Рабочая программа по русскому языку для 2 класса.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Соловьева Светлана Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование ( на основе авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx111.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по русскому языку 2 класс (170 ч)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК «Школа России»).

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

-        ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-        формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

     Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

-        развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-        формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

-        формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

-        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика  учебного предмета

           Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы, разработанной Н. С. Рождественским и получившей дальнейшее совершенствование в современной школе. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовершенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Продолжая традиции российского образования, авторы  уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».

     Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

     Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех  занятий  по  русскому  языку,  именно  оно  содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

     Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

     На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.

Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они имеют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.

3.  Активизация  мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

     Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

     В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

4.  Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

     Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.

     Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.

     В программе каждого класса имеются центральные, основные темы или разделы. Однако при распределении учебного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Сведения по языку, грамматические выводы и определения, орфографические и пунктуационные правила, разъяснения и комментарии учителя должны занимать на уроке определенное время и место. Все это будет обеспечивать необходимый уровень осознавания языковых явлений.

Содержание курса

   Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.

     Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).                     

     Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.

    Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.

     На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят занята).

      Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.

     Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.

    Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.

     Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.

     Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.

     Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.

     Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотвор-ный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.

Систематический курс

            Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости, мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных по вопросам кто? и что?

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Различие имён прилагательных по вопросам какой? какая? какое?

Глагол. Значение и употребление в речи. Различие глаголов по вопросам что делал? и т.п.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу 

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Описание места учебного предмета  в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе во  2 классе — 170 ч (5 ч в неделю).

Наша речь (4 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слово и его лексическое значение (22ч).

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч).  

Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. 

Части речи (47 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Текст (5 ч)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Повторение изученного за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Ценностные ориентиры содержания предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  • названия и порядок букв русского алфавита,
  • признаки гласных и согласных звуков,
  • ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие,
  • способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком,
  • правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:

-      безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;

  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
  • писать слова с буквосочетаниями жи — ши, ча ща, чу — щу, чк, чн, щн;
  • правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
  • писать слова с двойными согласными (Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа лампа, гриб, письмо, яма;
  • распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
  • составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
  • писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
  • составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
  • использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Контрольно – измерительные материалы.

Наименование разделов и тем

Всего часов

в том числе на:

Обуч.соч.

Обуч.изл.

Пров.р.

К.спис.

проекты

Контр.

диктанты

1

Наша речь

4

2

Текст (часть часов ещё включена в другие темы)

5

1

3

Предложение

12

1

1

1

4

Слова, слова, слова...

22

1

1

1

5

Звуки и буквы

34

2

2

2

2

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

1

3

1

1

2

6

Части речи

47

2

3

1

3

7

Повторение

17

1

1

Итого

170

6

5

6

3

4

10

Проекты: 

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо».

Проект  «Рифма».  

Проект «В словари — за частями речи!». 

Нормы оценок в начальной школе


Диктант. 
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии . 
«4» – ставится, если не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. . 

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов; 
• пропуск и искажение букв в словах; 
• замену слов; 
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; 
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 


За
одну ошибку в диктанте считаются: 
- два исправления; 
- две пунктуационные ошибки; 
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове; 
- недописанное слово; 
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
- дважды записанное одно и то же слово в предложении. 

Контрольный диктант. 
Оценки за контрольный диктант. 
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной  негрубой ошибке можно ставить; 
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; 
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; 
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок. 

Оценки за грамматические задания. 
«5» – всё верно; 
«4» – не менее 3/4 верно; 
«3» – не менее 1/2 верно; 
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; 
«1» – не выполнено ни одно задание. 

Словарный диктант.  Количество слов .
«5» – нет ошибок;                                                                1 класс – 7 – 8 слов; 
«4» – 1  ошибки или 1 исправление;                             2 класс – 10 – 12 слов; 
«3» – 2  ошибки ;                                                             3 класс – 12 – 15 слов; 
«2» – 3 ошибок;                                                              4 класс – до 20 слов. 

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); 
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.). 

Календарно-тематическое  планирование по русскому языку во 2 классе.

п/п

дата

Тема урока

Характеристика

деятельности учащихся

Методы оценки достижений обуч-ся

Д/З

план

факт

1 четверть - 45 ч.          Наша речь (4 ч)             

1

3.09

Знакомство с учебником. Какая бывает речь.

Ориентироваться в учебнике. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Уточнять и углублять представление о речи,  ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми. Овладевать монологической формой речи.

2

3.09

Что можно узнать о человеке по его речи?                            

С.7 №3

3

4.09

Как отличить диалог от и монолога?                                      

С.10 №6, правило

4

5.09

Проверка знаний по теме «Наша речь».

тест

С.12 №8

Текст (5ч)

5

6.09

Что такое текст?

Работать  с текстом: определять тему, главную мысль, подбирать заголовок, выделять части, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.

С.16 №12, правило

6

10.09

Что такое тема и главная мысль текста?

С.19 №16, правило

7

10.09

Части текста 

С.20 правило

8

11.09

Входной контрольный диктант «Перед дождем»

К.д.

9

12.09

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

С.21 №19

Предложение (12 ч)

10

13.09

Что такое предложение?                                                          

Составлять  предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме,  рисунку.

Определять  связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.

Различать предложения, словосочетания, слова. Различать предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

Находить главные челны предложения.

Устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении. - знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки

С.26 №24

11

17.09

Как составить из слов предложение?

С.28 №28, правило

12

17.09

Контрольное списывание «Листья деревьев»

К.сп.

13

18.09

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. Главные члены предложения (основа).                                      

С.3 №32, правило

14

19.09

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Слов.д.

С.31 №34,  правило

15

20.09

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.                                                                    

С.34 №38,  правило

16

24.09

Распространённые и нераспространённые предложения.                                                                        

тест

С.36 №42,  правило

17

24.09

Связь слов в предложении.                      

С.38 №45

18

25.09

Сочинение по картине И. С. Остроухова  «Золотая осень».                

Соч.

19

26.09

Анализ сочинений

С.39 №46

20

27.09

Контрольный диктант «Пушок» по теме «Предложение».

К.д.

21

1.10

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Слова, слова, слова... (22 ч)

22

1.10

Слово и его значение.

Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Работать с разными словарями.

Овладеть понятием  однокоренные слова.

Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Создавать тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать  синонимы и антонимы. Знакомится  с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них

корень.

Работать со словарём однокоренных слов учебника.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Делить слова на слоги.

 Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове.

Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

С.44-45 №52

23

2.10

Лексическое значение слова

С.46-47 №57

24

3.10

Однозначные и многозначные слова

С.49 №61

25

4.10

Прямое и    переносное значения слов.                                  

С.51 №65

26

8.10

Синонимы

С.54 №70

27

8.10

Антонимы  

Слов.д.

28

9.10

Что такое антонимы

тест

С.55 №72

29

10.10

Диктант «Лес осенью» по теме «Слова».

Д.

30

11.10

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

С.57 №76

31

15.10

Родственные (однокоренные) слова.                      

32

15.10

Родственные (однокоренные) слова.                  

С.60 №83

33

16.10

Корень слова. Однокоренные слова.

С.62 №88,  правило

34

17.10

Корень слова. Однокоренные слова.

тест

С.64 №94

35

18.10

Слог как минимальная произносительная единица.

С.66 №96

36

22.10

Определение ударного слова

С 67  правило

37

22.10

Определение ударного слова.

С.70 №106

38

23.10

Перенос слов. Правила переноса    

С.72 №109

39

24.10

Перенос слов. Правила переноса    

С.72 №111

40

25.10

Обучающее сочинение по серии картинок «Заячья беда».

Соч.

41

29.10

Проверочная работа по теме «Слово».

Пр.р.

С.73 №112

42

29.10

Контрольный диктант «Зимой в лесу» по теме «Однокоренные слова» .

К.д.

43

30.10

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Слов.д.

С.73-74 №113

Звуки и буквы  (34 ч)

44

31.10

Звуки и буквы.

Слышать  и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков.

Различать  ударные и безударные гласные.

Слышать  звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных.

Соотносить  звуки и буквы, устанавливать их роль в слове.

Научаться русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах.

Различать звуки и буквы.

Обозначать  на письме твердость и мягкость согласных звуков.

Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Знать алфавит: правильное называть буквы и их последовательность.

Использование алфавита  при работе со словарями, справочниками, каталогами. Использовать на письме разделительный ь и ъ Использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использовать орфографический словарь.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны слон, слоник; трава травы, травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными

согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».

Планировать учебные действия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

С.80 №120

45

1.11

Алфавит.

С.82 №123

2 четверть – 35ч.

46

12.11

Алфавит.

47

12.11

Употребление   прописной   (заглавной)     буквы.  

С.87 №133

48

13.11

Как определить гласные звуки.

С.91 №138, правило с.89

49

14.11

Контрольный диктант «Друзья» по теме «Звуки и буквы».

К.д.

50

15.11

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

С.92 №140

51

19.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

С.97 №149, правила

52

19.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

53

20.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

С.98 №151

54

21.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

С.100 №156

55

22.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Слов.д.

С.102 №160

56

26.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

57

26.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

С.105 №163

58

27.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

тест

С.105 №167

59

28.11

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

Соч.

60

29.11

Диктант «В роще».  Проверочная работа  «Правописание безударных гласных».

 Д, Пр.р.

С.109 №173

61

3.12

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

62

3.12

Определение согласных звуков.

С.114 №182, правило

63

4.12

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»

С.115 №185

64

5.12

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»

С.116 №186

65

6.12

Слова с удвоенными согласными

С.118 №190

66

10.12

 Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»

Соч.

67

10.12

Наши проекты. И в шутку и в серьез.

Слов.д.

 проект

С.119

68

11.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

С.121 №196

69

12.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

тест

С.123 №200

70

13.12

Мягкий знак (ь)

С.125 №204, правило

71

17.12

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

72

17.12

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

С.126 №207

73

18.12

Контрольный диктант «Фигурки из снега» по теме «Правописание слов с мягким знаком».

К.д.

74

19.12

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

С.127 №208

75

20.12

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком».

Пр.р.

С.128 №209

76

24.12

Наши проекты. Пишем письмо.

проект

С.129

77

24.12

Обобщающий урок

слов.д.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч).

78

25.12

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарём.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Работать с текстом.

Подбирать к тексту заголовок.

 Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в словах буквосочетания жиши, чаща, чущу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жиши, чаща, чущу.

Работать с предложением и текстом.

Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз морозы, морозный. 

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объяснять написание разделительного ь в словах.

С.5 №3

79

26.12

Развитие речи. Обучающие изложение «Ласточки» по  Л.Н.Толстому.

Изл.

80

27.12

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»

С.6 №6

3 четверть – 50ч.

81

14.01

Проект  «Рифма».  

проект

С.8-9

82

14.01

Контрольный диктант «В лесу» по теме «Буквосочетания».

К.д.

83

15.01

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

С.7 №9

84

16.01

Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу

С.12 №16

85

17.01

Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу

С.14 №21

86

21.01

Проверка знаний по теме «Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу»

тест

87

21.01

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

С.14 №23

88

22.01

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих

С.18 №28

89

23.01

Проверка парных согласных в корне слова.

С.21№33, правила

90

24.01

Проверка парных согласных в корне слова.

Слов.д.

С.23 №36

91

28.01

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста « Каток».

Изл.

92

28.01

Правописание парных звонких и глухих согласных.

С.25 №41

93

29.01

Правописание парных звонких и глухих согласных.

С.26 №43

94

30.01

Правописание парных звонких и глухих согласных.

С.27 №45

95

31.01

 Изложение повествовательного текста по вопросам плана «Оляпка».

Изл.

96

4.02

Проверка знаний по теме «Парные согласные» .

тест

С.28 №47

97

4.02

 Контрольный диктант    «Зяблик» по теме «Парные согласные»

К.д.

98

5.02

  Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

С.28-29 №49

99

6.02

Разделительный мягкий знак (ь)

С.33 №56, правила

100

7.02

Разделительный мягкий знак (ь)

С.34 №58

101

11.02

Правописание слов с разделительным мягким знаком

С.35 №61

102

11.02

Разделительный мягкий знак (ь)

Обобщение изученного материала

Слов.д.

С.36 №63

103

12.02

Контрольное списывание «Зимой»

К.сп.

104

13.02

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

Соч.

105

14.02

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. Проверка знаний по теме « Разделительный мягкий знак»

тест

С.37 №65

106

18.02

Обобщение изученного материала.

С.38№67

Части речи (47 ч)

107

18.02

Что такое части речи.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Формирование умений работать с графической информацией.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Составлять  рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.

Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля туфли, простыня простыни).

Работать с орфоэпическим словарём

Имена существительные,    употребляющиеся   только в одном числе.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) в речи.

Раздельно писать частицу не с глаголом.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имёнприлагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других

слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

108

19.02

Что такое часть речи

С.43 №73

109

20.02

Общее представление об имени существительном как части речи

С.47-48 №79, правила

110

21.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

С.51 №86,правило

111

25.02

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.

112

25.02

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

С.53 №91,правила

113

26.02

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, название книг, журналов и газет.

С.57 №98

114

27.02

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных).

С.59№100

115

28.02

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Слов.д.

С.60 №102

116

4.03

Обучающие изложение «Люлька».

Изл.

117

4.03

Обобщение знаний. Написание слов с заглавной буквой.

С.60 №103

118

5.03

Диктант «Главный город» по теме «Заглавная буква в именах собственных».

Д.

119

6.03

Анализ диктанта. Работа над ошибками

С.55 №96

120

7.03

Число имён существительных.

С.62 №107

121

11.03

Единственное и множественное число имен существительных.

122

11.03

Единственное и множественное число имен существительных.

С.63№109

123

12.03

Обучающие изложение «Случай с Мурзиком».

Изл.

124

13.03

Проверка знаний  по теме «Имя существительное».

тест

С.64 №111

125

14.03

Контрольный диктант «Друзья» по теме «Имя существительное».

К.д.

126

18.03

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

С.65 №114

127

18.03

Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи (общее представление)

Слов.д.

С.68 правило

128

19.03

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи

С.72 №125

129

20.03

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

С.73 №126

130

21.03

Число глагола. Изменение глагола по числам.

С.74-75 правила

4 четверть – 40ч.

131

1.04

Число глагола. Изменение глагола по числам.

132

1.04

Правописание частицы не с глаголом

С.79 №137, правило

133

2.04

Обобщение знаний о глаголе

С.81 №143

134

3.04

Что такое тест повествование.

С.83№145,правило

135

4.04

Проверка знаний по теме «Глагол».

тест

С.84 №147

136

8.04

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

С.86 правило

137

8.04

Связь имен существительных с именами прилагательными.

С.87 №151

138

9.04

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

С.91 №157

139

10.04

Изменение имён прилагательных по числам.

Слов.д.

С.94 №162, правило

140

11.04

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

С.96 №166,правило

141

15.04

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

Проверочная работа .

Пр.р.

С.98 №169

142

15.04

Предлог как часть речи.

С.109 правило

143

16.04

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

С.109 №186

144

17.04

Восстановление предложения.

С.112 №192

145

18.04

Проверочная работа  по теме «Предлоги».

Пр.р.

С.111 №189

146

22.04

Контрольный диктант «Дети в лесу» по теме «Части речи»

К.д.

147

22.04

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

С.112 №191

148

23.04

Что такое местоимение

С.103 №177

149

24.04

Что такое местоимение

С.104 №178

150

25.04

Что такое текст- рассуждение

С.106-107 №182

151

29.04

Проверка знаний. Проект «В словари – за частями речи!»

    проект

С.114-115

152

29.04

Контрольный диктант за 2 класс

Ит.к.д.

153

30.04

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Проверочная работа « Части речи».

Пр.р.

С.107 №3,5

Повторение (17 ч)

154

1.05

Повторение по теме «Текст»

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Повторение и закрепление изученного материала.

Слов.д.

С.116 №194 списать

1 часть

155

2.05

Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро всосновом лесу».

Соч.

156

6.05

Повторение по теме «Предложение»

157

6.05

Главные члены предложения. Распространение предложений второстепенными членами

С.120 №202

158

7.05

Повторение по теме «Слово и его лексическое значение».

тест

С. 122 № 207

159

8.05

Повторение по теме  «Части речи»

С.124 №213

160

9.05

Части речи, их различение. Разбор слова как части речи

С.125 №214

161

13.05

Контрольное списывание  «Новый голосок».

К.сп.

162

13.05

Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками.

С.125 №215

163

14.05

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов

С.126-127 №218

164

15.05

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

тест

С.128 №222

165

16.05

Упражнения в применении изученных правил правописания

С.129 №224

166

20.05

Упражнения в применении изученных правил правописания

Слов.д.

С.129 №225 списать

167-170

20.05, 21.05, 22.05, 23.05

Повторение и закрепление изученного материала.

Т.с.61

Т. №137

Учебно – методическое обеспечение.

-  Учебник ,,Русский язык” 2класс в 2 частях , В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва «Просвещение» 2012г. с приложением на электронном носителе

- ,,Русский язык. Рабочая тетрадь” 2класс в 2 частях, В.П.Канакина, Москва «Просвещение» 2013г.

-“Тесты по предмету «Русский язык» в 2 частях” Е.М. Тихомирова Москва «Экзамен»2013г.

-О.Н.Крылова «Контрольные работы по русскому языку» в 2 частях Москва «Экзамен»2013г.

       - В.П.Канакина, Г.С.Щёголева «Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ» Москва «Просвещение» 2012г.

Комплект таблиц  для нач.шк. «Русский язык. Глагол»

Комплект таблиц  для нач.шк. «Русский язык. Имя прилагательное»

Комплект таблиц  для нач.шк. «Русский язык. Местоимение»

Комплект таблиц  для нач.шк. «Русский язык. Имя существительное»

Комплект таблиц  для нач.шк. «Русский язык.Предложение»

Комплект таблиц  для нач.шк. «Русский язык. Орфография»

Набор таблиц «Словарные слова»

Опорные таблицы по русскому языку 1,2,3 классы

 Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

- приложение на электронном носителе к учебнику ,,Русский язык” 2класс в 2 частях , В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва «Просвещение» 2012г

- Компакт-диск «Уроки русского языка КиМ» (2 класс. Начальная школа)  

Интернет-ресурсы.

 МОиН РФ. Итоговые проверочные работы : дидактические и раздаточные материалы. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443

http://viki.rdf.ru/item/373  (детские электронные презентации и клипы)

http://www.rusedu.ru/  (архив учебных программ и презентаций)

http://festival.1september.ru/  (Презентации к урокам)

http://seninvg07.narod.ru  (Презентации к урокам )

http://pedsovet.su/

http://www.kindergorod.ru

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Интерактивная доска прямой проекции.

 2. Магнитная доска. 
 3. Персональный компьютер.

4. Медиапроектор

Приложение.

Входной контрольный диктант.

Перед дождём.

       По небу плыла темная туча. Ветер кружил пыль. Глухо ударил гром.  Смолкли птицы. Я с Жулькой спрятался в шалаше.

Грамматические задания.

  1. Подчеркни в словах мягкие согласные.

Витя, карета, гардина.

  1. Поставь ударение в словах 1 предложения.
  2. Раздели слова на слоги.

       Машина, орешки, день, майка.

Контрольное списывание «Листья деревьев».

Листья деревьев.

     Осень .Всё кругом пожелтело. Многие деревья теряют свою листву. У большинства таких деревьев листья мягкие. Облетает листва у липы, клена, рябины, дуба. Другие деревья сохраняют зелень всю зиму. Это хвойные деревья.

Грамматические задания.

  1. В 6 предложении подчеркни слова, в которых все согласные мягкие.
  2. Поставь ударение в словах 3 предложения.
  3. Раздели слова для переноса.

Горькие, маленькие, медведь.

Контрольный диктант «Пушок» по теме «Предложение».

Пушок.

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматические задания.

  1. В  4 и 5 предложениях подчеркните основу.
  2. Поставь ударение в словах 4 предложения.
  3. Раздели слова на слоги.

      Марина, арбузы, пень, чайка.

Контрольный диктант «Зимой в лесу» по теме «Однокоренные слова» .

Зимой в лесу.

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания.

  1. Спиши 1 предложение, разделив слова для переноса.
  2. Напиши однокоренные слова к слову белка.
  3. Напиши антонимы.   Тепло -…..       Сытно -…….

Контрольный диктант «Друзья» по теме «Звуки и буквы».

Друзья.

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим принес мальчику палку.

Грамматические задания.

  1. Подчеркните основу в 1 предложении.
  2. Спиши 2 предложение, разделив слова для переноса.
  3. Поставь ударение в словах 4 предложения.

Контрольный диктант «Фигурки из снега» по теме «Правописание слов с мягким знаком».

Фигурки из снега.

    С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

    Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания.

  1. Выпиши 1 предложение. Раздели слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркни основу предложения.
  2. Спиши 2 предложение. Поставь ударение в словах. Подчеркни безударные гласные.

Контрольный диктант «В лесу» по теме «Буквосочетания».

В лесу.

       Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под ёлкой серые ёжики. В чаще леса свищут синички. Цветут ландыши.

Грамматические задания.

  1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
  2. Укажите, сколько букв и звуков в слове Юра.
  3. Укажите количество слогов в словах ёжики, серые, рядом.

Контрольный диктант    «Зяблик» по теме «Парные согласные».

Зяблик.

      По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Грамматические задания.

  1. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
  2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов: (1в. – снег, 2в.- лёд).
  3. Подчеркни основу 2  предложения.

Контрольное списывание «Зимой».

Зимой.

       Гуляют быстрые вьюги. Трещат лютые морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залёг медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей. Надо подкармливать зимой диких животных.

Грамматические задания.

  1. Подчеркни зеленым цветом 2 слова, в которых звуков больше, чем букв.
  2. В 5 предложении подчеркни слово, в котором все согласные звуки звучат мягко.
  3. Выпиши из текста 3 слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Контрольный диктант «Друзья» по теме «Имя существительное».

Друзья.

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания.

  1. Подчеркни имена собственные.
  2. В  4 предложении подчеркни главные члены.
  3. В 1 предложении обозначь им. Сущ.
  4. Запиши им.сущ.  камыши, кирпичи, вещи в ед.ч.

Контрольный диктант «Дети в лесу» по теме «Части речи».

Дети в лесу.

          Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенёк, слушают чудесное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Грамматические задания.

  1.    Выпиши предлоги:

1 в. – из первых 3 предложений.

2в.- из последних 3 предложений.

  1. К словам пенек, детишки запишите проверочные слова.
  2. В 1 предложении над словами надпишите части речи.

Контрольное списывание  «Новый голосок».

Новый голосок.

Три яичка лежали в гнезде. Два лежали тихонько. А у третьего выкрошилась на тупом конце дырочка. Появился птичий клюв. Он сразу раскрылся от удивления. Так в мире стало одной чайкой больше. Птенец чайки на миг оробел. Потом малыш встал на ножки и шагнул. Покатился в жизнь пушистый колобок.

Грамматические задания.

  1. Подчеркни все предлоги.
  2. Из последнего предложения выпиши слово, в котором звуков меньше, чем букв. Сделайте звуко-буквенный анализ этого слова.
  3. В  последнем  предложении подчеркни главные члены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"

рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков

Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и   авторской программы «Русский язык...