Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Гмырина Алена Петровна

РП содержит поснительную записку и КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая учебная программа к учебному курсу по русскому языку для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Виноградова), авторской программы Иванова С. В., Кузнецовой М. И., Евдокимовой А. О., планируемых результатов начального общего образования  и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования  2004 г.

           Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

 Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. В авторской программе и в учебном плане на изучение русского языка в четвертом  классе начальной школы отводится пять часов в неделю. Рабочая программа составлена на 170 часов (34 учебных недели), на 5 часов в неделю.

Цели обучения русскому языку

  • Основная цель: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
  • Социокультурная цель: достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
  • Научно – исследовательская (познавательная) цель: реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире, во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.

Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  • «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  • «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык – часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,  средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Содержание программы:

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (50 часов)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология.

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического  разбора.

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение  глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

Наречие как часть речи.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(71ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи»(31ч)

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки(18 ч).

В программе курса «Русский язык» выделяют  три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  1. «Как устроен наш язык»
  2. «Правописание»
  3. «Развитие речи»

В учебниках реализуется блоковая подача материала. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.  

Рабочая учебная программа  курса «Русский язык»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.

        Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности.

           Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного  подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий:

  • Урок – игра
  • Урок – контрольная работа
  • Урок – защита проекта (ЗП)

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные.

 В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы   контроля:

  1.  Диктант
  2. Словарный диктант
  3. Тестирование
  4. Контрольная работа

Ожидаемые образовательные результаты:

          Блок «Как устроен наш язык

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

Знать

  • изученные части речи
  • значимые части слова;

Знать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение; глагол;
  • предлог и приставку;
  • корень, приставку, суффикс, окончание;
  • главные (подлежавшее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

Уметь приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;

Уметь кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

Уметь:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении)
  • пользоваться словарями;
  • использовать алфавит при работе со словарем.

Блок «Правописание

Уметь:

  • решать практические и учебные задачи, применять правила правописания,
  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 - 80 слов со следующими изученными правилами правописания:
  • прописная буква в начале предложения,  в именах собственных
  • звонкие и глухие согласные в корнях
  • непроизносимые согласные; сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн;
  • удвоенные согласные;
  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
  • разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
  • не с глаголами;
  • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
  • правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • словарные слова, определенные программой;
  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

Уметь:

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

     

       Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в трех видах  деятельности (развитие речи, письме);

- языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами.

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям русского языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;

         -  учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка:

Личностные УУД:

  • освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
  • воспринимать речь учителя (одноклассников);
  • развитие этических чувств — стыда,  совести как регуляторов морального поведения;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
  • сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • использовать в работе на уроке словари, памятки;
  • учиться корректировать выполнение задания;
  • давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных заданий в учебном  процессе;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ деятельности и результат;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • составлять план и последовательность действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
  • определять круг своего незнания; отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала;  извлекать информацию, представленную в разных формах (тексте, таблице, схемах,  памятках);
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать приёмы выполнения задания в соответствии с алгоритмом;
  • ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
  • задавать  вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.

Распределение учебного материала по разделам

№ п/п

Раздел учебного курса

Кол-во часов

1

Как  устроен наш  язык

50

2

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

71

3

Развитие речи

31

4

Резервные уроки

18

Итого

170

Количество контрольных и проверочных работ

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Контрольные диктанты

3

2

3

2

10

Контрольные списывания

-

1

1

2

Проверочные изложения

-

-

-

1

1

Контрольные изложения

1

1

2

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Вид деятельности

Дата

план

Дата

факт

«Развитие речи»

Повторение по теме: Правила написания письма.

Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни»: повторение пройденного.

«Правописание»

Входная диагностическая работа

Самостоятельное выполнение диагностической работы.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Повторение по теме: Фонетика и словообразование.

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе слов.

«Правописание»

 Повторение по теме: Изученные орфограммы.

Отработка орфографических правил, изученных во 2–3 классах

«Правописание»

 Повторение по теме: Орфограммы в корне слова.

Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове.

«Развитие речи»

Повторение по теме: Правила написания письма. Письмо другу.

Анализ ошибочных вариантов писем, исправление ошибок. Работа с рубрикой «Обрати внимание».

«Правописание»

Повторение по теме: Признаки имени существительного.

Работа в парах: род имени   существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имён существительных – работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору.

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание окончаний имён существительных 1-го склонения.

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имён существительных 1 склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения.

Обсуждение вопросов рубрики «Вспомни». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имён существительных 2 склонения. Подготовка к диктанту.

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения.

Выбор имён существительных З склонения. Подготовка к письму под диктовку и к словарному диктанту

«Развитие речи»

Повторение по теме: Правила написания письма. Постскриптум.

Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание: постскриптум и его роль в письме. Анализ письма с использованием постскриптума, корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Правила написания письма. Корректировка теста «Письмо дедушке».

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени существительного.

Повторение признака одушевлённости—неодушевлённости имён существительных в рубрике  «Вспомни», классификация слов по данному признаку. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе.

«Как устроен наш язык»

Закрепление по теме: Морфологический разбор имени существительного.

Обсуждение проблемного вопроса о роли начальной формы слова при морфологическом разборе. Работа с трудным заданием и заданием по выбору.

«Правописание»

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно».

«Правописание»

Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм.

Запись текста под диктовку.

«Развитие речи»

Работа над ошибками. Работа с текстом. Текст – рассуждение.

Коллективная работа с текстом - рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста - рассуждения.

«Как устроен наш язык»

Повторение по теме: Признаки имени прилагательного.

Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни»,   признаки имени прилагательного как части речи. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Работа в парах. Анализ материала рубрики «Путешествие в прошлое».

«Как устроен наш язык»

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

Работа с рубрикой «Вспомни». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту.

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени прилагательного.

Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору.

«Развитие речи»

Текст. Типы текста. Совершенствование речевых умений.

Подбор заголовков, составление плана, узнавание типа текста.

«Правописание»

Буквы о-ё после шипящих и ц.

Классификация слов с буквами о–ё, графическое выделение изученной орфограммы.

«Правописание»

 Повторение по теме: Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Анализ выводов о написании Ь после шипящих (рубрика «Вспомни»). Распределение слов по группам и запись в таблицу: с Ь и без Ь.

«Правописание»

Повторение по теме: Местоимение.

Группировка слов: местоимения - существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни»). Наблюдение над языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка

«Правописание»

Орфограммы в приставках.

Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-

«Правописание»

Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки.

Подбор примеров слов с Ъ и Ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный Ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т.д. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных

«Развитие речи»

Обучающее подробное изложение «Домашние кошки».

Работа с текстом: составление плана текста, воспроизведение текста по памяти

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Разбор по членам предложения.

Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение над материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору.

«Правописание»

Контрольный диктант за 1 четверть.

Запись текста под диктовку.

«Как устроен наш язык»

Повторение по теме: Синтаксический разбор предложения. Работа над ошибками.

Определение цели высказывания предложения и его интонации по схеме предложения. Алгоритм синтаксического анализа предложения.

«Как устроен наш язык»

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Нахождение однородных членов предложения, постановка знаков препинания при них.

«Как устроен наш язык»

Синтаксический разбор предложения.

Закрепление знания алгоритма синтаксического анализа предложения. Исправление ошибок в разборе и синтаксическом анализе предложений.

«Как устроен наш язык»

Знаки препинания при однородных членах предложения. Тренировочные упражнения.

Нахождение однородных членов предложения, постановка знаков препинания при них. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом.

«Как устроен наш язык»

Синтаксический разбор предложения. Тренировочные упражнения.

Письмо предложений с однородными членами, выполнение синтаксического анализа предложений.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Деление текста на абзацы. Составление плана.

Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков, составление текста плана. Устранение ошибок.

«Как устроен наш язык»

Глагол.

Работа с рубрикой «Вспомни»: определение рода и числа у глаголов. Проблемный вопрос в рубрике  «Давай подумаем», анализ языкового материала. Коллективная работа с рубрикой «Тайны языка». Обсуждение алгоритма определения вида глагола. Работа в парах.

«Как устроен наш язык»

Глагол как часть речи.

Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный Ъ в глаголах. Составление слов с приставками.

«Правописание»

Правописание приставок в глаголах.

«Правописание»

Правописание не с глаголами.

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

«Развитие речи»

Обучающее выборочное изложение «Журавли».

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Вид глагола. Совершенный и несовершенный вид.

Определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

«Как устроен наш язык»

Начальная форма глагола.

Наблюдение над материалом рубрик «Вспомни» и «Обрати внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть, -ти.

«Как устроен наш язык»

Личные формы глагола.

Распределение глаголов по группам. Соотнесение глаголов с личными местоимениями.

«Как устроен наш язык»

Изменение глаголов по лицам и числам.

Определение лица и числа глаголов. Чередование согласных звуков при образовании личных форм глаголов.

«Правописание»

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Классификация глаголов

с ь. Повторение орфограммы: ь после шипящих.

«Правописание»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: Правописание изученных орфограмм.

Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (Ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров.

«Правописание»

Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Тренировочные упражнения.

Работа с рубрикой «Обрати внимание». Фронтальная работа: выбор типа текста (описание или повествование), обоснование своего выбора. Самостоятельное составление текста

 «Развитие речи»

Работа с текстом. Текст – описание «Белка».

Запись текста под диктовку.

«Правописание»

Работа над ошибками. Правописание -ться и -тся в глаголах.

Выведение правила. Классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с ца)

«Правописание»

Правописание -ться и -тся в глаголах. Тренировочные упражнения.

Отработка правописания -ться и -тся в глаголах

«Правописание»

Контрольное списывание.

Списывание текста с печатного образца.

«Развитие речи»

Текст. Связь абзацев в тексте.

Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение.

 «Как устроен наш язык»

Спряжение глаголов. Окончания личных форм глагола.

Наблюдения над окончаниями личных форм глагола в рубрике «Обрати внимание», формулирование выводов. Обсуждение материала рубрики «Тайны языка»: что такое спряжение. Выполнение упражнений по образцу.

«Как устроен наш язык»

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола.

Наблюдения над окончаниями личных форм глагола. Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.

«Как устроен наш язык»

Спряжение глаголов. Тренировочные упражнения.

Наблюдение над глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору.

«Правописание»

Правописание глаголов. Отработка орфографических правил написания глаголов.

Отработка орфографических правил правописания глаголов.

«Развитие речи»

Текст. Приём противопоставления в тексте.

Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях.

«Правописание»

Правописание безударных окончаний глаголов.

Упражнения на классификацию, изменение формы глаголов, группировку.

«Правописание»

Правописание безударных окончаний глаголов. Тренировочные упражнения.

Упражнения на классификацию, изменение формы глаголов, группировку.

«Правописание»

Закрепление по теме: Правописание глаголов.

Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение).

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание безударных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

«Развитие речи»

Роль слов в тексте. Работа над точностью письменной речи

Обсуждение рубрики «Вспомни»: значение слова и его контекст. Индивидуальная работа с текстом: выявление эмоционально окрашенных слов и словосочетаний. Сравнение своей работы с вариантом учебника. Поиск приёма построения текста.

«Правописание»

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов.

«Правописание»

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов.

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание глаголов. Определение спряжения, лица, числа глаголов.

«Правописание»

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть (административный).

Запись текста под диктовку.

 «Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Настоящее время глагола.

Настоящее время глагола. Поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

Выведение правила. Замена звуковой записи на буквенную. Правописание суффиксов глаголов.

«Как устроен наш язык»

Прошедшее время глагола.

Обсуждение материала рубрик «давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

«Как устроен наш язык»

Прошедшее время глагола. Тренировочные упражнения.

Наблюдение над формами глаголов в рубриках  «Обрати внимание» и «давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием.

«Правописание»

Промежуточная комплексная диагностическая работа.

Самостоятельное выполнение работы.

«Развитие речи»

Работа над ошибками. Обучающее изложение с элементами сочинения: «Штора».

Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа.

«Правописание»

Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов.

Группировка глаголов, написание их суффиксов. Орфографический комментарий текста.

«Как устроен наш язык»

Будущее время глагола.

Изменение глаголов по временам. Определение временной формы глаголов.

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов.

Группировка глаголов, написание их суффиксов. Орфографический комментарий текста.

«Как устроен наш язык»

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам. Определение временной формы глаголов.

«Развитие речи»

Обучающее изложение от первого лица «Сугроб с хоботом».

Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Введение понятий: изъявительное, повелительное и условное наклонения

«Правописание»

Условное наклонение глагола.

Ознакомление со способом образования условного наклонения.

«Правописание»

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. Наблюдение над языковым материалом. Ответ на вопрос: От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила.

«Правописание»

Правописание глаголов. Тренировочные упражнения.

«Развитие речи»

Текст. Использование в тексте глаголов в форме условного наклонения.

«Как устроен наш язык»

Повелительное наклонение глагола.

Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. Знакомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма).

«Как устроен наш язык»

Повелительное наклонение глагола. Тренировочные упражнения.

«Как устроен наш язык»

Словообразование глаголов.

Наблюдение над языковым материалом: знакомство с ещё одним способом образования формы повелительного наклонения (сложная форма). Работа в парах и индивидуальная работа. Работа над исправлением ошибочных высказываний (коллективно).

«Развитие речи»

Обучающее сочинение в жанре сказки «Дед Мороз».

Подготовка к написанию историй на конкурс «Сказка про деда Мороза». Обсуждение возможного названия сказки, ее плана, начала и т.д. Написание сказки.

«Правописание»

Работа над ошибками. Глагол в предложении.

Роль глагола как главного слова и связанных с ним существительных. Написание глаголов в предложении и в словосочетании.

«Правописание»

Глагол в предложении. Синтаксическая функция глагола.

«Правописание»

Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм.

Запись текста под диктовку.

«Правописание»

Правописание глаголов. Работа над ошибками.

Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.

«Правописание»

Правописание глаголов. Тренировочные упражнения.

Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Правильность и точность письменной речи.

Работа с текстом учебника: обсуждение заголовка, особенностей строения текста (передаётся разговор двух людей). Ознакомление с понятием «монолог», «диалог». Работа над исправлением приведённых речевых ошибок в высказываниях.

«Как устроен наш язык»

Морфологический  разбор глагола.

Морфологический разбор глагола. Повторение разбора имён существительных и прилагательных. Составление алгоритма разбора глагола.

«Правописание»

Повторение изученных орфограмм.

Тренировочные упражнения на отработку правописания изученных орфограмм.

«Развитие речи»

Правила написания краткого изложения.

Чтение и обсуждение текста. Написание краткого изложения.

«Как устроен наш язык»

Наречие.

Знакомство с наречием как частью речи. Вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция.

«Правописание»

Правописание наречий.

Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются.

«Правописание»

Правописание наречий. Тренировочные упражнения.

«Как устроен наш язык»

Как образуются наречия.

Наблюдения над языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия.

«Правописание»

Правописание гласных на конце наречий.

Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм.

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание гласных на конце наречий.

«Развитие речи»

Обучающее сочинение – описание «Зима».

Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа).

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Морфологический разбор наречий.

Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем»). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий.

«Правописание»

Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм.

Запись текста под диктовку.

«Правописание»

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Работа над ошибками.

Наблюдения над языковым материалом: правописание наречий на шипящую. Коллективное обсуждение правила.

Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы.

«Правописание»

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы.

«Правописание»

Мягкий знак на конце слов после шипящих. Тренировочные упражнения.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Продолжение и завершение текста.

Коллективная работа с текстом учебника. Написание продолжения и окончания текста (индивидуальная работа).

«Как устроен наш язык»

Имя числительное.

Знакомство с именем числительным как частью речи. Понятие о порядковых и количественных числительных. Упражнения на нахождение их в тексте, на умение задавать вопросы к ним и различать порядковые и количественные имена числительные.

«Как устроен наш язык»

Имя числительное. Простое, сложное и составное.

Введение понятий «простое», «сложное» и «составное»  числительное. Упражнение в определении состава данных имён числительных. Запись числа словами.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Образные слова и выражения.

Введение понятия образные слова и выражения. Использование их в тексте.

«Как устроен наш язык»

Изменение имён числительных

Сравнение склонения числительных со склонением прилагательных и существительных.

«Правописание»

Слитное и раздельное написание числительных.

Наблюдения над языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений.

«Развитие речи»

Контрольное изложение.

Написание изложения повествовательного текста.

«Правописание»

Правописание мягкого знака в числительных. Работа над ошибками.

Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос: «В каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова?»  Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила.

«Правописание»

Правописание числительных.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Текст – описание с использованием народных примет.

Повторение ранее изученного материала (образные слова и выражения в тексте, цель их использования). Самостоятельная работа с текстом учебника. Сравнение и обсуждение результатов.

«Правописание»

Повторение по теме: Правописание мягкого знака в словах.

Выполнение упражнений на повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.

«Правописание»

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть.

Запись текста под диктовку.

«Как устроен наш язык»

Связь слов в предложении. Словосочетание. Работа над ошибками.

Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании.

«Как устроен наш язык»

Словосочетание.

Ознакомление с новыми понятиями (словосочетание, сочинительная  связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать сочинительную связь от подчинительной связи.

«Как устроен наш язык»

Слово. Словосочетание. Предложение.

Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложений. Сравнение слов и словосочетаний, словосочетаний и предложений.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Текст -рассуждение по произведению А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту. Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини - сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту.

«Правописание»

Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях.

Выполнение тренировочных упражнений на повторение правил правописания числительных, входящих в состав словосочетаний.

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Согласование.

Повторение материала, изученного в З и 4 классах. Ответ на вопрос: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения.

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях. Тренировочные упражнения.

Повторение и отработка правил согласования слов, входящих в состав словосочетаний (прил.+ нескл. сущ., сущ.+ порядк. числит.). Упражнение на повторение изученных орфограмм.

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Управление.

Понятие управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление.

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях вида управление.

Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях.

«Развитие речи»

Обучающее сочинение - повествование по теме «В нашем классе»

Написание текста.

Сравнение и обсуждение результатов работы.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи «примыкание».

«Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях вида примыкание.

Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний.

«Правописание»

Словосочетание в предложении.

Введение понятия о словосочетании как строительном материале распространённого предложения. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы имени существительного (выбор падежа и предлога) в словосочетания с типом связи управление.

«Развитие речи»

Обучающее сочинение-рассуждение по теме «О себе».

Чтение текста учебника. Беседа по вопросам к тексту Обсуждение особенностей построения текста-рассуждения. Написание мини-сочинения-рассуждения с опорой на вопросы к тексту.

«Правописание»

Контрольный диктант по теме: Правописание изученных орфограмм.

Запись текста под диктовку.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Сложное предложение.

Понятие сложного предложения. Нахождение сложного предложения в тексте. Упражнение на нахождение сложного предложения в тексте.

«Как устроен наш язык»

Как связаны части сложносочиненного предложения

Знакомство с сочинительными союзами «зато», «однако», «да».

«Правописание»

Знаки препинания в сложном предложении.

Наблюдение над языковым материалом (рубрика «Давай подумаем»): союзы «и», «или» в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы «и», «или», «а», «но».

«Правописание»

Правила постановки запятых между частями сложного предложения.

«Развитие речи»

Обучающее сочинение - описание «Дым столбом».

Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Как связаны части сложноподчинённого предложения.

Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчинённого предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчинённого предложения к другой.

«Как устроен наш язык»

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

Распознавание сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. Нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений

«Правописание»

Повторение по теме: Правила постановки запятых между частями сложного предложения.

Тренировочные упражнения в различении сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

«Как устроен наш язык»

Сложное предложение.

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении.

«Правописание»

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 4 четверть.

Запись текста под диктовку.

«Правописание»

Запятые между частями сложного предложения. Тренировочные упражнения. Работа над ошибками.

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении.

«Развитие речи»

Обучающее изложение по произведению А. П. Чехова «Мальчики».

Коллективная работа с текстом учебника. Написание начала и продолжения текста (самостоятельная работа). Анализ работ учащихся.

«Правописание»

Работа над ошибками. Закрепление по теме: Правила постановки запятых между частями сложного предложения.

Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении.

«Развитие речи»

Работа с текстом. Придумывание предложений, в которых все слова начинаются с одной буквы.

Творческие речевые игры: нахождение грамматических основ, расстановка знаков препинания, разгадывание кроссвордов, продолжение и озаглавливание текстов.

«Как устроен наш язык»

Повторение по теме: Фонетика и словообразование.

Замена транскрипции буквенной записью.

«Как устроен наш язык»

Повторение по теме: Морфологический разбор имен существительных.

Выполнение тренировочных упражнений.

«Правописание»

Контрольное списывание.

Списывание текста с печатного образца.

«Как устроен наш язык»

Работа над ошибками. Повторение по теме: Морфологический разбор имен прилагательных.

Выполнение тренировочных упражнений.

«Развитие речи»

Контрольное изложение.

Написание изложения повествовательного текста.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Резервный урок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

Книгопечатная продукция

Иванов С. В.  Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.

Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.

Учебники

Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп.. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Рабочие тетради

Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». -  М. «Вентана – Граф», 2014г.

Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. -  М. «Вентана – Граф», 2014г.

Методические пособия

Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 4 класс. М. «Вентана – Граф», 2014г.

Иванов С. В.  Русский язык: 1 - 4 классы: программа, планирование, контроль/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова– М.: Вентана-Граф, 2013.

Журова Л.Е. Беседы с учителем. Четвёртый  класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контроль и оценка знаний. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Для учащихся:

Учебники

Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова – 3 – е изд., испр. и доп.. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Рабочие тетради

Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. –4 – е изд., испр. и доп. - М. : Вентана-Граф, 2014.

Кузнецова М.И. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения «Учусь писать без ошибок». -  М. «Вентана – Граф», 2014г.

Кузнецова М.И. Тетрадь для контрольных работ. -  М. «Вентана – Граф», 2014г.

Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Наборы предметных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 21 века"

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России....

Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по русскому языку в соответсвии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....