Развитие активного словаря учащихся
статья (русский язык) на тему

Шутёмова Елена Витальевна

Выступление на межрайонной научно-методической конференции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_aktivnogo_slovarya_uchashchikhsya.rar824.33 КБ

Предварительный просмотр:

Шутёмова Елена Витальевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»

Развитие активного словаря учащихся начальной школы

         Признаком  хорошо развитой речи учащихся является богатство их словарного запаса. Однако анализ школьной практики показывает, непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на их речевом развитии, на успешности обучения детей. На уроках литературного чтения часто сталкиваюсь с ситуациями непонимания лексического значения слов. Для разбора учащимся дано предложение из рассказа Н.Сладкова «Круговерть»: «Скользит яростная позёмка». Пытаемся представить картину, нарисованную в предложении, и тут выясняется, что дети не знакомы со словом «позёмка».  С подобными ситуациями в своей работе встречался каждый учитель. Вывод один: развитие активного словаря учащихся – одна из задач учителя.

         В целях повышения речевой культуры учащихся стараюсь использовать в своей работе упражнения лексического характера. Уроки литературного чтения позволяют проводить разные виды словарной работы. В группу упражнений входят:  

использование толкового этимологического, синонимического словарей;

– показ предмета или действия, обозначаемого данным словом;

– демонстрация картины, рисунка, иллюстрации с изображением предмета,        обозначаемого данным словом;

– подбор синонимов, антонимов;

– введение незнакомого слова в предложение;

– работа над фразеологизмами.

         Для лучшего усвоения орфографического облика слова полезно использовать этимологический анализ. Проиллюстрирую сказанное примером из практики.

        Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, села, города. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому? Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. "Рябые", – говорили в народе. По образному выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра.


         Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.  

        Предлагаю следующие виды работ с фразеологическими оборотами:

Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

–Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм.

За тридевять земель, с гулькин нос, рукой подать, взять себя в руки,

воспрянуть духом.
– Назовите  фразеологизмы со словом вода:

Как в воду опущенный, водой не разольешь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, лить воду на чью-то мельницу, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.

         В  учебнике «Любимые страницы» О.В. Кубасовой  содержится большое количество слов, которые хотя и понятны детям, но находятся в их пассивном запасе. Поэтому необходимо активизировать книжную лексику, научить младшего школьника употреблять в своей речи слова из разных стилей литературного языка. Рассмотрим на примере сказки «Два Мороза». Внимание обращается на глаголы «подпрыгивает, пощелкивает, похлопывает». Сначала учащиеся находят признаки, которые объединяют эти слова, а именно: слова обозначают действия, начинаются с по- и заканчиваются на -ивает, -ывает. Эти слова обозначают действие, которое совершается несколько раз, постепенно, встречаются в сказках и в разговорной речи. Учащиеся под руководством учителя пробуют образовать подобные слова: кашляет – покашливает, кричит – покрикивает, болит – побаливает. Данное упражнение способствует расширению словаря детей. Составление предложений из этих слов позволяет перевести их из пассивного запаса в активный словарный запас.

        Для того чтобы слово стало для ученика «своим»,  т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения познавательной активности у учащихся с недостатком интеллекта на уроках развития речи

Презентация к методическому объединеию учителей начальных классов , работающих в школе 8 вида.  Упражнения  и задания по развитию познавательной активности у учащихся с нарушением интеллекта...

Введение в активный словарь учащихся синонимов и антонимов

Повышение качества и эффективности лексической работы на уроках русского языка в начальных классах  (...

Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.

Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников....

Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ

Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:-  словарная работа; обогащение словарного запаса - развитие речевого аппарата - ...

"Формирование активного словаря у детей с ОВЗ на уроках развития устной речи с использованием дидактических игр".

Данная работа содержит теоретические основы проблемы формирования активного словаря у детей с ОВЗ на уроках развития устной речи и практические материалы для решения этой проблемы (дидактические игры ...

Статья. « Обогащение активного словаря учащихся. Работа с синонимами в начальной школе».

  Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Упражнения в употреблении синонимов  - путь к овладению этого богатства....