Организация работы над ошибками во внеурочное время
статья по русскому языку по теме

Чеченева Наталья Григорьевна

Данные приёмы работы над ошибками,  активизируют самостоятельную внеурочную деятельность школьников, формируют у них языковые умения, повышают мотивация и самооценку. В работе описаны способы организации самостоятельной работы над ошибками школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация   работы над ошибками во внеурочной деятельности

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Школа. Конец рабочего дня. Дежурные раздают тетради. Ученики с нетерпением листают страницы.  Таня и Виталик получили пятерки, ошибок нет. У Ани, Максима и Кати по одной ошибке. Они внимательно изучают  ошибки, задают вопросы. У этих детей нет проблем с грамотностью.

А остальные? Открыли тетрадь, увидели свои оценки и отложили её в сторону. Все! Нет ни вопросов, ни интереса к своим ошибкам, ни желания их исправить, ни грамотности.  

Как  помочь таким детям? Как привлечь внимание к допущенной ошибке и организовать ее исправление? Где для этого взять время и дидактический материал, как вести учет ошибок и по каким темам провести повторение в классе? Все ученики усвоили тему, а Ваня нет. Как увидеть его трудности и  помочь?  

Важное звено в обучении языку – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. «Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб ученики работали над своими ошибками».

Для решения данных проблем была создана «ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

«ПАМЯТКА» состоит из теоретической части (объяснение, правило, схемы) и указаний по исправлению ошибки (алгоритм рассуждений).  По мере продвижения в учебном материале учитель оформляет орфограммы для памятки и раздает каждому ученику. Дети наклеивают в общую тетрадь или вкладывают в файлы.

1 класс. Изучаем тему «Правописание слов с предлогами». Слова с предлогами пишутся раздельно. Каждый школьник знает это правило, но в тетради часто встречаются ошибки. Почему?

 Ученик не научился применять правило или не видит орфограмму.   На помощь приходит «ПАМЯТКА». Она служит справочником, учит, как действовать, чтобы избежать ошибок

Ежедневно проверяя детские тетради, педагог исправляет ошибки своих учеников и организует работу по их исправлению. На полях ставятся цифры. Их проставляет учитель. Каждой ошибке соответствует своя цифра в памятке. В любой письменной работе 4 проставленная на полях, будет напоминать ученику,  «ты не умеешь писать слова с предлогами, повтори правило, делай так …».

Цифра на полях отсылает ученика к «Памятке …», которая есть у каждого. Учителю легко контролировать пробелы в знаниях детей. Удобно заполнять таблицу после проверки самостоятельных или творческих работ школьников

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1 класс

ф и

Номер орфограммы по «ПАМЯТКЕ»

1

2

3

4

5

  Катя

1

1

  Даша

1

4

Если при проверке тетрадей  часто встречается номер орфограммы, это сигнал, дети не усвоили или забыли материал и педагог организует коррекционную работу в классе, включая задания на повторение в план урока.

Периодически просматривая номера орфограмм каждого ученика, учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по ликвидации пробелов с ним. Если у школьника повторяется несколько раз номер орфограммы, то в тетрадь вкладывается карточка из дидактической части «ПАМЯТКИ»:

К     9  -  1

Повтори правило 9 в «ПРОРАБОТКЕ». Выпиши слова с разделительным Ь знаком.

Дарья, коньки, братья, муравьи, жизнь, крылья, шью, деньги, льёт, стулья, соловьи, пеньки, семья,  колья, подъезд, Татьяна, ружьё.

Первая цифра указывает номер орфограммы в памятке, а вторая номер карточки. Такие карточки удобно хранить в электронном виде, и распечатывать по мере необходимости в ящичке подходящего размера, по номерам орфограмм. Карточки большего размера служат указателями тем. Учитель просматривает все карточки по теме и выбирает ту, которая поможет ученику в освоении программы.

Данные приёмы работы над ошибками,  активизируют самостоятельную внеурочную деятельность школьников, формируют у них языковые умения, повышают мотивация и самооценку.

Самое важное в организации самостоятельной работы над ошибками – добиться того, чтобы школьники стремились избавиться от них. «Писать на родном языке с ошибками – стыдно!». Это девиз нашего класса. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы учащихся во внеурочное время по формированию творческой активности.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести,...

«Современные формы, методы, приемы работы с детьми во внеурочное время»

Возникновение многообразных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество.Расширение международных связей и увлечение организованным туризмом, увеличение потребности в специалист...

Организация работы классного коллектива во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Выступление на августовской секции учителей начальных классов района. Дата выступления 26 августа 2013 года...

Организация работы воспитателя ГПД во внеурочное время (из опыта работы)

Данная презентация включает в себя творческие работы детей....

Система работы над предупреждением ошибок. Организация работы над ошибками.

Материал из опыта работы. Разработаны памятки для учащихся по выполнению работы над ошибками в начальной школе  по русскому языку и математике....

Презентация "Организация работы над ошибками по русскому языку"

Система работы по русскому языку над ошибками обучающихся начальных классов...