Части речи (Урок «открытия» нового знания)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Технологическая карта  учебного занятия по  русскому языку

Класс ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­3 ОС «Школа 2100»     

Цель

Познакомить с отличительными особенностями частей речи.

Создание условий для развития орфографической зоркости. Воспитание интереса и любви к русскому языку.

Основное содержание темы, термины и понятия

Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлог.

Планируемый результат

 

 

 

 

 

 

Предметные

УУД

Знать отличительные особенности частей речи. Названия частей речи. Уметь ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса. Уметь отличать предлоги от других слов.

 

Личностные:   оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».

Регулятивные:  определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану.

 Коммуникативные:  сотрудничать при работе в команде.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей,  проведение сравнительного анализа,  решение учебных задач по аналогии.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1chasti_rechi.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  учебного занятия по  русскому языку

Класс 3 ОС «Школа 2100»            Учитель Русанова С.В.

Общая характеристика учебного занятия

Тема

Части речи (Урок «открытия» нового знания)

Цель

Познакомить с отличительными особенностями частей речи.

Создание условий для развития орфографической зоркости. Воспитание интереса и любви к русскому языку.

Основное содержание темы, термины и понятия

Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлог.

Планируемый результат

Предметные

УУД

Знать отличительные особенности частей речи. Названия частей речи. Уметь ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса. Уметь отличать предлоги от других слов.

Личностные:   оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».

Регулятивные:  определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану.

 Коммуникативные:  сотрудничать при работе в команде.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей,  проведение сравнительного анализа,  решение учебных задач по аналогии.

Межпредметные связи

Учебный предмет (курс)

Формы приемы работы

Ресурсы

Литературное чтение (работа с текстом, выразительное чтение, произведение  Л.Герскиной «В стране невыученных уроков»).

Математика (алгоритм действий).

Фронтальная, коллективная, парная, самостоятельная.

Игровые методы. Системно-деятельностный подход. Модульная технология.

Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2.

Презентация Smart  Notebook.

Структура учебного занятия (этапы)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный  момент

Цель этапа: самоопределение  к деятельности.

2 мин.

1. Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу!

Сяду ровно, не согнусь, за работу я примусь!

2 . Запишите сегодняшнее число, вид работы (классная работа). Обратите внимание на орфограммы в записи даты.

- Витя Перестукин, о приключениях которого мы узнали на уроке чтения, просит нас о помощи. Снова он попал впросак в стране Грамматика. Вы постараетесь помочь Вите, а то он сидит в «скобках» и ждет приговора?

- Тогда самое время отправиться в путешествие в страну Грамматика! (Звучит музыка группы Роксэт).

- Во время путешествия вы откроете новые знания, закрепите уже имеющиеся, продолжите обучение решению орфографических задач. В помощь вам будут уже известные модули.

1. Хором проговаривают вступление и выполняют действия

 2. Записывают. Осуществляют процедуру самоконтроля.

3. Дети соглашаются  помочь Вите.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности.

Показатели реального результата этапа:  активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса.

7 мин.

 Чистописание.

- Прочитайте название первого этапа. Что нам даст работа по заданию этого блока? 

Росчерк написан на доске.

- Прочтите указания модуля. Работайте самостоятельно.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, с какими буквами должны быть слова. (письменные буквы В, Н, К, Ю, Б, у, д, з, написаны на контрольной карточке). Оцените работу соседа. Выставить баллы в его маршрутный лист:

  • 1 уровень – 3 балла;
  • 2 уровень – 4 балла;
  • 3 уровень – 5 баллов.

Входной контроль.

- Мы у входа в страну грамматика. Нам откроют эти ворота, если вы правильно ответите на вопросы входного контроля.

- Работа с модулем. Что даст нам прохождение данного блока? Прочтите методические указания из столбика «помощь». Первый вариант – это левый набор цифр-ответов, второй вариант – правый.

- На какие вопросы были даны неправильные ответы?

А по какому признаку вы нашли лишнее слово при ответе на 7 вопрос?

- Открываем ворота в страну Грамматика .

- Дети зачитывают цель данного учебного элемента

- Дети читают задания, выбирают уровень, выполняют в рабочих тетрадях.

 Дети самостоятельно работают с модулем, самостоятельно оценивают свои ответы по ключу, который появляется на  доске

 1 вариант – 2467315; 2 вариант – 6421573

- Анализируют ошибки.

- Называют признак.

- Выставляют балл в маршрутный лист.

3.Постановка учебной задачи.

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. 

Показатели реального результата этапа:  сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока.

1 мин.

- Мы попали в страну Грамматика. А вот и наш знакомый Виктор Перестукин (на экране мальчик сидит в квадратных скобках). Попробуем узнать, что произошло.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова. Получится настоящая неразбериха. Именно это и произошло в одном городе в стране Грамматика. Из-за Витиных ошибок нарушился строгий порядок города.

 Что делать? Конечно, надо помочь вернуть все на свои места.

А как?

Но можно ли на одну полку положить слова «спокойствие» и «нарядила», на другую «за» и «удивительно»?  Вернется ли прежний порядок?

Как же надо классифицировать слова?

 - Значит надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить эти слова на группы.

Называют предполагаемое количество.

Надо исправить.

- Слова надо как-то сгруппировать или классифицировать.

- Нет.

- Разделить по группам, разрядам, классам

4.Построение плана выхода из затруднений.

Цель этапа: планирование учебной деятельности.

Показатели реального результата этапа: определен план решения учебной задачи. 2 мин.

Для достижения цели, необходим план. План запишем на доске.

Коллективно составляют план  

1. Узнаем.

2. Тренируемся.

3. Работаем самостоятельно.  

4. Подводим итог.  

5. Решение учебной задачи.  

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах,  найдено решение проблемы.

13 мин.

Работа с модулем.

 Выполните задание третьего блока.

Как будете работать? (По стенам класса развешаны слова: зима, спокойствие, нарядила, горит, серебристый, под, перед, красота, опушила).

- Узнать, верны ли наши предположения, поможет задание 4 блока модуля. Прочтите цель этого учебного элемента, в чем он вам окажет помощь? Прочитайте указания помощника. Работайте дружно.

- После выполнения задания класс отвечает на вопросы модуля.

Почему у разных предложений одна и та же схема?

- Какое слово пропущено в первом предложении? На какой вопрос отвечает это слово?

- А какие еще слова можно вставить вместо этих точек?

- Что общего у всех этих слов?

- На какой вопрос будут отвечать вторые пропущенные слова?

- А третья группа?

- Почему трех разных предложений одинаковая схема?

 - Какие схемы вы составили?

А почему слова написаны одинаково, а схемы разные? (Если никто не выберет этот уровень, то рекомендуется его выполнить устно с классом.

- Давайте попробуем сделать вывод.

- Командиры оценивают участи каждого члена группы в обсуждении проблемы. Баллы выставляют в маршрутные листы.

- В группе.

Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения.

1 уровень. На доске заканчивает схему и записывает свое предложение.

Слова предложения отвечают на одни и те же вопросы.

2 уровень.

- Бегут, смеются, танцуют, играют…

Отвечают  на один и тот же вопрос: Что делают?

- Какие?

- Кто?

- Слова отвечают на одни и те же вопросы.

3 уровень.

- Эти слова имеют разные значения?

- В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают.

5.Первичное закрепление

Цель этапа:

Установление осознанности восприятия.

Показатели реального результата этапа: успешное решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7 минут

- Только что мы установили главную мысль нашего урока, причину проблем в грамматическом городе. Но до прежнего порядка в городе еще далеко.

- Прочитайте название 5 блока. С какой целью мы будем над ним работать? Чему научит нас этот блок? Как вы будете работать? Прочитайте указания помощника. Чем отличается задание, где надо выделить орфограммы от задания, в котором орфограммы надо обозначить?

Контрольные карточки:

1 уровень. Дети зачитывают свои слова.

2 уровень.

  • Кто? Что? Объявленье, улитка, квартира, калитка, покой, тишина, огород.
  • Что сделала? Что делает? Дала, сдается.
  • Какая? Отдельная.
  • Когда? Однажды.

3 уровень.

  • Что? День, ночь, волна (волны), солнце (солнышко), мир, луна.
  • Какой? Какая? Усталый, шумная.
  • Что сделал? (- ла? - ло?) Что делает? Склонился (клонится), затихла (тихо), погасло, плывет.
  • Как? Задумчиво.

Группа, которая выполнила задание быстрее всех, отвечает у доски (командир записывает результат работы). Если кто-то не согласен, то высказывает свое мнение, дополняет ответ.

Проверка происходит по контрольным карточкам, которые появляются на экране.

- Какая группа слов самая большая?

 

- Что обозначают эти слова?

-  Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Что делала? Что делает? И т.д.

- Что обозначают слова, к которым можно поставить вопрос Какая? Какой?

- А к каким словам нельзя задать вопрос?

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.

- Обратите внимание, что все слова разделены на группы. Эти группы называются «Части речи». Прочитайте название раздела в учебнике.

- Как вы понимаете это выражение «Части речи»? Что такое все слова? Чем же отличаются друг от друга слова каждой части речи.

ФИЗМИНУТКА

- Самая большая группа та, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что?

- Название предметов.

- Действие предмета.

- Признаки предметов.

- В, на, …

- Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам.

Командиры групп оценивает работу, и выставляют баллы в маршрутный лист каждого ученика.

- Все слова – это речь. Речь делится на части, слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают

6. Самостоятельная работа.

Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта.

Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.

8 минут

- Порядок в городе Части речи мы навели. Осталось освободить Виктора Перестукина.

- Для этого надо выполнить трудное задание 7 блока модуля.

- Прочтите методические указания. Как вы будете работать?

Работа с классом. Упражнение 208.

- Прочитайте столбики слов.  

- На какой вопрос отвечают слова каждого столбика? Что они обозначают? Какие это части речи? Какие орфограммы встречаются в этих словах? К каким словам можно подобрать проверочные? Составьте из данных слов предложения, а из предложений – текст.

Самостоятельная работа по методическим указаниям модуля.

Выборочная проверка тетрадей. Класс проверяет свою работу по контрольной карточке. Каждый оценивает свою работу самостоятельно.

- Сначала работаем с классом и составляем предложения.

- Дети читают по цепочке.

Контрольная карточка.

1 и 2 уровень.

Медленно наступает рассвет. Не шелестят (шелест) листья на деревьях (дерево). Еще не поют птицы. Прозрачные капли росы (росы) сверкают на траве (травы). Скоро из-за леса покажется алое солнце (солнышко).

3 уровень.

Вся местность (место) покрыта снегом. В воздухе кружилась сетка (сеточка) из мягких (мягок) пушистых снежинок (снег). Легкие (легок) пушинки легли (лег) на деревья (дерево). Все заиграло (игры), заискрилось (искры) под лучами зимнего солнца (солнышко).

7.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения.  

3 минуты

- Ответьте на вопросы 8 блока модуля.

- Чему вы научились сегодня на уроке? Нужны ли вам эти знания? Для чего?  

Мы прошли почти все блоки нашего модуля, и Витя ждет, когда откроются скобки.

- Кто испытывал затруднения в работе? В чем заключаются эти трудности? А кому было легко работать? Почему, как вы думаете?

- Прочитайте задание, которое вы будете выполнять дома.

Думаю, пришло время освободить Виктора Перестукина. Будем надеяться, что больше такой путаницы по его вине не произойдет в городе Части Речи.

- Выполним задания  9 блока модуля.

- Подсчитайте количество набранных вами баллов.

- Если вы набрали 24 и более баллов, то можно сказать, что сегодня вы поработали хорошо. Молодцы те, кто набрал от 35 до 40 баллов. Оцените свою работу. Покажите, какая отметка стоит в вашем маршрутном листе.

- Оцените работу класса. Почему вы поставили именно такую оценку нашему уроку?

- Сегодня вам пригодились знания, полученные раньше, сообразительность, внимание, навык красивого и грамотного письма.

- А жители страны Грамматика дают вам добрый совет, который вы прочитаете на обратной стороне ваших маршрутных листов:

Грамматика, Грамматика – наука очень строгая!
Тебя, моя Грамматика, осилю понемногу я!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

- Научились ставить вопросы к словам, разбивать слова на группы, узнали названия частей речи, эти знания нужны для того, чтобы наша речь была грамотной, красивой и т.п.

- Было интересно, внимательно слушали, вспомнили то, что знали, работали дружно и т. п.

Маршрутный лист для каждого ученика

Фамилия, имя

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

5 блок

6 блок

7 блок

8 блок

9 блок

Итог

 Модуль выдается каждому ученику.

Совет: хорошо выделять блоки модуля разными цветами и использовать шрифт не ниже 14, тогда текст не будет сливаться, глаза детей не устанут,

Номер учебного блока

Учебный материал с указание задания

Помощник

1. Минутка чистописания

Цель: закрепить навык написания букв и способов соединений.

Прохождение данного этапа поможет вам в развитии каллиграфического навыка, в улучшении почерка.

1 уровень. Напиши росчерк. Элементы каких букв ты видишь? Запиши эти буквы.

2 уровень. Напиши росчерк. Запиши как можно больше буквосочетаний. В буквах должны быть элементы этого росчерка.

3 уровень. Напиши росчерк. Придумай и запиши слова, в буквах которых встречаются элементы этого росчерка.

Работай самостоятельно!

Прочитай задание.

Напиши красиво росчерк.

Трудно?

Воспользуйся алфавитом.

Оцени работу соседа.

2. Входной контроль

Цель: проверить знания по изученным ранее темам.

Этот этап поможет вам в развитии памяти и внимания, а также покажет вам уровень ваших знаний.

1

Действие

7

2

Разделительный Ь

6

3

Безударная гласная в корне слова

5

4

Предмет

4

5

Безударная гласная в приставках

3

6

Предлоги

2

7

Признак

1

Вопросы:  

1. Какая орфограмма находится между корнем и буквами е ё и ю я?

2. что обозначает слово, отвечающее на вопросы кто? Что? 

3. К каким словам нельзя задать вопрос?

4. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

5. Какая общая орфограмма у этих слов: большие, плясать, озеро, дельфин?

6. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делать? Что делала? Что сделает? И т.п.

7. Найди лишнее слово и определи его орфограмму: склонился, задумчиво, сбежал, выстрелить.

Работай самостоятельно по своему варианту!

Прочитай запись в таблице.

Ответь на вопросы.

Красиво запиши в тетрадь номер ответа.

Проверь по ключу.

Оцени себя.

5 б. – нет ошибок

4 б. – 1 ошибка

3 б. – 2 ошибки

3. Проблема.

Цель: найти условие (что-то общее), по которому можно классифицировать эти слова.

Этот этап  подготовит вас для прохождения следующего блока. Вы проверите свое умение логически мыслить.

Что общего у вех слов, которые вы видите в классе? Эти слова пригодятся нам для написания сочинения.

Классифицируйте слова.

Работай в группе.

Обсудите проблему.

Выскажи свое мнение.

4.Поиск решения проблемы.

Цель: найти условие классификации слов.

Задание поможет научиться разбивать слова на группы по новому условию, научит отстаивать свое мнение.

1 уровень. Задай вопрос к каждому слову

Светит яркое солнце.

Закончи схему   Что делает?   _________      _____________.

Составь и запиши предложение по этой схеме, но с другими словами.

Почему у разных предложений разная схема?

2 уровень. Выполни упражнение 205.

3 уровень. Составь схему к каждому предложению.

Кошка пила молоко.        Хорошо пила наточена.

Почему слова написаны одинаково, а вопросы разные?

Работай в группе.

Выбрать уровень трудности.

Выбрать командира.

Обсудить в группе ход выполнения задания.

Записать в свою тетрадь.

Работать с классом.

Командир оценит твое участие.

5.Наблюдение над частями речи.

Цель: познакомиться с понятием «части речи» и с названием частей речи русского языка.

Освоение данного модуля поможет вам научиться группировать слова по вопросам, совершенствовать орфографическую зоркость, развивать внимание, умение логически мыслить, поможет найти взаимопонимание между членами вашей группы.

1 уровень. Придумай по 4 слова и запиши их группами. Выдели орфограммы.

Что?                          Какой?                          Что делает?

2 уровень. Выполни упражнение 206,   выдели в словах орфограммы.

3 уровень. Выполни упражнение 207, обозначь в словах орфограммы.

Работай в группе и самостоятельно.

Прими участие в обсуждении.

Запиши в тетрадь.

Трудно?

Позови учителя.

Проверь по контрольной карточке.

Командир оценит твое участие.

6. Работа со схемой.

Цель: запомнить название частей речи.

Работа на этом этапе поможет тебе запомнить название частей речи, будет способствовать развитию грамотной устной речи.

Страница 5, определение и схема.

Работай в паре.

Прослушай стихотворение.

Задай соседу вопросы по схеме.

Прими участие в работе класса.

Оцени работу соседа.

7.Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания по теме «Части речи»

Освоение данного модуля поможет тебе закрепить знания о частях речи, полученные на уроке, увидеть их роль в тексте, в развитии твоей связной письменной  речи, будет способствовать развитию внимания и памяти, обеспечит базу для дальнейшей успешной работы.

Упражнение 208

1 уровень. Запиши текст, выделяя орфограммы. Напиши над словами простым карандашом названия частей речи.

2 уровень. Запиши текст, обозначая орфограммы. Напиши над словами простым карандашом названия частей речи.

3 уровень. Прочитай слова. Дай будущему тексту название. Составь из слов предложения. Запиши полученный текст. По ходу записи выделяй орфограммы и над словами пиши простым карандашом названия частей речи.

Местность        покрыта

Снегом        вся

Воздухе                                мягких        в

Сетка        кружилась        пушистых        из

Снежинок

Пушинки        легли                          легкие

Деревья        на

Лучами        заиграло        зимнего

Солнца        заискрилось        под        всё

Работай с классом.

Отвечай на вопросы учителя.

Составляй с классом текст.

Ставь номера слов в предложениях.

Работай самостоятельно.

Выбери уровень трудности.

Запиши в тетрадь по заданию.

Будет трудно – зови учителя.

Учитель проверит и оценит твою работу.

8 Резюме.

Цель: подвести итог работы.

Освоение данного учебного элемента поможет увидеть главное на уроке, поможет научиться высказывать свое мнение.

Чему вы научились на уроке? Нужны ли вам эти знания? Кому было трудно? В чем вы испытывали затруднение? Кто продолжил бы этот урок?

Работай с классом.

Сделай выводы.

Достиг ли ты цели урока?

Запиши домашнее задание: выучи правило, выполни упражнение 209

9. Рефлексия.

Цель: оценить свое участие на уроке.

Этот модуль покажет, как вы поработали на уроке.

Поставь оценку в маршрутном листе за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Презентация к уроку "Роль местоимений в речи" Урок открытия нового знания

Тема урока: Роль местоимений в речи.Тип урока: Изучение нового материала.Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной ч...