Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК (Бунеев Р. 4 класс)
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование уроков на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx190.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку ( 4 класс)

(5 часов в неделю,170 часов в год)

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательной программы по русскому языку МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №,», учебного плана школы, требований к уровню подготовки учащихся 4 классов и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.

Пояснительная записка.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Раздел «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст». В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

  1. мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
  2. безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
  3. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ,  в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
  4. раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографический правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет  578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

4-й класс

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Формы контроля: текущий контроль (проверочные работы, контрольные работы, контрольные срезы знаний, словарные диктанты), итоговый контроль (итоговая контрольная работа, контрольное изложение).

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографический. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 8-10 слов;

3 класс - 10-12 слов;

4 класс - 12-15 слов.        

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

                                                             

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник.  4-й класс;
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  4-го класса;
  • М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 4-го класса;
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  • проектор;
  • компьютер.
  • Примеры работ при использовании компьютера:
  • орфографический и пунктуационный тренинг;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Тематическое содержание

№ раздела

темы

Количество часов

Федеральный компонент

Школьный компонент

1

1.Повторение пройденного в 1-3 классах

2

Предложение. Текст

2.Простое предложение. Предложения с однородными членами

3.Сложные предложения с союзами и, а, но

4.Предложения с прямой речью

3

Слово. Части речи и члены предложения

Имя существительное

5.Что мы уже знаем об имени существительном

6.Изменение имён существительных по падежам

7.Три склонения имён существительных

8.Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

9.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

4

Имя прилагательное

10.Что мы уже знаем об имени прилагательном

11.Словоизменение имён прилагательных

12.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

5

Глагол

13.Что мы уже знаем о глаголе

14.Словоизменение глаголов

15.Правописание безударных личных окончаний глаголов

16.Разбор глагола по составу

6

17.Повторение

Итого за год:

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе.

5 часов в неделю, 170 часов в год.

№п/п

дата

коррекция

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1.Повторение пройденного в 1-3 классах (17 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык».

Поэты и писатели о русском языке

Знакомиться с новым учебником, использовать

приёмы ознакомительного и просмотрового чте-

ния.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове,

объяснять причины расхождения количества

звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограмма-

ми, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования с пред-

варительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению при-

ёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

2

Входная контрольная работа. Списывание

3

Повторение фонетики и графики

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

5

Что такое графика

6

Фонетический разбор слова

7

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

10

Повторение состава слова

11

Повторение изученного о частях речи

12

Повторение изученного по синтаксису

13

 Проверочная работа по теме «Состав слова»

14

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

16

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

17

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

2.Предложение. Текст ( 29 часов)

2. Простое предложение. Предложения с однородными членами

1

Как отличить простое предложение от сложного

Различать простые и сложные предложения на

слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на основе коллективного ана-

лиза) основные признаки текста: целостность, связ-

ность абзацев и предложений по смыслу и грамма-

тически, законченность. Использовать эти пара-

метры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению при-

ёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках

литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с одно-

родными членами и союзами и, а, но. (П)

Конструировать предложения с однородными

членами без союзов и с союзами и, а, но. (П)

Готовиться к написанию сочинения: формули-

ровать замысел, составлять план, работать с чер-

новиком.

Продуцировать текст с использованием однород-

ных членов предложения, соединённых союзной

и бессоюзной связью («Что я люблю»).

2

Однородные члены без союзов и с союзом и

3

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

4

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

5

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

6

 Обучающее сочинение «Что я люблю»

7

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

8

Упражнения на повторение.

9

Контрольный диктант по теме «Предложение»

10

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

3. Сложные предложения с союзами и, а, но

11

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Проверять и редактировать текст сочинения.

Находить и исправлять орфографические и пун-

ктуационные ошибки, работать по алгоритму.

Приобретать опыт разграничения сложных

предложений и предложений с однородными чле-

нами (с союзами и, а, но и без союзов). (П)

Создавать устное высказывание на грамматиче-

скую тему по предварительно составленному

плану.

Готовиться и писать свободный диктант по

тексту с изученными синтаксическими кон-

струкциями.

Продуцировать текст с использованием слож-

ных предложений с союзами и, а, но и без союзов

(сочинение «Субботний вечер у нас дома»).

Выделять на слух и в тексте предложения с пря-

мой речью (слова автора плюс прямая речь). (П)

Приобретать опыт конструирования предложе-

ний с прямой речью и их пунктуационного

оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предло-

жения с прямой речью (сочинение «Что сказала

мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подроб-

ное изложение), включающий предложение с пря-

мой речью (после предварительной подготовки).

Выделять при обсуждении текста его значимые

части, формулировать заголовки, составлять

план (в группах, парах).

12

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

13

Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану.

14

Свободный диктант

15

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

16

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

17

Упражнения на повторение. Проверочная работа

18

Запятая в сложном предложении

19

Контрольный диктант «Сложные предложения с союзами и,а,но».

20

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

4. Предложения с прямой речью

21

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

22

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

23

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

24

Использование в тексте предложений с прямой речью

25

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

26

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

27

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

28

Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью»

29

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

3. Слово.   Части речи и члены предложения. (39 часов)

Имя существительное.

5. Что мы уже знаем об имени существительном

1

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

Выделять в предложении самостоятельные и

служебные части речи. Накапливать опыт по

выявлению грамматических признаков, общих

для самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён

существительных, начальную форму.

Относить имя существительное к одному из

трёх склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм

определения склонения имени существительно-

го, работать по алгоритму, осуществлять само-

контроль.

Участвовать в совместной работе (в парах, груп-

пах, фронтально) по открытию нового знания,

включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и

имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать опыт употребления имён суще-

ствительных в речи (обучающие изложения и

сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён

существительных (морфологический разбор).

Находить в тексте несклоняемые имена суще-

ствительные, приобретать опыт их согласова-

ния с именами прилагательными в речи.

2

Роль имён существительных в предложении, в речи.

3

Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

4

Многозначные слова

5

Синонимы

6

Антонимы

6. Изменение имён существительных по падежам

7

Наблюдение за словоизменением имён существительных

Находить в словах изучаемые орфограммы, гра-

фически объяснять и контролировать написание.

Решать орфографические задачи с опорой на

алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку опре-

делённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее правило

обозначения на письме безударных гласных звуков.

8

Развитие умения изменять имена существительные по падежам.

9

Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе

10

Именительный и винительный падежи

11

Родительный падеж

12

Дательный падеж

13

Творительный падеж

14

Предложный падеж

15

Обобщение знаний о падежах.

16

Упражнение на повторение.

17

Проверочная работа по теме « Изменение имён существительных по падежам»

7. Три склонения имён существительных

18

Что такое склонение? Три склонения имён существительных

19

Развитие умения определять склонение имён существительных

20

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного

21

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

22

Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

23

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

24

Развитие умений писать слова с  ь после шипящих на конце имён существительных

25

Упражнения на повторение.

26

Проверочная работа по теме « Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

27

Развитие орфографических умений

28

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

29

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

30

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

31

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму

32

 Обучающее изложение

33

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой.  Контрольный словарный диктант

34

Упражнения на повторение.

35

Проверочная работа по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

36

Развитие орфографических умений, повторение

37

Развитие орфографических умений, повторение

38

Контрольный диктант по теме «Безударные окончания имен существительных»

39

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

4. Имя прилагательное (16 часов)

10. Что мы уже знаем об имени прилагательном

1

Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

Различать и характеризовать тексты двух

типов речи – повествования и описания (П).

Наблюдать роль прилагательных (в том числе

прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён при-

лагательных (морфологический разбор), опреде-

лять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных

окончаниях прилагательных, графически объяс-

нять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изу-

ченными орфограммами.

2

Роль прилагательных-антонимов в речи

3

Морфологический разбор имени прилагательного

11. Словоизменение имён прилагательных

4

Изменение имён прилагательных по падежам

5

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

6

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Накапливать опыт употребления в речи имён

прилагательных (обучающее изложение и

сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосоче-

тания прил. + сущ.

7

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

8

Свободный диктант

9

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

10

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой

11

Упражнения на повторение.

12

Проверочная работа по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»

13

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

14

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой

15

Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных»

16

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

5. Глагол (40 часов)

13. Что мы уже знаем о глаголе

1

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Выделять неопределённую форму глагола и преоб-

разовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать

новые знания в совместной исследовательской

деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слу-

шать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному

материалу. Проводить само- и взаимоанализ

выполнения заданий.

2

Значение и грамматические признаки глагола

3

Значение и грамматические признаки глагола

4

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

14. Словоизменение глаголов

5

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Совместно составлять алгоритм определения

спряжения глагола и выбора буквы безударного

гласного в личных окончаниях глаголов.

6

Личные окончания глаголов I и II спряжения

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов

7

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

Анализировать особенности текстов с преимуще-

ственным употреблением глаголов.

Накапливать опыт использования глаголов в

речи, в том числе с безударными личными окон-

чаниями (обучающие изложения и сочинения по

теме).

Называть и систематизировать грамматические

признаки глагола (морфологический разбор).

8

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

9

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

10

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

11

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

12

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

13

Разбор глагола как части речи

14

Контрольный диктант по теме «Безударные личные окончания глаголов»

15

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

16

Знакомство с возвратной формой глагола.

Правописание глаголов с -тся и -ться

17

Правописание глаголов с -тся и -ться

18

Буква ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа

19

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

20

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

21

Контрольное списывание

22

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

23

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

24

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

25

 Обучающее изложение

26

Работа над ошибками в изложении

16. Разбор глагола по составу

27

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

28

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

29

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

30

 Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени

31

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

32

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами.

33

Повторение по теме «Глагол».

34

Упражнения на повторение. Проверочная работа 

35

Проверочная работа по теме « Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами»

36

Развитие орфографических умений.

37

Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант

38

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

39

Контрольный диктант по теме «Глагол»

40

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

6.  17. Повторение (19 часов)

1

Повторение. Слово, предложение, текст

Систематизировать и обобщать изученный

материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания

на лингвистические темы по изученному мате-

риалу.

Проводить в группах исследовательскую (про-

ектную) работу «Что слово может рассказать о

себе» (анализировать звуко-буквенный состав,

морфемный состав, лексическое и грамматиче-

ское значение слова, этимология особенности

сочетаемости с другими словами). Представлять

результат исследования в виде связного выска-

зывания с мультимедийным сопровождением.

2

Повторение. Слово, предложение, тест

3

Повторение. Состав слова

4

Повторение. Состав слова

5

Повторение. Имя существительное как часть речи

6

Повторение. Склонение имен существительных

7

Повторение. Несклоняемые имена существительные

8

Повторение. Слова, близкие по значению

9

Повторение. Слова, противоположные по значению

10

Повторение. Имя прилагательное как часть речи

11

Повторение. Определение  безударных окончаний имен прилагательных

12

Повторение. Глагол как часть речи

13

Повторение. Грамматические признаки глагола

14

Повторение. Правописание глаголов с частицей не

15

Повторение. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

16

Повторение. Местоимение как часть речи

17

Повторение. Простое и сложное предложение

18

Повторение. Предложение с однородными членами

19

Урок-игра. Викторина «Знатоки русского языка»

Контрольные уроки (итоговые)

Контрольный диктант за 1 четверть

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

Контрольный диктант за 2 четверть

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

Контрольный диктант за 3 четверть

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

Контрольный диктант за 4 четверть

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся

Муниципальная контрольная работа

Анализ ошибок и коррекция знаний учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная система «Школа России» Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 а класса

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным график...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-4 классов

Рабочая   программа по  русскому языку  для  1-4  классов  разработана на основе:1. Федерального  государственного образовательного  стандарта начального...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1- 4 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета  «Русский язык»  для 1- 4 классов (базовый уровень)...

Учебно - методический материал. Рабочая программа по предмету «Русский язык» УМК «Перспектива» 4 класс

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУУМК «Перспектива» Рабочая программа по русскому для 4 класса беспечивает реализацию Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» (базовый уровень) 4 класс 2017 – 2018 уч.г.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 4 класс, составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).  В учебном...

Рабочая программа по предмету Русский язык (полный курс) 1 класс (ЗПР)

Данная программа для учащихся 1-х классов с ОВЗ (ЗПР), включает в себя: обучение грамоте (чтение, письмо), русский язык (систематический курс), развитие речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для учащихся 1 класса школ с ограниченными возможностями

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» для учащихся 1 класса школ с ограниченными возможностями...