букв а,А

    13

    Буква А, а, обозначающая звук [а].

    17

    Письмо  букв о,О

    14

    Буква О, о, обозначающая звук [о].

    18

    Письмо сочетаний ао, оа

    19

    Письмо  букв и,И

    15

    Буква И, и, обозначающая звук [и].

    20

    Письмо  букв ы

    16

    Буква ы, обозначающая звук [ы].

    21

    Письмо букв у,У

    17

    Буква У, у, обозначающая звук [у].

    22

    Письмо букв н,Н

    18

    Буква Н, н, обозначающая звуки [н] и [н`].

    23

    Письмо слов с изученными буквами

    24

    Письмо букв с,С

    19

    Буква С, с, обозначающая звуки [с] и [с`].

    25

    Письмо букв к,К

    20

    Буква К, к, обозначающая звуки [к] и [к`].

    26

     Письмо букв т,Т

    21

    Буква Т, т, обозначающая звуки [т] и [т`].

    27

    Письмо слов с изученными буквами

    22

    Чтение слогов, слов и предложений с буквами т, Т.

    28

    Письмо слов с изученными буквами

    29

    Письмо букв л,Л

    23

    Буква Л, л, обозначающая звуки [л] и [л`].

    30

    Письмо слов, предложений  с изученными буквами

    24

    Чтение слогов, слов и предложений с буквами л, Л.

    31

    Письмо  букв р,Р

    25

    Буква Р, р, обозначающая звуки [р] и [р`].

    32

    Письмо буквы в

    26

    Буква В, в, обозначающая звуки [в] и [в`].

    33

    Письмо букв в,В

    34

    Письмо слов с изученными буквами

    27

    Чтение слов, предложений с изученными буквами.

    35

    Письмо буквы е, слов с буквой е.

    28

    Буква Е, е - показатель мягкости согласного звука

    36

    Письмо буквы Е.

    29

    Буква Е, е, обозначающая 2 звука

    37

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    30

    Чтение слов с изученными буквами

    38

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    39

    Письмо букв п,П

    31

    Буква П, п, обозначающая звуки  [п] и [п`].

    40

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    32

    Чтение слов с изученными буквами

    41

    Письмо букв м, М

    33

    Буква М, м, обозначающая звуки  [м] и [м`].

    42

    Письмо буквы з, слов с буквой з.

    34

    Буква З, з, обозначающая звуки  [з] и [з`].

    43

    Письмо букв з, З

    44

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    35

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    45

    Письмо букв б, Б

    36

    Буква Б, б, обозначающая звуки  [б] и [б`].

    46

    Письмо слов с буквами б, Б

    37

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    47

    Письмо буквы д, слов с буквой д.

    38

    Буква Д, д, обозначающая звуки  [д] и [д`].

    48

    Письмо букв д, Д.

    49

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    39

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    50

    Письмо букв я,Я, слов с буквами я, Я

    40

    Буква Я, я - показатель мягкости согласного

    51

    Письмо слов, предложений с буквами я, Я.

    41

    Буква Я, я , обозначающая 2 звука

    52

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    42

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    53

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    54

    Письмо букв г, Г, слов с буквами г, Г.

    43

    Буква Г, г, обозначающая звуки  [г] и [г`].

    55

    Письмо слов, предложений с буквами г, Г.

    44

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    56

    Письмо буквы ч, слов с буквой ч.

    45

    Буква Ч, ч, обозначающая звук [ч`].

    57

    Письмо букв ч, Ч, слов с буквами ч, Ч.

    46

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    58

    Письмо слов с сочетаниями ЧУ, ЧА.

    59

    Письмо буквы ь, слов с буквой ь.

    47

    Буква ь – показатель мягкости согласного звука.

    60

    Письмо букв ш, Ш, слов с буквами ш, Ш.

    48

    Буква Ш, ш, обозначающая звук [ш].

    61

    Письмо слов, предложений с буквами ш, Ш.

    49

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    62

    Письмо букв ж, Ж, слов с буквами ж, Ж.

    50

    Буква Ж, ж, обозначающая звук [ж].

    63

    Письмо слов, предложений с буквами ж, Ж.

    64

    Письмо слов с сочетаниями ЖИ – ШИ.

    51

    Чтение слов с сочетаниями ЖИ – ШИ.

    65

    Письмо букв ё, Ё, слов с буквой ё, Ё.

    52

    Буква ё, Ё - показатель мягкости согласного звука

    66

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    53

    Буква ё, Ё, обозначающая 2 звука

    67

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    54

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    68

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    69

    Письмо букв й, Й, слов с буквой й, Й.

    55

    Буква й, обозначающая звук [й`].

    70  

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    56

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    71

    Письмо букв х, Х, слов с буквой х, Х.

    57

    Буква Х, х, обозначающая звуки [х] и [х`].

    72

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    58

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    73

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    74

    Письмо буквы ю, слов с буквой ю.

    59

    Буква ю, Ю - показатель мягкости согласного звука

    75

    Письмо букв ю, Ю, слов с буквой ю, Ю.

    60

    Буква ю, Ю, обозначающая 2 звука

    76  

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    61

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    77

    Письмо букв ц, Ц, слов с буквой ц, Ц.

    62

    Буква Ц, ц, обозначающая звук [ц].

    78

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    79

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    63

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    80

    Письмо букв э, Э, слов с буквой э, Э.

    64

    Буква Э, э, обозначающая звук  [э].

    81

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    65

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    82

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    66

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    83

    Письмо буквы щ, слов с буквой щ.

    67

    Буква Щ, щ, обозначающая звук [щ`].

    84

    Письмо букв щ, Щ, слов с буквой щ, Щ.

    68

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    85

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    86

    Письмо буквы ф, слов с буквой ф.

    69

    Буква Ф, ф, обозначающая звуки   [ф] и [ф`].

    87

    Письмо букв ф, Ф, слов с буквой ф, Ф.

    70

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    88

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    71

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    89

    Написание «ъ».

    72

    Буквы ь, ъ.

    90

    Написание слов с «ь», «ъ».

    91

    Письмо слов, предложений с изученными буквами.

    73

    Чтение слов, предложений с изученными буквами

    Послебукварный период

    92

    Оформление предложений в тексте. Деформированный текст.

    74

    Чтение рассказа  Л.Толстого «Три калача и одна баранка».

    93

    Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

    75

    Чтение стихотворения «Ключ», «Хвосты» (Ю.Коринец).

    94

    Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

    76

    Обобщающая работа по ленте букв.

    95

    Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?

    96

    Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?

    77

    Чтение рассказа Е.Чарушина «Как мальчик Женя…»

    97

    Слова, отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?

    78

    К.Льдов «Господин учитель Жук», С.Маршак «Ты эти буквы заучи».

    98

    Слова, отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие?

    79

    В.Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь». Современный алфавит.

    99

    Правописание жи-ши.

    80

    К.Ушинский «Наше Отечество».

    100

    Правописание жи-ши.

    101

    Правописание ча-ща.

    81

    Творчество А.С.Пушкина.

    102

    Правописание ча-ща.

    82

    Творчество Л.Н.Толстого.

    103

    Правописание чу-щу.

    83

    К.Д.Ушинский «Худо тому, кто добра не делает никому».

    104

    Правописание чу-щу.

    84

    К.И.Чуковский «Путаница».

    105

    Заглавная буква в именах собственных.  

    106

    Заглавная буква в именах собственных.  

    85

    В.В.Бианки «Первая охота».

    107

    Заглавная буква в именах собственных.  

    86

    С.Я.Маршак «Угомон».

    108

    Оформление предложений в тексте.

    87

    М.М.Пришвин «Глоток молока».

    109

    Оформление предложений в тексте.

    88

    А.Л.Барто «Помощница».

    110

    Оформление предложений в тексте.

    111

    Правописание сочетание чк-чн - щн

    89

    С.В.Михалков «Котята».

    112

    Правописание сочетание чк-чн - щн

    90

    В.А.Осеева «Печенье».

    113

    Диктант

    114

    Работа над ошибками

    91

    Б.В.Заходер «Два и три».

    115

    Списывание текста с доски.

    92

    В.Д.Берестов «Прощание с другом».

    № п/п

    Тема

    Дата

    Планируемые результаты

    Деятельность учащихся

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    НАША РЕЧЬ – 2 ч.

    1

    Язык и речь, их значение в жизни людей.

    Учащийся научится различать устную и письменную речь, писать без ошибок слова язык и русский язык.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека.

    Коммуникативные:

    сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные:

    оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

    Познавательные:

    находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

    Проявлять уважение к языкам других народов.

    Знакомство с учеб-ником. Знакомство с видами речи.

    Различение устной и письменной речи.

    Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

    2

    Русский язык — родной язык русского народа.

    ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч.

    3

    Текст (общее представление)

    Учащийся научится отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме.

    Коммуникативные:

    сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.

    Регулятивные:

    оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные:

    находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

    Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

    Установление смы-словой связи  меж-ду предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка.

    4

    Предложение как группа слов, выражающая закончен-ную мысль.

    Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предло

    жении.

    5

    Диалог.

    Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге.

    СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч.

    6

    Слово. Роль слов в речи.

    Учащийся научится

    определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;

    различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять текст по рисунку и опорным словам.

    Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.

    Проявлять

    чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.

    Различать слова-

    названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

    Использовать в речи «вежливые слова».

    Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.

    Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. 

    7

    Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

    8

    Слова однозначные и многозначные (общее представление).

    Слова, близкие и противоположные по значению.

    9

    Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению.

    СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч.

    10

    Слово и слог.

    Учащийся научится различать слово и слог; определять количество в слове слогов. 

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться

    находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов.

     Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

    Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный

    интерес к новому знанию.

    Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

    Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

    Классифицировать слова по количеству в них слогов.

    Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

    11

    Деление слов на слоги.

    12

    Перенос слов

    Учащийся научится переносить слова по слогам.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

    Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

    Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую.

    Создание сравнительных образов.

    13

    Перенос слов

    14

    Ударение

    Учащийся научится определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

    различать ударные и безударные слоги.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять сказку по её данному началу и заключи-тельной части и рисункам к сказке.

    Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

    Составлять простейшие слогоударные модели слов. 

    Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения.

    15

    Ударение

    ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч.

    16

    Звуки и буквы

    Учащийся научится различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

    Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

    Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

    Познавательные: - работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»;

    - находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю;

    - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

    - работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова;

    - использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами;

    - работать с графической информацией, анализировать таблицу с целью поиска новых сведений о  языке.

    Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

    Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

    Распознавать условные обозначения звуков речи.

    Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. 

    17

    Звуки и буквы

    18

    Русский алфавит, или Азбука

    Значение алфавита.

     

    Учащийся научится правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться применять знание алфавита при пользовании словарями.

    Высказываться о значимости изучения алфавита.

    Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

    19

    Русский алфавит, или Азбука

    20

    Гласные звуки

    Буквы, обозначающие гласные звуки.

    Учащийся научится различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность

    научиться  составлять развёрнутый ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

    Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

    Объяснять причины расхождения количества звуков

    21

    Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

    22

    Гласные звуки

    Слова с буквой э.

    и букв в слове.

    Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

    23

    Ударные и безударные гласные звуки

    Учащийся научится различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться состав-лять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

    Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

    Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

    Писать двуслож-ные слова с безударным глас-ным и объяснять 

    их правописание.

    24

    Ударные и безударные гласные звуки.

    25

    Ударные и безударные гласные звуки

    26

    Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

    27

    Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»

    28

    Буквы, обозначающие согласные звуки.

    Учащийся научится различать в слове согласные звуки по их признакам; буквы, обозначающие согласные звуки; делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й.

    Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

    Определять согласный звук в слове и вне слова.

    Дифференцировать гласные и согласные звуки.

    Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

    29

    Слова с удвоенными согласными.

    Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

    30

    Буквы Й и Й

    Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

     

    Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

    Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

    Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

    31

    Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

    Учащийся научится различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

    Проявлять на основе содержания текстов учебника гражданскую гуманистическую позицию — сохранять мир в своей стране и во всём мире.

    Дифференцировать согласные звуки и буквы, обознача-ющие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

    Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

    32

    Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. 

    33

    Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

    34

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    Учащийся научится объяснять причины расхождения звуков и

    букв в этих словах; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). 

    Иметь нравственные представления о

    взаимопомощи, качествах и свойствах личности. Обсуждать на основе текста состояние внешнего облика ученика.

    Осознавать на основе текста нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка,

    Соотносить количество звуков и букв в таких

    словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

    Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

    Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

    35

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    36

    Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

    37

    Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

     

    Учащийся научится определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега); писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.

    Проявлять  бережное отношение к природе и всему живому на земле.

    Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

    Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Знакомство с

    происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

    Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

    Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

    Различать проверочное и проверяемое слова.

    38

    Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.

    39

    Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова)

    40

    Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».

    41

    Развитие речи. Выполнение текстовых заданий

    42

    Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

    Учащийся научится различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

    Учащийся в совместной деятельности со сверс-тниками и взрослыми научится создавать собственный инфор-мационный объект,

    участвовать в презентации проекта

    Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный

    интерес к новому знанию.

    Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

    Правильно произ-носить шипящие согласные звуки.

    Знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологи-ей

    слова карандаш.

     

    43

    Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

    Учащийся научится находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.

    Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

    44

    Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

    Учащийся научится писать сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.

    Соотносить произ-ношение ударных гласных в сочета-ниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать приме-ры слов с такими сочетаниями.

    45

    Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».

    Учащийся научится оценивать результаты выполненного задания

    Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

    46

    Заглавная буква в словах

    Учащийся в совместной деятельности с учителем

    получит возможность научиться воспроизводить по памяти содержание сказки.

    Вспомнить по рисунку и по

    памяти содержание сказки и передать её содержание.

    47

    Заглавная буква в словах

    Учащийся научится писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

    Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить информацию о названии своего города; участвовать в презентации проекта.

    Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

    48

    Заглавная буква в словах

    Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

    Правила вежливого обращения.

    49

    «Сказочная страничка»

    Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке.

    50

    Повторение

    Учащийся научится применять изученные правила при списывании и записи под диктовку; оценивать уровень достижений

    Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы


    6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И  ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   ПРОЦЕССА

    1. Горецкий В.Г. Русская азбука  1 класс - М.: Просвещение, 2011

    2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник: 1 класс - М.: Просвещение, 2011

    3. Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М. В. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

    4. Комплекты демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями;

    5. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

    6. Обучение грамоте. 1 класс. Интерактивные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого «Русская азбука»

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

    Магнитная доска

    Персональный компьютер

    Ксерокс

    Мультимедийный проектор

    Принтер цветной, чёрно-белый (лазерный)

    Документ-камера

    Приставка mimio

    ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ.

    http://litera.edu.ru  Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

    http://lit.1september.ru   Всероссийская олимпиада школьников по литературе

    http://magazines.russ.ru   Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека

    http://www.rulib.net    Русская виртуальная библиотека


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса. УМК "Школа России"

    ) Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В....

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")

    Рабочая программа по обучению грамоте (письмо) (УМК "Школа России")...

    Рабочая программа по обучению грамоте ( письмо) 1 класс УМК "Школа России"

    Рабочая программа написана в соответствии с ФГОС. В учебно - тематическом планировании указаны основные виды деятельности учащихся.  Программа к УМК "Школа России" 1 класс...

    Рабочая программа по обучению грамоте, письму и русскому языку в 1 классе (УМК "Гармония")

    В данном материале содержится рабочая программа по обучению грамоте, письму и русскому языку  в 1 классе, УМК "Гармония"....