Части речи (Урок «открытия» нового знания)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку
Класс 3 ОС «Школа 2100»
Цель | Познакомить с отличительными особенностями частей речи. Создание условий для развития орфографической зоркости. Воспитание интереса и любви к русскому языку. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлог. | |
Планируемый результат
| Предметные | УУД |
Знать отличительные особенности частей речи. Названия частей речи. Уметь ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса. Уметь отличать предлоги от других слов.
| Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие». Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану. Коммуникативные: сотрудничать при работе в команде. Познавательные: установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, решение учебных задач по аналогии. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1chasti_rechi.docx | 43.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по русскому языку
Класс 3 ОС «Школа 2100» Учитель Русанова С.В.
Общая характеристика учебного занятия
Тема | Части речи (Урок «открытия» нового знания) | |
Цель | Познакомить с отличительными особенностями частей речи. Создание условий для развития орфографической зоркости. Воспитание интереса и любви к русскому языку. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлог. | |
Планируемый результат | Предметные | УУД |
Знать отличительные особенности частей речи. Названия частей речи. Уметь ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса. Уметь отличать предлоги от других слов. | Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие». Регулятивные: определять цель деятельности с помощью педагога, составлять план, следовать плану. Коммуникативные: сотрудничать при работе в команде. Познавательные: установление причинно-следственных связей, проведение сравнительного анализа, решение учебных задач по аналогии. | |
Межпредметные связи | ||
Учебный предмет (курс) | Формы приемы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (работа с текстом, выразительное чтение, произведение Л.Герскиной «В стране невыученных уроков»). Математика (алгоритм действий). | Фронтальная, коллективная, парная, самостоятельная. Игровые методы. Системно-деятельностный подход. Модульная технология. | Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. Презентация Smart Notebook. |
Структура учебного занятия (этапы)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент Цель этапа: самоопределение к деятельности. 2 мин. | 1. Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу! Сяду ровно, не согнусь, за работу я примусь! 2 . Запишите сегодняшнее число, вид работы (классная работа). Обратите внимание на орфограммы в записи даты. - Витя Перестукин, о приключениях которого мы узнали на уроке чтения, просит нас о помощи. Снова он попал впросак в стране Грамматика. Вы постараетесь помочь Вите, а то он сидит в «скобках» и ждет приговора? - Тогда самое время отправиться в путешествие в страну Грамматика! (Звучит музыка группы Роксэт). - Во время путешествия вы откроете новые знания, закрепите уже имеющиеся, продолжите обучение решению орфографических задач. В помощь вам будут уже известные модули. | 1. Хором проговаривают вступление и выполняют действия 2. Записывают. Осуществляют процедуру самоконтроля. 3. Дети соглашаются помочь Вите. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: активизируются имеющиеся знания, постановка проблемного вопроса. 7 мин. | Чистописание. - Прочитайте название первого этапа. Что нам даст работа по заданию этого блока? Росчерк написан на доске. - Прочтите указания модуля. Работайте самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, с какими буквами должны быть слова. (письменные буквы В, Н, К, Ю, Б, у, д, з, написаны на контрольной карточке). Оцените работу соседа. Выставить баллы в его маршрутный лист:
Входной контроль. - Мы у входа в страну грамматика. Нам откроют эти ворота, если вы правильно ответите на вопросы входного контроля. - Работа с модулем. Что даст нам прохождение данного блока? Прочтите методические указания из столбика «помощь». Первый вариант – это левый набор цифр-ответов, второй вариант – правый. - На какие вопросы были даны неправильные ответы? А по какому признаку вы нашли лишнее слово при ответе на 7 вопрос? - Открываем ворота в страну Грамматика . | - Дети зачитывают цель данного учебного элемента - Дети читают задания, выбирают уровень, выполняют в рабочих тетрадях. Дети самостоятельно работают с модулем, самостоятельно оценивают свои ответы по ключу, который появляется на доске 1 вариант – 2467315; 2 вариант – 6421573 - Анализируют ошибки. - Называют признак. - Выставляют балл в маршрутный лист. |
3.Постановка учебной задачи. Цель этапа: создание условий для формулирования детьми темы и задачи урока. Показатели реального результата этапа: сформулирована тема урока, определены цель и желаемый результат урока. 1 мин. | - Мы попали в страну Грамматика. А вот и наш знакомый Виктор Перестукин (на экране мальчик сидит в квадратных скобках). Попробуем узнать, что произошло. - Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались все слова. Получится настоящая неразбериха. Именно это и произошло в одном городе в стране Грамматика. Из-за Витиных ошибок нарушился строгий порядок города. Что делать? Конечно, надо помочь вернуть все на свои места. А как? Но можно ли на одну полку положить слова «спокойствие» и «нарядила», на другую «за» и «удивительно»? Вернется ли прежний порядок? Как же надо классифицировать слова? - Значит надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить эти слова на группы. | Называют предполагаемое количество. Надо исправить. - Слова надо как-то сгруппировать или классифицировать. - Нет. - Разделить по группам, разрядам, классам |
4.Построение плана выхода из затруднений. Цель этапа: планирование учебной деятельности. Показатели реального результата этапа: определен план решения учебной задачи. 2 мин. | Для достижения цели, необходим план. План запишем на доске. | Коллективно составляют план 1. Узнаем. 2. Тренируемся. 3. Работаем самостоятельно. 4. Подводим итог. |
5. Решение учебной задачи. Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Показатели реального результата этапа: активная работа учащихся в группах, найдено решение проблемы. 13 мин. | Работа с модулем. Выполните задание третьего блока. Как будете работать? (По стенам класса развешаны слова: зима, спокойствие, нарядила, горит, серебристый, под, перед, красота, опушила). - Узнать, верны ли наши предположения, поможет задание 4 блока модуля. Прочтите цель этого учебного элемента, в чем он вам окажет помощь? Прочитайте указания помощника. Работайте дружно. - После выполнения задания класс отвечает на вопросы модуля. Почему у разных предложений одна и та же схема? - Какое слово пропущено в первом предложении? На какой вопрос отвечает это слово? - А какие еще слова можно вставить вместо этих точек? - Что общего у всех этих слов? - На какой вопрос будут отвечать вторые пропущенные слова? - А третья группа? - Почему трех разных предложений одинаковая схема? - Какие схемы вы составили? А почему слова написаны одинаково, а схемы разные? (Если никто не выберет этот уровень, то рекомендуется его выполнить устно с классом. - Давайте попробуем сделать вывод. - Командиры оценивают участи каждого члена группы в обсуждении проблемы. Баллы выставляют в маршрутные листы. | - В группе. Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения. 1 уровень. На доске заканчивает схему и записывает свое предложение. Слова предложения отвечают на одни и те же вопросы. 2 уровень. - Бегут, смеются, танцуют, играют… Отвечают на один и тот же вопрос: Что делают? - Какие? - Кто? - Слова отвечают на одни и те же вопросы. 3 уровень. - Эти слова имеют разные значения? - В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. |
5.Первичное закрепление Цель этапа: Установление осознанности восприятия. Показатели реального результата этапа: успешное решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7 минут | - Только что мы установили главную мысль нашего урока, причину проблем в грамматическом городе. Но до прежнего порядка в городе еще далеко. - Прочитайте название 5 блока. С какой целью мы будем над ним работать? Чему научит нас этот блок? Как вы будете работать? Прочитайте указания помощника. Чем отличается задание, где надо выделить орфограммы от задания, в котором орфограммы надо обозначить? Контрольные карточки: 1 уровень. Дети зачитывают свои слова. 2 уровень.
3 уровень.
Группа, которая выполнила задание быстрее всех, отвечает у доски (командир записывает результат работы). Если кто-то не согласен, то высказывает свое мнение, дополняет ответ. Проверка происходит по контрольным карточкам, которые появляются на экране. - Какая группа слов самая большая?
- Что обозначают эти слова? - Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Что делала? Что делает? И т.д. - Что обозначают слова, к которым можно поставить вопрос Какая? Какой? - А к каким словам нельзя задать вопрос? - Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества. - Обратите внимание, что все слова разделены на группы. Эти группы называются «Части речи». Прочитайте название раздела в учебнике. - Как вы понимаете это выражение «Части речи»? Что такое все слова? Чем же отличаются друг от друга слова каждой части речи. ФИЗМИНУТКА | - Самая большая группа та, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что? - Название предметов. - Действие предмета. - Признаки предметов. - В, на, … - Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам. Командиры групп оценивает работу, и выставляют баллы в маршрутный лист каждого ученика. - Все слова – это речь. Речь делится на части, слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают |
6. Самостоятельная работа. Цель этапа: Включение знаний в систему жизненного опыта. Показатели реального результата этапа: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. 8 минут | - Порядок в городе Части речи мы навели. Осталось освободить Виктора Перестукина. - Для этого надо выполнить трудное задание 7 блока модуля. - Прочтите методические указания. Как вы будете работать? Работа с классом. Упражнение 208. - Прочитайте столбики слов. - На какой вопрос отвечают слова каждого столбика? Что они обозначают? Какие это части речи? Какие орфограммы встречаются в этих словах? К каким словам можно подобрать проверочные? Составьте из данных слов предложения, а из предложений – текст. Самостоятельная работа по методическим указаниям модуля. Выборочная проверка тетрадей. Класс проверяет свою работу по контрольной карточке. Каждый оценивает свою работу самостоятельно. | - Сначала работаем с классом и составляем предложения. - Дети читают по цепочке. Контрольная карточка. 1 и 2 уровень. Медленно наступает рассвет. Не шелестят (шелест) листья на деревьях (дерево). Еще не поют птицы. Прозрачные капли росы (росы) сверкают на траве (травы). Скоро из-за леса покажется алое солнце (солнышко). 3 уровень. Вся местность (место) покрыта снегом. В воздухе кружилась сетка (сеточка) из мягких (мягок) пушистых снежинок (снег). Легкие (легок) пушинки легли (лег) на деревья (дерево). Все заиграло (игры), заискрилось (искры) под лучами зимнего солнца (солнышко). |
7.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель этапа: проверка уровня достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Показатели реального результата этапа: дети делают вывод о решении / нерешении проблемы урока. Оценивают свои личные достижения. 3 минуты | - Ответьте на вопросы 8 блока модуля. - Чему вы научились сегодня на уроке? Нужны ли вам эти знания? Для чего? Мы прошли почти все блоки нашего модуля, и Витя ждет, когда откроются скобки. - Кто испытывал затруднения в работе? В чем заключаются эти трудности? А кому было легко работать? Почему, как вы думаете? - Прочитайте задание, которое вы будете выполнять дома. Думаю, пришло время освободить Виктора Перестукина. Будем надеяться, что больше такой путаницы по его вине не произойдет в городе Части Речи. - Выполним задания 9 блока модуля. - Подсчитайте количество набранных вами баллов. - Если вы набрали 24 и более баллов, то можно сказать, что сегодня вы поработали хорошо. Молодцы те, кто набрал от 35 до 40 баллов. Оцените свою работу. Покажите, какая отметка стоит в вашем маршрутном листе. - Оцените работу класса. Почему вы поставили именно такую оценку нашему уроку? - Сегодня вам пригодились знания, полученные раньше, сообразительность, внимание, навык красивого и грамотного письма. - А жители страны Грамматика дают вам добрый совет, который вы прочитаете на обратной стороне ваших маршрутных листов: Грамматика, Грамматика – наука очень строгая! | - Научились ставить вопросы к словам, разбивать слова на группы, узнали названия частей речи, эти знания нужны для того, чтобы наша речь была грамотной, красивой и т.п. - Было интересно, внимательно слушали, вспомнили то, что знали, работали дружно и т. п. |
Маршрутный лист для каждого ученика
Фамилия, имя | |||||||||
1 блок | 2 блок | 3 блок | 4 блок | 5 блок | 6 блок | 7 блок | 8 блок | 9 блок | Итог |
Модуль выдается каждому ученику.
Совет: хорошо выделять блоки модуля разными цветами и использовать шрифт не ниже 14, тогда текст не будет сливаться, глаза детей не устанут,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс
Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...
Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс
Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...
Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...
Презентация к уроку "Роль местоимений в речи" Урок открытия нового знания
Тема урока: Роль местоимений в речи.Тип урока: Изучение нового материала.Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной ч...