Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иващенко Елена Викторовна

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_2015.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Апшеронский район, пгт Нефтегорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа  № 20

                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                  решением педагогического совета

от 28.08. 2015 года протокол № 1

Председатель ________    С. А. Аипова

               

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по   русскому языку

Уровень образования (класс) начальное общее  образование 1 - 4 класс   

Количество часов 658            

Учитель    Иващенко Елена Викторовна

Программа разработана на основе примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения) и авторской программы С.В.Иванова «Русский язык», УМК «Начальная школа XXI в.» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.

  1. Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 1- 4 классов разработана на основе:

  • примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего  начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;
  • примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения);
  • авторской программы  С. В. Иванова  (программа к учебнику «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2013 ;
  • планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 20;
  • программы  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУСОШ № 20.

       За основу программы по предмету «Русский язык» взят вариант авторской  программы по русскому языку для начального общего образования 1 - 4 класс / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова  - сайт  www.vfg.ru /  курса УМК «Начальная школа XXI века».

Авторская программа С. В. Иванова рассчитана на 165 часов в 1 классе, по 170 часов во 2 – 4 классах. В 4 классе было уменьшено количество часов, отводимых на русский язык, т. к. в учебный план включён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В программу внесены изменения в соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» и письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 №47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Согласно образовательному плану образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в 4 классе выделяется 153 часа (5 часов в 1 полугодии, 4 часа во 2 полугодии. 34 недели).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Цели и задачи курса

        Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

     Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

          Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

         Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

      Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

  •  грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

      Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления

учащихся с основными положениями науки о языке.

        Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

  •  «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
  •  «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

      Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение        умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

         В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Структура курса

        Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

      Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

     Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

       Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах по русскому языку и литературному чтению. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

       Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

       После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

       Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

       В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

      Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» во 2, 3 и 4 классах. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка. Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма. Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

      Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления,  но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

         Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: он является основным средством общения между людьми;

  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в

различных областях науки и культуры;

  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
  1. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

       Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 658 ч, из них в 1 классе 165 ч (5 часов в неделю, 33 учебные недели); во 2 - 3 классах по 170 часов (5часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе); в 4 классе 153 часа (5 часов в 1 полугодии, 4 часа во 2 полугодии, 34 учебные недели).

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

    Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества. 

 В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

       Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

-  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

      Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

      Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть

речи, член предложения, простое предложение;

 - способность контролировать свои действия, проверять написанное.

  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1 класс (54–85 ч)

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

      Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

1) показатель мягкости предшествующего согласного;

2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания

текста.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах

собственных;

  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • сочетания чк, чн;
  • перенос слов;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии целям и условиям общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

1.1. Фонетика и графика (10 ч)

Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв;

различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Деление слов на слоги.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Слово и предложение (6 ч)

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

1.4. Состав слова (морфемика) (19 ч)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1.5. Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

      Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (34 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

3.2. Письменная речь

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

IV. Повторение (5 ч)

  1. Резервные уроки (16 ч)

3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)

1.4. Синтаксис (18 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1.5. Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.  Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • соединительные гласные о, е в сложных словах;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (30 ч)

3.1. Устная речь

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных, устаревших слов и фразеологизмов.

IV. Резервные уроки (25 ч)

4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч)

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

1.4. Морфология. (36 ч) Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис (16ч)

Синтаксический анализ простого предложения. (4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения.

Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные  слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а, о на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в

сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без

заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Резервные уроки (35 ч)

  1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы;
  • ударные и безударные гласные звуки;
  • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • выделять в словах слоги;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
  • переносить слова18;

 При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.

  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определенные программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов;
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки;
  • задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
  1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;

решать учебные и практические задачи:

  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
  • разделительные твердый и мягкий знаки;
  • правописание К ставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
  • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении

и омонимов;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
  • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:

-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
  1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

  • собственные имена существительные;
  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

  • определять род изменяемых имен существительных;
  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
  • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • составлять план собственного и предложенного текс та;
  • определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
  • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
  1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

  • начальную форму глагола;
  • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

  • определять спряжение глагола;
  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
  • определять вид глагола;
  • находить наречие и имя числительное в тексте;
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
  • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
  • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
  • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования

№ п\п

Раздел учебного предмета

Содержание

учебного

предмета

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

авторская

рабочая

1 кл.

2 кл.

3 кл

4 кл

Русский язык (обучение грамоте)

(54-85)

80

80

1.

1.Слово и предложение

Осознание цели и ситуации письменного общения. Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в конце предложения. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

3

3

-

-

-

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия).

Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количество слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

2.

2.Фонетика

Осознание цели и ситуации устного общения. Построение модели звукового состава слова. Подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм

10

10

-

-

-

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука  в слове.

Группировать слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н-м, р-л, с-ш).

Подбирать слова с заданными звуками.

Различать звуки неродной речи.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Объяснять пояснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Подбирать слова с заданным количеством слогов.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

3.

3.Графика и

письмо

Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм.

Ознакомление с правилом написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

Применение правила написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.

56

56

-

-

-

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости – мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам.

Объяснять функцию букв Ъ и Ь.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, выделенные печатным и курсивным шрифтом.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Списывать с печатного и письменного текста.

Переносить слова по слогам.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

4.

4.Орфография и пунктуация

Применение правил обозначения гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу) и правила переноса слов без стечения согласных. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста

8

8

-

-

-

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

5.

5.Развитие речи

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения.

3

3

-

-

-

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение.

                             Русский язык (578 часов + 80 часов (обучение грамоте) = 658 часов)

 

Систематический курс

595

578

85

170

170

153

1.

Фонетика и орфоэпия

Построение модели звукового состава слова. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям.

Ударение, способы его выделения. Применение правила переноса слов без стечения согласных.

Ударение. Различение звука и буквы. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста

-

4

4

-

-

-

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).

Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков больше количества букв).

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь).

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации.

2.

Графика и орфография

Применение правил обозначения гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу) и правила переноса слов без стечения согласных. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста

-

20

20

-

-

-

Анализировать текст на наличие в нем слов с буквосочетания ми ча – ща, чу – щу, жи – ши.

Выписывать из текста слова с буквосочетания ми ча –ща, чу – щу, жи – ши.

Списывать слова с буквосочетания ми ча – ща, чу –щу, жи – ши.

Вписывать пропущенные буквы в слова с буквосочетания ми ча – ща, чу – щу, жи – ши.

Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Переносить слова с одной строки на другую.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

3.

Слово и предложение.

Пунктуация

Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм.

Применение правила написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных.

-

22

22

-

-

-

Выделять предложения из речевого потока:

определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.

Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.

Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.

Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

4.

Развитие речи

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения

-

39

39

-

-

-

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Формулировать и обосновывать собственное мнение.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Составлять небольшие описательные рассказы.

Составлять небольшие повествовательные рассказы.

1

Как устроен наш язык

173

203

-

66

77

60

1.1

Фонетика и графика

Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение. Различение звука и буквы. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста

14

20

-

11

7

2

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).

Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков больше количества букв).

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь).

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации.

1.2

Орфоэпия

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Делениеслов на слоги.

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.

Применение правила переноса слов без стечения согласных.

5

-

-

-

-

-

1.3

Слово и предложение

Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные Наблюдение за словами в предложении

6

6

-

6

-

-

        Выделять предложения из речевого потока:

определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.

Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.

Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.

Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Различать слово и предложение.

Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Объяснять значение слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

1.4

Состав слова (морфемика)

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Суффикс как часть слова; значения суффиксов.

Приставка как часть слова; значения приставок.

Основа слова.

Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов

24

32

-

26

6

-

Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава.

Объяснять значение слова  - давать развёрнутое толкование его значения.

Различать родственные слова и формы слова.

Объяснять роль и значение суффиксов/приставок.

Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами.

Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове … приставка, как в слове… окончание, как в слове…»).

1.5

Лексика

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания (написания) и значения.

Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

22

23

-

23

-

-

Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. 

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

1.6

Синтаксис

34

41

-

-

25

17

1.6.1

Синтаксический анализ простого предложения

Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и Наблюдение за словами в предложении.

Нахождение главных членов предложения.

Различение главных и второстепенных членов предложения.невосклицательные.

4

Квалифицировать предложения по цели высказывания.

Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками.

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Объяснять способы нахождения главных членов предложения.

1.6.2

Словосочетание

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых вопросов связи между словами в словосочетании. Связь слов в словосочетании

8

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании.

Наблюдать: находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.

1.6.3

Различие простых и сложных предложений

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Синтаксический анализ простого предложения; разбор простого предложения по членам. Различие простых и сложных предложений.

5

Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами.

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения.

Сравнивать простые и сложные предложения.

1.7

Морфология

73

80

-

-

39

41

1.7.1

Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательно-го на основе морфологического разбора.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Изменение имён существительных по числам и падежам. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Основные признаки относительных, качественных, притяжательных имён прилагательных.

4

Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям).

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.

Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет).

Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких – либо грамматических признаков, общих с другими существительными).

Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному.

Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

1.7.2

Глагол

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола.

5

Знакомство с глаголом как частью речи: общее значение, глагольные вопросы, начальная форма глагола.

1.7.3

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее

9

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Определять время: настоящее, прошедшее, будущее

1.7.4

Личные формы глагола

Личные формы глагола. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по временам.

6

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1.7.5

Наклонение глаголов. Словообразова-ние

Изъявительное, повелительное, условное наклонение глагола.

Словообразование глаголов. Глагол в предложении

7

Умение определять изъявительное, повелительное, условное наклонение глагола, основываясь на изученные правила.

Умение различать способы словообразования глаголов

1.7.6

Наречие

Наречие: значение и употребление в речи.

Морфологический разбор наречий

6

Определять значение и употребление наречий в речи.

Анализировать грамматические признаки наречий, выполнять морфологический разбор наречий в соответствии с алгоритмом.

1.7.7

Имя числительное

Имя числительное: общее значение

3

Знакомство с числительным.

Наблюдать: определять наличие в тексте числительных

1.7.8

Местоимение

Местоимение: общее значение

1

Различать местоимение как часть речи

2

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

163

191

-

62

63

66

2.1

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Применение правил правописания:

безударных проверяемых гласных в корне слова;

2

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.

Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.

Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки.

Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала.

Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

2.1.1

Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу;

Применение правил правописания:

 сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу;

2.1.2

Прописная буква

прописной буквы в начале предложения и в именах собственных;

2.1.3

Парные звонкие и глухие согласные в корнях слов

проверяемых парных звонких и глухих согласных в корнях слов;

2.1.4

Удвоенные согласные в корне слова

удвоенных согласных в корне слова (словарные слова);

2.2

Безударные гласные в падежных окончаниях имён существи-тельных и прилагательных

безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и прилагательных;

гласных о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

5

2.3

Буквы о, ё после шипящих в корне слова

букв о, ё после шипящих в корне слова;

букв и, ы после ц в различных частях слов;

1

2.4

Правописание приставок

приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-; приставок, оканчивающихся на з/с;

приставок и правописания не с глаголами;

3

2.4.1

Правописание суффиксов

суффиксов имён существительных, прилагательных;

суффиксов -ец- и -иц-, сочетаний ичк, ечк;

суффиксов глаголов -ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;

2.5

Правописание твердого и мягкого знаков

разделительных твёрдого и мягкого знаков;

ь после шипящих на конце имён существительных;

мягкого знака после шипящих на конце глаголов;

-ться и -тся в глаголах;

мягкого знака на конце наречий;

мягкого знака в именах числительных;

10

2.6

Постановка знаков препинания

постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов;

постановки запятой между частями сложного предложения

6

2.7

Правописание глаголов

безударных личных окончаний глаголов;

гласных перед -ть в начальной форме и перед суффиксом -л- в прошедшем времени глаголов;

15

2.8

Правописание гласных на конце наречий

букв а, о на конце наречий ;

3

2.9

Правописание числительных

слитного и раздельного написания числительных; словосочетаний;

2

2.10

Правописание слов в словосочетаниях

применять правила правописания слово-сочетаний; находить словосочетания с согла-сованием; управлением, примыканием

4

2.11

Контрольные работы к блоку «Правописание»

Применение правил правописания по изученным темам

15

Умение применять правила правописания по изученным темам; развитие самостоятельности, самоконтроля;  

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложением и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.

3

Развитие речи

Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста; последовательность предложений в тексте.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте.

Знакомство с жанром письма. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Знакомство с изложением как видом письменной работы. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение). Создание собственных текстов заданного типа.

93

94

-

37

30

27

Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми разного возраста.

Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру.

Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).

Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны.

Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общение (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями не русского языка.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложений.

Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно,

от другого лица.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать вы-

бор наиболее удачного плана.

Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа.

Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.

Составлять устные монологические высказывания: словесный отчёт

о выполненной работе, рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу.

Оценивать текст, находить в тесте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений).

3.1

Устная речь

Осознание цели и си-туации устного общения. Овладение нормами ре-чевого этикета в ситу-ациях учебного и быто-вого общения. Практи-ческое овладение диало-гической формой речи

-

-

-

-

-

14

3.2

Письменная речь

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм.

Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения;

-

-

-

-

-

13

Повторение

Повторение изученных орфограмм

5

5

-

5

-

-

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Резервные уроки

76

-

-

-

-


8. Описание материально- технического обеспечения образовательного       процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)

2. Авторская программа С.В. Иванова «Русский язык», УМК «Начальная школа XXI в.» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

3. Учебник «Русский язык» 1- 4 класс. - В 2 частях. Под редакцией С. В. Иванова, Москва: «Вентана-Граф», 2012 – 2014г.

       1

1

К по кол-ву учащихся

Библиотечный фонд формируется с учётом типа школы с русским (родным) языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

        Печатные пособия

1. Русский язык.   Прописи № 1, 2, 3

2. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1, 2

3. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

4. Касса букв и сочетаний

5. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку

6. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

7. Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный)

8. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

        К

К

2

2

1

4

8

8

Печатные пособия распределены в соответствии по классам

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

да

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Персональный компьютер

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Принтер

Документ- камера

Система голосования

         8

6

2

8

8

2

1

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса русский язык

К

При наличии технических средств

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски на магнитной основе

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

        К

8

К

8

К

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам.

Настольные развивающие игры

К

         2

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 20

от 27.08. 2015 года № 1

________    Выприцкая Т. А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

   __________        Уханева Е. В.

28.08. 2015 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». –3-е издание, доработанное и дополне...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Данная программа может быть использована учителями, работающими по программе "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по русскому языку, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Данная программа может быть использована учителями, работающими по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку. Программа: "Начальная школа XXI" века. 1 класс

Рабочая программа по русскому языку соответствует ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...